См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 декабря 2010 г. N Ф07-14306/2010 по делу N А56-15712/2010
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Клириковой Т.В., Колесниковой С.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Вента" Полунина Д.В. (доверенность от 01.09.2009), от Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Потаповой Ю.А. (доверенность от 11.01.2011),
рассмотрев 25.01.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вента" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.07.2010 (судья Савина Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2010 (судьи Жиляева Е.В., Барканова Я.В., Старовойтова О.Р.) по делу N А56-15712/2010,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Вента" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление) в выдаче документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода на участке "Сашино-1" в Ломоносовском районе Ленинградской области, изложенного в письме от 16.03.2010 N 21-1/3226, а также об обязании Управления выдать заявителю указанные документы.
Решением суда первой инстанции от 15.07.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.10.2010, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить указанные решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, у Управления отсутствуют основания для отказа Обществу в выдаче документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, представитель Управления просил в ее удовлетворении отказать.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Обществу предоставлена лицензия на пользование недрами ЛОД N 02627 ТЭ (зарегистрирована 15.02.2008, срок окончания действия 01.01.2013) для разведки и добычи песков и песчано-гравийного материала на участке недр "Сашино-1" в Ломоносовском районе Ленинградской области (далее - лицензия).
При предоставлении лицензии установлены предварительные границы горного отвода площадью 16,1 га (приложение N 1 к лицензии).
С целью получения документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, лицензиат обратился в Управление с соответствующим заявлением от 29.01.2010, приложив к нему технический проект разработки месторождения, полученное на него положительное заключение государственной экологической экспертизы от 03.12.2007 N 13-07-ЭЗ-ЛО (утверждено приказом Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области от 12.12.2007 N 104), а также письмо Администрации Муниципального образования Ломоносовский Муниципальный район Ленинградской области от 13.05.2009 N 2260/15 о согласовании проекта в части охраны окружающей среды.
Письмом от 16.03.2010 N 21-1/3226 Управление отказало заявителю в выдаче документов (горноотводного акта) по причине отсутствия согласования проекта с государственными органами охраны окружающей среды, указав на отсутствие у глав администраций муниципальных районов полномочий на такое согласование в части охраны окружающей среды.
Посчитав свои права нарушенными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Придя к выводу о необоснованности требований Общества, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления. При этом суды исходили из того, что возможность согласования технического проекта с администрацией муниципального образования нормами законодательства Российской Федерации не предусмотрена.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон) в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
В соответствии с частями первой и второй статьи 23.2 Закона разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.
Технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Согласно части третьей статьи 23.2 Закона порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118.
В силу пункта 7 статьи 49 Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до утверждения Правительством Российской Федерации порядка, предусмотренного частью третьей статьи 23.2 Закона, при подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на осуществление работ, связанных с пользованием участками недр, применяются нормативные правовые акты и нормативные технические документы, действующие на день вступления в силу данного Федерального закона.
Согласно пункту 5.3.13 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293, рассмотрение и согласование проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых осуществляет Федеральное агентство по недропользованию.
Федеральное агентство по недропользованию осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы или подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 указанного Положения).
Следовательно, обращаясь в Управление с заявлением о выдаче документов, определяющих уточненные границы горного отвода, Общество должно было согласовать технический проект с органами Федерального агентства по недропользованию. Доказательств согласования проекта в указанном порядке в материалах дела не имеется.
Полно и всесторонне исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о соответствии обжалуемого отказа Управления требованиям Закона и об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам, а доводы подателя жалобы направлены на их переоценку и не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.07.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2010 по делу N А56-15712/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вента" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
|
С.Г. Колесникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.