Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Журавлевой О.Р., Пастуховой М.В.,
рассмотрев 19.01.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Сибур-ПЭТФ" на решение Арбитражного суда Тверской области от 07.07.2010 (судья Перкина В.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2010 (судьи Осокина Н.Н., Кудин А.Г., Мурахина Н.В.) по делу N А66-5183/2010,
установил:
Открытое акционерное общество "Сибур-ПЭТФ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области (далее - Инспекция) от 12.03.2010 N 21-15/720 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда первой инстанции от 07.07.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.09.2010, Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 07.07.2010 и постановление от 20.09.2010 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
По мнению подателя кассационной жалобы, делая вывод о представлении документов для обоснования применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров в Республику Беларусь за пределами трехлетнего срока, установленного международным договором, суды не учли отсутствие у заявителя реальной возможности представить такие документы ранее даты истечения налогового периода.
В отзыве Инспекция просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на несостоятельность ее доводов.
Представители Общества и Инспекции, надлежащим образом извещенных о слушании дела, в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекция провела камеральную проверку представленной Обществом уточненной налоговой декларации по НДС за III квартал 2009 года.
По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 02.02.2010 N 21-15/187 и принято решение от 12.03.2010 N 221-15/720 о привлечении заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Указанным решением налогоплательщику доначислено 502 848 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), начислено 10 944 руб. 28 коп. пеней и 33 523 руб. 20 коп. штрафа.
В ходе проверки Инспекция сделала вывод о неправомерном включении Обществом в состав налоговых вычетов по НДС за III квартал 2009 года 502 848 руб. налога, ранее исчисленного по операциям по реализации товаров, обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым ранее не была документально подтверждена. Основанием для такого вывода послужило представление Обществом документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки по НДС при реализации товаров в Республику Беларусь по договору от 24.04.2006 N 024, по истечении трехлетнего срока со дня возникновения обязательства по уплате косвенных налогов.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области от 05.05.2010 N 12-12/106 решение Инспекции от 12.03.2010 N 221-15/720 оставлено без изменения.
Посчитав нарушенными свои права и законные интересы, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции, удовлетворяя заявленные требования, согласились с выводом налогового органа о пропуске заявителем установленного срока для предъявления к возмещению уплаченных сумм налога.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы Общества, полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
В соответствии с пунктом 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта; товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны; работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией указанных товаров.
Согласно статье 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
В силу пункта 3 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, предусмотренных пунктами 1 - 8 статьи 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся в порядке, установленном названной статьей, на момент определения налоговой базы, установленной статьей 167 НК РФ.
Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Беларусь 15.09.2004 заключили Соглашение "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг" (далее - Соглашение). Указанным Соглашением определено, что порядок взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров осуществляется в соответствии с Положением о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее - Положение), которое является неотъемлемой частью Соглашения.
Пунктом 1 раздела II Положения установлено, что при реализации товаров, вывезенных с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны, применяется нулевая ставка НДС при представлении в налоговые органы документов, предусмотренных пунктом 2 настоящего раздела.
Для обоснования применения нулевой ставки в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией представляются документы, заверенные подписью руководителя и главного бухгалтера (пункт 2 раздела II Положения).
В силу пункта 3 раздела II Положения документы, предусмотренные пунктом 2 настоящего раздела, представляются в налоговые органы в течение 90 дней с даты отгрузки (передачи) товаров. При непредставлении этих документов суммы косвенных налогов подлежат уплате в бюджет за тот налоговый период, на который приходится день отгрузки (передачи) товаров, с использованием права на вычет сумм НДС, уплаченных за приобретенные (принятые на учет) товары, выполненные работы и оказанные услуги, использованные для производства и (или) реализации товаров, в порядке, установленном национальным законодательством государств Сторон. В случае представления налогоплательщиком документов, обосновывающих применение нулевой ставки, по истечении 90-дневного срока (но не более трех лет со дня возникновения обязательства по уплате косвенных налогов) уплаченные суммы косвенных налогов подлежат возврату в порядке, установленном национальным законодательством государств Сторон.
Таким образом, если в течение 90 дней с даты отгрузки документы не были собраны, экспортер обязан исчислить НДС за тот период, в котором была осуществлена отгрузка товаров.
Согласно статье 6.1 НК РФ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.
Из материалов дела усматривается, что на основании договора от 24.04.2006 N 024 в апреле-июне 2006 года Общество осуществило поставку продукции на общую сумму 3 522 400 руб. в адрес ОДО "Биртрейд" (Республика Беларусь), выставив покупателю соответствующие счета-фактуры.
Согласно письму Минфина России от 19.10.2007 N 03-07-15/164 установленный Соглашением 90-дневный срок для подтверждения нулевой ставки налога исчисляется в календарных днях.
В связи с отсутствием возможности в 90-дневный срок представить в налоговый орган полный пакет документов, подтверждающих реализацию товаров в Республику Беларусь, заявитель исчислил и уплатил в бюджет 502 848 руб. НДС.
Налоговым органом в оспариваемом решении указано, что обязательство по уплате НДС на основании счетов-фактур от 26.04.2006 N 486, от 05.05.2006 N 605, от 18.05.2006 N 629, от 31.05.2006 N 701, от 09.06.2006 N 795 возникло, соответственно, 26.07.2006, 03.08.2006, 16.08.2006, 29.08.2006, 07.09.2006 (то есть по истечении 90-дневного срока с момента отгрузки товаров).
В соответствии с пунктом 3 раздела II Положения уплаченные суммы косвенных налогов подлежат возврату в порядке, установленном национальным законодательством государств Сторон, если налогоплательщик представил документы, обосновывающие применение нулевой ставки, по истечении 90-дневного срока, но не более трех лет со дня возникновения обязательства по уплате косвенных налогов.
С учетом указанных сроков, документы, обосновывающие применение налоговой ставки 0 процентов, должны быть представлены налогоплательщиком, претендующим на возврат уплаченной суммы НДС по не подтвержденным ранее экспортным операциям, по счету-фактуре от 26.04.2006 N 486 - не позднее 31.07.2009; по счетам-фактурам от 05.05.2006 N 605, от 18.05.2006 N 629, от 31.05.2006 N 701 - не позднее 31.08.2009; по счету-фактуре от 09.06.2006 N 795 - не позднее 30.09.2009.
Из материалов дела видно, что 502 848 руб. НДС, уплаченных Обществом в бюджет по неподтвержденному экспорту, включены им в состав налоговых вычетов в декларации по НДС за III квартал 2009 года (раздел 5, графа 5), направленной в Инспекцию в установленный законом срок - 20.10.2009. Документы, подтверждающие спорную сумму налоговых вычетов, представлены Обществом вместе с декларацией, в которой эта сумма заявлена к возмещению.
Обществом 23.10.2009 и 30.11.2009 направлены в Инспекцию уточненные декларация по НДС за III квартал 2009 года, в которых была скорректирована сумма налоговых вычетов, отраженная в разделе 5 в графе 4; сумма налога, ранее исчисленного по операциям по реализации товаров, обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым ранее не была документально подтверждена, указанная в разделе 5 в графе 5 (в которую входит спорная сумма НДС), налогоплательщиком не изменялась.
По итогам проверки уточненной налоговой декларации по НДС за III квартал 2009 года, представленной налогоплательщиком 30.11.2009, Инспекция уменьшила на 502 848 руб. заявленные Обществом налоговые вычеты со ссылкой на истечение трехлетнего срока, предусмотренного пунктом 3 раздела II Положения, и отсутствие у Общества в связи с этим права на возврат НДС.
Суды первой и апелляционной инстанций, соглашаясь с выводом налогового органа, не учли следующего.
В соответствии со статьей 163 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2007) налоговый период устанавливался как календарный месяц.
С 01.01.2007 в статью 163 НК РФ Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" внесены изменения, в соответствии с которыми налоговым периодом при уплате НДС признается квартал.
Пункт 3 раздела II Положения в случае представления налогоплательщиком документов, обосновывающих применение нулевой ставки, по истечении 90-дневного срока отсылает в целях правового регулирования вопроса о возврате уплаченных сумм косвенных налогов к национальному законодательству государств Сторон.
В силу пункта 10 статьи 165 НК РФ документы представляются налогоплательщиками для обоснования применения налоговой ставки 0 процентов одновременно с представлением налоговой декларации.
Согласно пункту 5 статьи 174 НК РФ налоговые декларации по НДС представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) в налоговые органы по месту своего учета в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Следовательно, налоговая декларация по НДС за III квартал 2009 года должна быть представлена в налоговые органы не позднее 20.10.2009.
Поскольку Общество, собрав документы для подтверждения налоговой ставки 0 процентов в III квартале 2009 года, представило их в Инспекцию с первичной декларацией по НДС за указанный налоговый период 20.10.2009, кассационная коллегия приходит к выводу о представлении документов в пределах трехлетнего срока, предусмотренного пунктом 3 раздела II Положения.
При изложенных обстоятельствах у Инспекции отсутствовали правовые основания для исключения спорной суммы НДС из состава налоговых вычетов, заявленных Обществом в уточненной декларации за III квартал 2009 года, а также для доначисления ему 502 848 руб. НДС, начисления соответствующих сумм пеней и штрафа.
В силу пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить судебные акты судов первой и апелляционной инстанций и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этими судами неправильно применены нормы права.
Поскольку суды первой и апелляционной инстанций установили все обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, но неправильно применили нормы материального права, кассационная коллегия считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять решение об удовлетворении требований Общества.
Принимая во внимание результат рассмотрения кассационной жалобы, а также положения пункта 1 статьи 110 АПК РФ, с Инспекции подлежит взысканию в пользу Общества 4000 руб. судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 07.07.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2010 по делу N А66-5183/2010 отменить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области от 12.03.2010 N 21-15/720.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области в пользу открытого акционерного общества "Сибур-ПЭТФ" 4000 руб. судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
|
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.