Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 января 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Кадулина А.В., Константинова П.Ю.,
при участии от федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Калининградский государственный технический университет" Макарычева С.И. (доверенность от 21.10.2010),
рассмотрев 20.01.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Калининградский государственный технический университет" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.04.2010 (судья Сычевская С.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2010 (судьи Серикова И.А., Желтянников В.И., Жиляева Е.В.) по делу N А21-686/2010,
установил:
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Калининградский государственный технический университет" (далее - Университет) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Калининградской области (далее - УФРС по Калининградской области) в государственной регистрации права оперативного управления Университета на многоквартирный жилой дом, литера А, расположенный по адресу: Калининград, улица Горького, дом 19, а также об обязании ответчика зарегистрировать указанное право Университета.
Протокольным определением апелляционного суда от 29.09.2010 в порядке процессуального правопреемства УФРС по Калининградской области заменено на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области (далее - Управление Росреестра по Калининградской области).
Решением от 02.04.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.10.2010, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Университет, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 02.04.2010 и постановление апелляционного суда от 06.10.2010 и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных Университетом требований.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росреестра по Калининградской области возражает против ее удовлетворения.
В судебном заседании представитель Университета поддержал доводы кассационной жалобы.
Управление Росреестра по Калининградской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в заседание кассационной инстанции не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, согласно уставу в редакции, утвержденной 15.10.2008, Университет как высшее учебное заведение берет свое начало с факультета рыбного хозяйства и рыбной промышленности Московской сельскохозяйственной академии имени К.А. Тимирязева, на базе которого постановлением ЦИК И СНК СССР от 23.06.1930 N 237 был создан Московский технический институт рыбной промышленности, переименованный при переводе в г. Калининград в 1958 году в Калининградский технический институт рыбной промышленности и хозяйства, а с 1994 года - в Калининградский государственный технический университет. Университет подведомствен Федеральному агентству по рыболовству (далее - Росрыболовство).
Росрыболовство и Университет заключили договор от 24.10.2008 N СС-157 о взаимоотношениях, согласно которому в обязанности Университета входит обеспечение сохранности и эффективного использования имущества, закрепленного за Университетом на праве оперативного управления согласно приложению N 1.
В Перечень объектов недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за Университетом, являющийся приложением N 1 к договору, включен, в частности, жилой дом (общежитие N 3) площадью 2231 кв.м, находящийся по адресу: Калининград, улица Горького, дом 19, литера А.
Аналогичные договоры заключались Университетом с учредителем с 1995 года.
В октябре 2009 года Университет обратился за государственной регистрацией права оперативного управления на многоквартирный жилой дом, литера А, расположенный по адресу: Калининград, улица Горького, дом 19 (в котором располагается студенческое общежитие Университета N 3).
В письме от 22.10.2009 01/309/2009-519 УФРС по Калининградской области уведомило Университет о приостановлении государственной регистрации и, ссылаясь на пункт 5 статьи 18 Федерального закона от 21.07.2007 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации), предложило Университету представить второй подлинный экземпляр договора от 24.10.2008 N СС-157.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "от 21.07.1997"
Поскольку в течение установленного срока причины, препятствующие проведению государственной регистрации, устранены не были, УФРС по Калининградской области сообщением от 20.11.2009 N 01/309/2009-519 отказало Университету в государственной регистрации права оперативного управления.
Ссылаясь на то, что право оперативного управления в отношении переданного ему имущества возникло у него задолго до вступления в силу Закона о государственной регистрации и на регистрацию были представлены все необходимые документы, Университет обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на то, что заявитель не представил на государственную регистрацию второй подлинный экземпляр договора от 24.10.2008 N СС-157.
Оставляя решение от 02.04.2010 без изменения, апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из приведенной нормы следует, что ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) признаются недействительными, если не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
Основания отказа в государственной регистрации прав перечислены в статье 20 Закона о государственной регистрации, согласно абзацу 10 пункта 1 которой в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом для государственной регистрации прав.
Согласно пункту 5 статьи 18 Закона о государственной регистрации (в редакции, действовавшей на момент подачи Университетом заявления в регистрирующий орган) на государственную регистрацию прав, возникших до введения в действие названного Федерального закона на основании договоров и других сделок, представляются не менее чем два экземпляра документов, выражающих содержание сделок, один из которых - подлинник после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю.
Из приведенной нормы следует, что на государственную регистрацию прав, возникших до введения в действие Закона о государственной регистрации, представляется только один подлинный экземпляр договора, поэтому требование регистрирующего органа о представлении второго подлинного экземпляра договора от 24.10.2008 N СС-157 неправомерно.
Суды не учли, что Университетом были представлены достаточные доказательства закрепления за ним названного объекта на праве оперативного управления. Из представленного на государственную регистрацию договора от 24.10.2008 N СС-157 и приложения N 1 следует, что данный договор является подтверждением того, что перечисленное в приложении N 1 имущество уже закреплено за Университетом на праве оперативного управления, поэтому этот договор и не должен содержать признаки решения собственника о закреплении имущества. Имущество было передано Университету ранее и уже находилось в его владении, в связи с чем составления акта приема-передачи не требовалось.
Перечень объектов является приложением N 1 к договору и его составной частью, ввиду чего подписание приложения только Университетом не лишает его доказательственного значения.
Таким образом, отказ регистрирующего органа в государственной регистрации права оперативного управления Университета является незаконным.
При таком положении решение от 02.04.2010 и постановление апелляционного суда от 06.10.2010 подлежат отмене, а заявленные Университетом требования - удовлетворению.
С учетом результата рассмотрения кассационной жалобы судебные расходы Университета по заявлению, апелляционной и кассационной жалобам в размере 5 000 руб. подлежат взысканию с Управления Росреестра по Калининградской области.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.04.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2010 по делу N А21-686/2010 отменить.
Признать незаконным отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Калининградской области в государственной регистрации права оперативного управления федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Калининградский государственный технический университет" на многоквартирный жилой дом, литера А, расположенный по адресу: Калининград, улица Горького, дом 19, кадастровый (условный) номер: 39-39-01/309/2009-519.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области произвести государственную регистрацию права оперативного управления федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Калининградский государственный технический университет" на многоквартирный жилой дом, литера А, расположенный по адресу: Калининград, улица Горького, дом 19, кадастровый (условный) номер: 39-39-01/309/2009-519.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области в пользу федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Калининградский государственный технический университет" 5 000 руб. судебных расходов по заявлению, апелляционной и кассационной жалобам.
Председательствующий |
М.Г. Власова |
Судьи |
А.В. Кадулин |
|
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.