Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 января 2011 г. N Ф07-12469/2010 по делу N А05-3092/2010
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Тарасюка И.М., Яковца А.В.,
рассмотрев 11.01.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2010 по делу N А05-3092/2010 (судьи Чельцова Н.С., Кудин А.Г., Осокина Н.Н.),
установил:
Петров Дмитрий Сергеевич обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее - Инспекция, регистрирующий орган) о признании незаконным решения от 27.02.2010 об отказе в государственной регистрации юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Большой город" (далее - Общество) и о возложении на Инспекцию обязанности осуществить регистрацию создания Общества на основании ранее представленных документов.
Определением суда от 28.04.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "АЙВЭКС-Архангельск" (далее - ООО "АЙВЭКС-Архангельск") и общество с ограниченной ответственностью "Управляющая копания "Современные Технологии менеджмента и консалтинга" (далее - ООО УК "Современные Технологии менеджмента и консалтинга").
Решением от 11.06.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 14.09.2010 решение от 11.06.2010 отменено. Суд признал незаконным решение Инспекции от 27.02.2010 об отказе в государственной регистрации Общества, обязал Инспекцию зарегистрировать Общество в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ). Суд также взыскал с Инспекции расходы по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит отменить постановление и оставить в силе решение. Инспекция считает, что отказала в государственной регистрации законно, поскольку установленный Законом N 129-ФЗ ограниченный перечень документов, необходимых при подаче заявления в регистрирующий орган для регистрации юридического лица при создании, не освобождает заявителя от обязанности указывать в предоставляемых документах достоверные сведения, отвечающие требованиям законности.
Стороны о времени и месте рассмотрения жалобы лица, участвующие в деле, надлежаще извещены, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Петров Дмитрий Сергеевич как единственный учредитель принял решение от 15.02.2010 N 01/10 о создании Общества. Этим решением Петров Д.С. утвердил устав общества и назначил себя его директором.
В соответствии с решением от 15.02.2010 и уставом Общества его адрес следующий: 163000, Российская Федерация, город Архангельск, проспект Чумбарова-Лучинского, дом 15, корпус 1, офис 3.
Учредитель Общества 18.02.2010 обратился в Инспекцию с заявлением по форме N Р11001 о государственной регистрации Общества при создании. Одновременно с этим заявлением Петров Д.С. представил регистрирующему органу следующие документы: устав Общества, решение единственного учредителя от 15.02.2010 N 01/10 о создании Общества, документ об уплате государственной пошлины.
В заявлении указано, что Общество находится по следующему адресу:: 163000, Российская Федерация, город Архангельск, проспект Чумбарова-Лучинского, дом 15, корпус 1, офис 3.
Регистрирующий орган принял решение от 27.02.2010 об отказе в государственной регистрации Общества при создании ввиду непредставления определенных Законом N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов. В качестве причины отказа указано, что заявление и устав не содержат достоверных сведений об адресе постоянно действующего исполнительного органа, поскольку регистрирующий орган располагает сведениями об отсутствии согласия собственника помещения на размещение создаваемой организации по адресу: 163000, Российская Федерация, город Архангельск, проспект Чумбарова-Лучинского, дом 15, корпус 1, офис 3.
Считая отказа в государственной регистрации незаконным, Петров Д.С. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции не согласился с решением суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
В силу статьи 12 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
д) документ об уплате государственной пошлины.
В силу пункта 4 статьи 9 названного Закона регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных Законом.
Из материалов дела усматривается, что Петров Д.С. представил в регистрирующий орган полный пакет документов, необходимых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в том числе заявление по форме N Р11001 и устав.
Однако содержание в представленном Петровым Д.С. заявлении по форме N Р11001 и уставе недостоверных, по мнению Инспекции, сведений относительно адреса регистрируемого юридического лица расценено ею как непредставление заявления и устава, содержащих достоверные сведения.
Пунктом 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах.
Из пункта 1.7 устава Общества следует, что данное общество находится по адресу: 163000, Российская Федерация, город Архангельск, проспект Чумбарова-Лучинского, дом 15, корпус 1, офис 3. Этот же адрес указан Петровым Д.С. в решении от 15.02.2010 N 01/10 и в заявлении по форме N Р11001, представленном в регистрирующий орган.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, статьей 12 Закона N 129-ФЗ не установлена обязанность представления правоустанавливающих документов на помещения, находящиеся по адресу, являющемуся адресом нахождения юридического лица.
Вместе с тем в материалы дела представлено письмо ООО "АЙВЭКС-Архангельск" от 05.03.2010 N 1, в соответствии с которым это общество, являясь арендатором офисного помещения, расположенного по адресу: 163000, город Архангельск, проспект Чумбарова-Лучинского, дом 15, корпус 1, офис 3, обязуется сдать его в аренду Обществу.
Кроме того, основания для отказа в государственной регистрации перечислены в пункте 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ, которая содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации.
Основание, по которому в регистрации отказала Инспекция, в названной статье не предусмотрено.
При этом за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона N 129-ФЗ несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Таким образом, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что регистрирующий орган незаконно отказал в государственной регистрации юридического лица при создании. Основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2010 по делу N А05-3092/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
И.М. Тарасюк |
|
А.В. Яковец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.