Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Никитушкиной Л.Л., Пастуховой М.В.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Санкт-Петербургу Шарафиловой Е.В. (доверенность от 28.04.2010 N 02/21685) и Лукмановой З.Р. (доверенность от 18.01.2011 N 02/00863), от общества с ограниченной ответственностью "Альма" Седяевой Г.В. (доверенность от 10.08.2010),
рассмотрев 24.01.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.09.2010 (судья Рыбаков С.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2010 (судьи Загараева Л.П., Будылева М.В., Семиглазов В.А.) по делу N А56-45295/2010,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Альма" (далее - ООО "Альма", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными ненормативных актов Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Санкт-Петербургу (далее - ИФНС N 27, Инспекция): решения от 19.04.2010 N 28 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, требования N 1709 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 24.06.2010, решения от 04.06.2010 N 228 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, за исключением отказа в привлечении к ответственности, решения от 19.04.2010 N 17 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), заявленной к возмещению, решения от 04.06.2010 N 6 об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению, а также об обязании возместить путем возврата из федерального бюджета НДС по операциям на внутреннем рынке за 2 и 3 кварталы 2009 в общей сумме 114 325 514 руб.
Решением суда первой инстанции от 17.09.2010 оспариваемые ненормативные акты Инспекции признаны недействительными. Суд обязал налоговый орган возместить ООО "Альма" путем возврата из федерального бюджета 60 606 698 руб. НДС за 2 квартал 2009 года и 53 718 816 руб. НДС за 3 квартал 2009 года (всего - 114 325 514 руб.).
Постановлением апелляционной инстанции от 26.10.2010 решение суда первой инстанции изменено.
Признаны недействительными решение от 19.04.2010 N 28 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; требование N 1709 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 24.06.2010; решение от 04.06.2010 N 228 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части уменьшения предъявленного к возмещению НДС за 3 квартал 2009 года в сумме 53 698 797 руб. 04 коп.; решение от 19.04.2010 N 17 в части отказа в возмещении НДС в сумме 60 522 435 руб. 57 коп., решение от 04.06.2010 N 6 в части отказа в возмещении НДС в сумме 53 698 797 руб. 04 коп.
.Суд обязал налоговый орган возместить ООО "Альма" путем возврата из федерального бюджета НДС в сумме 60 522 435 руб. 57 коп. по операциям на внутреннем рынке за 2 квартал 2009 года и в сумме 53 698 797 руб. 04 коп. - за 3 квартал 2009 года, а всего - 114 221 232 руб. 61 коп.
В остальной части в удовлетворении требований ООО "Альма" отказано.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты как вынесенные с нарушением норм материального права, выводы в которых не соответствуют обстоятельствам дела, и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
В судебном заседании представители налогового органа поддержали приведенные в жалобе доводы, а представитель Общества просил состоявшиеся судебные акты оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что ООО "Альма" 20.10.2009 представило в ИФНС N 27 уточненную налоговую декларацию по НДС за 2 квартал 2009 года. В ней Общество отразило 113 000 058 руб. стоимости реализованного товара, 19 475 620 руб. начисленного с реализации НДС; 80 082 318 руб. налоговых вычетов, в том числе 214 416 руб. НДС, предъявленного налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), и 79 867 902 руб. НДС, уплаченного таможенным органам при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. В декларации отражен и начисленный к возмещению НДС в размере 60 606 698 руб. По итогам проверки названной декларации ИФНС N 27 вынесла решение от 19.04.2010 N 28 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым ООО "Альма" привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде взыскания 55 741 руб. 20 коп. штрафа, начислено 20 443 руб. 09 коп. пеней, предложено уплатить недоимку по НДС в сумме 278 706 руб., а также решение от 19.04.2010 N 17 об отказе полностью в возмещении заявленной суммы НДС (60 606 698 руб.).
Общество оспорило вышеназванные ненормативные акты Инспекции в Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу, которое уведомлением от 22.06.2010 N 16-13/19236 отказало заявителю в удовлетворении жалобы. На основании решения от 19.04.2010 N 28 Инспекция выставила требование N 1709 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 24.06.2010. ООО "Альма" 08.12.2009 представило в ИФНС N 27 уточненную налоговую декларацию по НДС за 3 квартал 2009 года, в которой отразило 167 351 158 руб. реализации товаров, 29 228 033 руб. исчисленного с нее НДС, а также 113 229 324 руб. налоговых вычетов, в том числе 421 756 руб. НДС, предъявленного налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), и 112 807 568 руб. НДС, уплаченного таможенным органам при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Исчисленная к возмещению сумма НДС согласно представленной декларации составила 84 001 291 руб. ИФНС N 27 вынесла решение от 04.06.2010 N 228 об отказе в привлечении ООО "Альма" к ответственности за совершение налогового правонарушения, предложив ему уменьшить на 53 718 816 руб. предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС за 3 квартал 2009 года, а также внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета. Одновременно Инспекция вынесла решение от 04.06.2010 N 6 об отказе в частичном возмещении НДС, заявленной к возмещению, которым отказала ООО "Альма" в возмещении 53 718 816 руб. НДС, а также решение о возмещении НДС в сумме 30 282 475 руб. как правомерно заявленного к возмещению. Общество оспорило решение от 04.06.2010 N 228 в Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу, которое уведомлением от 02.08.2010 N 16-13/24806 жалобу налогоплательщика отклонило. Основанием для принятия спорных решений послужил вывод ИФНС N 27 о том, что действия ООО "Альма" направлены на получение необоснованной налоговой выгоды путем неполного отражения выручки от реализации ввезенного на территорию Российской Федерации товара, а следовательно, и занижения налоговой базы по НДС.
Не согласившись с вынесенными Инспекцией решениями и требованием об уплате налога, сбора, пени, штрафа, ООО "Альма" обратилось в арбитражный суд. Судебные инстанции удовлетворили заявленные Обществом требования, установив, что налогоплательщиком соблюдены все условия, необходимые для принятия в спорных периодах сумм НДС к вычету и возмещению из бюджета.
При этом суды признали основанными на предположениях и не доказанными документально выводы Инспекции о реализации ООО "Альма" ввезенного на территорию Российской Федерации товара на суммы, превышающие заявленные в спорных декларациях суммы реализации, а также о совершении заявителем недобросовестных действий, направленных на незаконное изъятие денежных средств из бюджета.
В соответствии со статьей 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав (включая передачу права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе), передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций, выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 171 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные положениями данной статьи налоговые вычеты. В соответствии с пунктом 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления, приобретение которых производится для осуществления признаваемых объектами обложения НДС операций, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи. Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, и после принятия на учет приобретенных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов. Пунктом 2 статьи 173 НК РФ установлено, что если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями статьи 176 НК РФ. В силу указанных положений Налогового кодекса Российской Федерации условием предъявления налогоплательщиком к вычету сумм НДС является предъявление ему налога поставщиками при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактическая уплата налога налогоплательщиком таможенным органам при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления в целях их перепродажи, осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения, принятие этих товаров (работ, услуг) к учету и наличие соответствующих подтверждающих документов и счетов-фактур, выставленных продавцами. Основанием возмещения налога является превышение по итогам налогового периода суммы налоговых вычетов над общей суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения.
Из материалов дела следует, что ООО "Альма" заключило контракты с иностранными поставщиками, в соответствии с которыми осуществило ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления. Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления и уплата ООО "Альма" сумм НДС таможенным органам при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, как установили суды, подтверждены представленными в материалы дела копиями грузовых таможенных деклараций с отметками таможенных органов "Выпуск разрешен" и чеков об уплате таможенных платежей. Правомерность применения Обществом налоговых вычетов признана вынесенными налоговым органом решениями и подтверждается материалами дела.
Ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары приобретены ООО "Альма" в целях перепродажи и переданы на реализацию комиссионеру ООО "Дайм" по договору комиссии от 05.05.2009 N 09-К/001.
В налоговых декларациях по НДС за 2 и 3 кварталы 2009 года на основании отчетов комиссионера о продаже товаров заявитель отразил соответствующую сумму реализации товаров и исчисленный со стоимости переданных покупателям товаров НДС. Данные обстоятельства установлены судами и подтверждаются материалами дела. Положительная разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, возникла у заявителя в связи с тем, что не все импортированные товары, приобретенные ООО "Альма" в целях перепродажи, были реализованы на внутреннем рынке во 2 и 3 кварталах 2009 года, а также в связи с корректировкой таможенной цены товаров при их таможенном оформлении в 3 квартале 2009 года.
Проанализировав положения статей 39 и 146 НК РФ, суды пришли к обоснованному выводу о том, что передача товаров от комитента комиссионеру не является реализацией товаров и операцией, признаваемой объектом налогообложения по НДС.
Из характера операции по реализации товаров через комиссионера следует, что НДС начисляется комитентом в момент отгрузки (передачи) товаров покупателю. Комиссионер обязан известить комитента о состоявшемся факте отгрузки (передачи) товаров покупателю, однако неисполнение этой обязанности комиссионером не влечет отсутствия у комитента налоговой обязанности по отражению реализации товаров, поскольку факт отгрузки товаров покупателю в данном случае является объективным обстоятельством, возникшим и существующим независимо от того, уведомлен ли о возникновении этого факта комитент.
Судом апелляционной инстанции на основании представленных Инспекцией в материалы дела документов установлено, что часть товара, ввезенного заявителем на таможенную территорию Российской Федерации, была реализована продавцами ООО "Сотис" и ООО "ТК Северный город" в спорный налоговый период и эти операции не были отражены в налоговой декларации. Данное обстоятельство послужило основанием для изменения апелляционной инстанцией решения суда первой инстанции и отказа заявителю в удовлетворении требований по этим операциям (доначисленного НДС в сумме 84 262 руб. 43 коп. за 2 квартал 2009 года и в сумме 20 018 руб. 96 коп. за 3 квартал 2009 года). В названной части постановление апелляционного суда ООО "Альма" не оспаривается.
Как правомерно установлено судом апелляционной инстанции, выводы ИФНС N 27 относительно реализации Обществом товаров и о занижении налоговой базы в спорных периодах в остальной части основаны на предположениях и документально не подтверждаются.
Судами правомерно отклонены и доводы Инспекции о перемещении товаров на территории Российской Федерации, поскольку указанные обстоятельства не свидетельствуют о приобретении данных товаров какими-либо конкретными покупателями непосредственно у заявителя, что могло бы подтвердить вывод налогового органа о мнимости совершенной заявителем с комиссионером сделки.
Суды также не выявили мнимости или притворности заключенных Обществом договоров комиссии.
Судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики.
В данном случае судебные инстанции правомерно исходили из того, что право налогоплательщика на применение налоговых вычетов и заявление сумм налога к возмещению не ставится Налоговым кодексом Российской Федерации в зависимость от отсутствия остатков нереализованного товара на забалансовых счетах комиссионера, утраты Обществом контроля за отгруженным товаром, размера уставного капитала, отсутствия ликвидного имущества, офисных и складских помещений, транспортных средств, наличие кредиторской и дебиторской задолженностей.
Доказательств невозможности ведения Обществом деятельности по купле-продаже товаров через комиссионера налоговым органом не представлено.
Судебные инстанции, установив соблюдение Обществом требований статей 167, 171-173 и 176 НК РФ, правомерно признали недействительными оспариваемые решения налогового органа, а также обязали налоговый орган возместить Обществу сумму НДС.
Следует отметить, что изложенные в кассационной жалобе доводы налогового органа дословно повторяют доводы апелляционной жалобы и направлены на переоценку установленных первой и апелляционной судебными инстанциями фактических обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в круг полномочий суда кассационной инстанции.
Поскольку в данном случае постановлением апелляционного суда частично изменено решение суда первой инстанции, то подлежит оставлению без изменения постановление апелляционного суда.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части первой статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2010 по делу N А56-45295/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
Л.Л. Никитушкина |
|
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.