Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Колесниковой С.Г., Михайловской Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.07.2010 (судья Варфоломеев С.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2010 (судьи Шульга Л.А., Есипова О.И., Фокина Е.А.) по делу N А42-3545/2010,
установил:
Федеральное государственное учреждение Кандалакшская квартирно-эксплуатационная часть района (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области (далее - Управление) от 13.05.2010 N 2671/04 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 16.07.2010, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2010, заявленные требования удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе Управление, указывая на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и постановление судов и направить дело на новое рассмотрение.
Учреждение и Управление о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением проведена плановая выездная проверка соблюдения Учреждением требований природоохранного законодательства, по результатам которой составлены акт от 13.05.2010 N 2671/04 и протокол об административном правонарушении от 06.05.2010 N 2671/08 и вынесено постановление от 13.05.2010 N 2671/04 о привлечении Учреждения к ответственности по статье 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.
Учреждению вменено в вину использование без документов водного объекта - реки Лупче-Савино (пос. Лупче-Савино-2).
Признавая постановление незаконным, суды указали на нарушение Управлением требований части 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исключающих повторное привлечение к административной ответственности.
Статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий.
Судами установлено, что на квартирном довольствии Учреждения находится войсковая часть 71216 (далее - в/ч 71216). Используемое для водоотведения от объектов в/ч 71216 оборудование состоит на балансе и находится в оперативном управлении у Учреждения. Учреждение обязано обеспечить водоснабжение в/ч 71216, для чего должно оформить право пользования водным объектом реки Лупче-Савино.
В соответствии с Приказом Министерства обороны СССР от 22.02.1977 N 75 "О введении в действие Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского флота" вопросы обеспечения водоснабжения и канализации в войсковых частях возложены на квартирно-эксплуатационные органы Советской Армии и Военно-Морского Флота.
Согласно пункту 8 устава Учреждения оно создано для обеспечения воинских частей и организаций казарменно-жилищным фондом, топливно-энергетическими ресурсами, коммунальными услугами, материально-техническими ресурсами квартирно-эксплуатационной службы, ведения учета казарменно-жилищного фонда, землепользования, коммунальных сооружений и оборудования, для чего, в том числе, обеспечивает воинские части электрической и тепловой энергией, водой, твердым топливом; управляет федеральным недвижимым имуществом, закрепленным на праве оперативного управления, и организует рациональное его использование; контролирует техническую эксплуатацию, содержание казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений; планирует денежные средства на квартирно-эксплуатационные расходы и использует их в соответствии с целевым назначением; финансирует квартирно-эксплуатационные расходы; организует выполнение требований природоохранного законодательства и использования природных ресурсов и представляет сведения по этим вопросам организациям, осуществляющим контроль за охраной.
На основании изложенного судами сделан правомерный вывод о том, что в случае использования в/ч 71216 водного объекта с целью водоснабжения или водоотведения обязанность по оформлению в установленном порядке права пользования водным объектом лежит на Учреждении.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для: 1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов; 2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей; 3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.
Пунктами 1 и 2 части 2 этой же статьи установлено, что на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства; сброса сточных вод и (или) дренажных вод.
Поскольку в/ч 71216 по своему назначению отвечает за оборону страны и безопасность государства, то судами сделан правильный вывод, что пользование войсковой частью водными объектами подлежит оформлению решением о предоставлении водного объекта в пользование.
Факты осуществления в/ч 71216 забора воды из реки Лупче-Савино (пос. Лупче-Савино-2) через поверхностный водозабор подруслового типа с береговым колодцем, находящимся в оперативном управлении и состоящим на балансе Учреждения, отсутствия правоустанавливающих документов на право пользования этим водным объектом судом установлены, материалами дела подтверждаются и сторонами не оспариваются.
Таким образом, судами сделан правильный вывод о совершении Учреждением нарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также правомерный вывод сделан судами о наличии в действиях Учреждения вины, поскольку Учреждением не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых оно привлечено к ответственности.
Вместе с тем, судами сделан вывод о нарушении Управлением при привлечении Учреждения к ответственности требований части 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которой никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Судом установлено, что в ходе одной и той же проверки были выявлены два факта водозабора войсковой частью 71216 в реке Лупче-Савино: в пос. Лупче-Савино-1 и пос. Лупче-Савино-2. Постановлением от 13.05.2010 N 2671/03 Учреждение также привлечено к ответственности по статье 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за использование без документов водного объекта - реки Лупче-Савино.
Поскольку Учреждению вменяется нарушение, выразившееся в использовании водного объекта - реки Лупче-Савино без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом, то судами сделан правильный вывод о том, что в действиях Учреждения имеется состав только одного нарушения.
Таким образом, суды, сделав правильный вывод о нарушении Управлением требований части 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованно признали оспариваемое постановление незаконным.
Решение и постановление судов соответствуют нормам материального и процессуального права, и оснований для их отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.07.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2010 по делу N А42-3545/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Судьи |
С.Г. Колесникова |
|
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.