Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Тарасюка И.М., Яковца А.В.,
при участии от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу Кайгородова Н.Н. (доверенность от 10.07.2009),
рассмотрев 18.01.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.2010 (судья Домрачева Е.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2010 (судьи Зайцева Е.К., Копылова Л.С., Тойвонен И.Ю.) по делу N А56-12024/2009
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция N 8) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными государственной регистрации изменений в сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Эльбрус" (далее - ООО "Эльбрус", Общество), содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), связанных с внесением изменений в учредительные документы, а также обязании межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция N 15) внести соответствующие изменения в ЕГРЮЛ.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявитель уточнил исковые требования и просил: признать недействительной запись N 12-20 в ЕГРЮЛ, которая содержит сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица, внесенные в ЕГРЮЛ: 190121, Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, дом 25, литера А; признать недействительным решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Эльбрус", которые содержат сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица по вышеуказанному адресу; обязать Инспекцию N 15 внести соответствующие изменения в ЕГРЮЛ; обязать межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 9 по Республике Бурятия (далее - Инспекция N 9) внести соответствующие изменения в ЕГРЮЛ.
Решением суда первой инстанции от 11.06.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.10.2010, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Инспекция N 8, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новое решение, удовлетворив заявленные требования.
По мнению подателя жалобы, при регистрации изменений Общество представило недостоверные сведения относительно своего места нахождения, что является основанием для признания решения Инспекции N 15 недействительным.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Инспекции N 8 поддержал доводы, приведенные в жалобе.
Остальные участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о времени и месте слушания, однако своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие, что не противоречит статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых решения и постановления проверена в кассационном порядке.
Как следует из заявления Инспекции N 8, ООО "Эльбрус" было переведено из Инспекции N 9 и поставлено на налоговый учет в Инспекцию N 8. Инспекцией N 9 было принято решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица - ООО "Эльбрус".
ООО "Эльбрус" зарегистрировано 09.04.2009 по адресу: 190121, Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, д. 25, литера А, в связи с чем регистрационное дело было направлено в Инспекцию N 15 в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица.
В связи с регистрацией вышеуказанных изменений ООО "Эльбрус" 09.04.2009 постановлено на налоговый учет в Инспекции N 8.
Согласно протоколу осмотра 11.11.2009 N 1719 установлено, что Общество по указанному в учредительных документах адресу не находится, никаких сведений о данном юридическом лице по указанному адресу обнаружено не было. Отсутствуют признаки наличия какой-либо финансово-хозяйственной деятельности Общества.
Заявитель полагает, что сведения о местонахождении ООО "Эльбрус", которые были представлены при государственной регистрации юридического лица недостоверны, следовательно, запись ЕГРЮЛ в части адреса не соответствует закону и нарушает интересы Российской Федерации, поскольку не представляется возможным установить место исполнения обязательств Общества, место уплаты налогов, осуществлять меры налогового контроля.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд с настоящими требованиями.
Как следует из материалов дела, 02.04.2009 Общество в лице руководителя Поздняковой Л.А. обратилось в Инспекцию N 9 с заявлением по форме Р13001 о внесении изменений в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы.
Решением Инспекции N 9 от 09.04.2009 произведена государственная регистрация указанных изменений.
Инспекцией N 8 проведено обследование адреса (места нахождения) Общества, в результате которого установлено, что таковое по указанному в учредительных документах адресу не находится.
Считая, что решение от 09.04.2009 было вынесено Инспекцией N 9 на основании недостоверных сведений, Инспекция N 8 обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Суды, указав на отсутствие нарушений Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), отказали Инспекции N 8 в удовлетворении заявления.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, проверив законность обжалуемых судебных актов, а также обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью первой статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 11 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах в Российской Федерации" предусмотрено, что налоговые органы имеют право предъявлять в суде и арбитражном суде иски, в том числе и о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, Инспекция N 8 обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений Инспекций N 9 и 15 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 утверждены формы и требования к оформлению документов, используемых при регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей. Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, представляется по форме Р13001.
Судом первой инстанции установлено, что при обращении в Инспекцию N 9 Общество представило все необходимые документы.
Пункт 4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ предусматривает, что регистрирующий орган не вправе требовать предоставления других документов, кроме документов, установленных названным Федеральным законом.
Отказывая в удовлетворении заявления Инспекции N 8, суды руководствовались названными положениями Закона N 129-ФЗ и исходили из того, что у регистрирующего органа отсутствовали предусмотренные пунктами 1 и 1.1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ основания для отказа в удовлетворении заявления ООО "Эльбрус".
Доказательства того, что представленные Обществом сведения о новом месте своего нахождения на момент государственной регистрации изменений являлись недостоверными, суду представлены не были.
Кроме того, признание государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Общества, недействительной в судебном порядке не может рассматриваться в качестве надлежащих правовых последствий того, что в регистрирующий орган представлены недостоверные, по мнению Инспекции N 8, сведения о юридическом лице.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 25 Закона N 129-ФЗ за представление недостоверных сведений заявители и соответствующие юридические лица несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, в том числе и административную. В случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц, регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица.
С учетом изложенного кассационный суд полагает, что судом первой инстанции спор разрешен согласно действующему законодательству, нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не допущено.
При таких обстоятельствах кассационную жалобу Инспекции N 8 следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2010 по делу N А56-12024/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
И.М. Тарасюк |
|
А.В. Яковец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.