См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 ноября 2010 г. N Ф07-12773/2010 по делу N А05-21620/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Тарасюка И.М., Яковца А.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Октябрьский ДСК" Скрипова А.В. (доверенность от 04.02.2008),
рассмотрев 25.01.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Октябрьский ДСК" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26.04.2010 (судья Никитин С.Н.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2010 (судьи Кудин А.Г., Мурахина Н.В., Чельцова Н.С.) по делу N А05-21620/2009,
установил:
Администрация муниципального образования "Устьянский муниципальный район" (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском к открытому акционерному обществу "Октябрьский ДСК" (далее - ОАО "Октябрьский ДСК", Общество) о взыскании 3 425 400 руб. излишне выплаченных из бюджета субсидий на покрытие убытков, возникших из-за неконтролируемого роста цен на топливо за 2007 год и 9 месяцев 2008 года.
Определениями от 31.12.2009, от 25.01.2010, от 04.03.2010, от 01.04.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Финансовое управление администрации муниципального образования "Устьянский муниципальный район", Собрание депутатов Архангельской области, Министерство финансов Архангельской области, Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Агентство по тарифам и ценам Архангельской области.
Решением от 26.04.2010 с Общества в пользу муниципального образования "Устьянский муниципальный район" (далее - МО "Устьянский муниципальный район") взыскано 3 425 354 руб. 84 коп. излишне выплаченных в качестве субсидии на покрытие убытков, возникших из-за неконтролируемого роста цен на топливо за 2007 год и 9 месяцев 2008 года; с Общества в доход федерального бюджета взысканы расходы по уплате государственной пошлины; в удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 16.09.2010 решение от 26.04.2010 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение и постановление и направить дело на новое рассмотрение. Податель жалобы считает, что правомерно включил суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумму, которая подлежит возмещению из бюджета с целью компенсации понесенных Обществом убытков.
Общество указывает, что цена закупочного мазута включает в себя все затраты ОАО "Октябрьский ДСК", включая транспортировку и маневренные работы по доставке мазута. Податель жалобы считает, что расчет средней цены 1 тонны мазута за 2007 год Администрацией и Контрольно-счетной палатой Собрания депутатов Архангельской области произведен совершенно неверно.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, муниципальному образованию "Октябрьское" (далее - МО "Октябрьское") из областного бюджета предоставлены денежные средства в размере 6 696 659,51 руб. на покрытие убытков, возникших из-за неконтролируемого роста цен на топливо за 2007 год и 9 месяцев 2008 года.
В соответствии с заключенным между МО "Октябрьское" и МО "Устьянский муниципальный район" соглашением "О передаче МО "Устьянский муниципальный район" части полномочий МО "Октябрьское" (с учетом дополнительного соглашения от 09.10.2008) денежные средства в указанном выше размере переданы МО "Устьянский муниципальный район".
Согласно постановлению главы МО "Устьянский муниципальный район" от 15.10.2008 N 606 указанные средства перечислены Обществу платежным поручением от 16.10.2008 N 1209.
Администрация и Общество заключили соглашение от 01.10.2008 "О возмещении разницы между утвержденной и закупочной ценой мазута", согласно которому Общество обязалось закупать топочный мазут для выработки тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения поселка Октябрьский Устьянского района Архангельской области по возможной наименьшей рыночной стоимости, а Администрация обязалась на основании выставленных ОАО "Октябрьский ДСК" счетов и расчетов, подтверждающих фактические затраты ответчика на закупку и расход мазута на отпуск тепловой энергии на нужды поселка Октябрьский Устьянского района Архангельской области, образовавшиеся из-за разницы между фактической стоимостью и стоимостью мазута, заложенной при расчете тарифа на отпуск тепловой энергии, перечислять ответчику денежные средства, поступившие из областного бюджета.
Общество в течение 2007 года, 9 месяцев 2008 года осуществляло деятельность по выработке тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения поселка Октябрьский Устьянского района Архангельской области.
Контрольно-счетной палатой Собрания депутатов Архангельской области проведена проверка использования средств областного бюджета в финансовом управлении Администрации, по результатом которой составлен акт от 25.09.2009. В указанном акте отражен установленный проверкой факт необоснованного перечисления Обществу 3 425 400 руб.: 2 403 800 руб. - в возмещение убытков, не подтвержденных документально, и 1 021 600 руб. НДС.
При таких обстоятельствах Администрация обратилась в арбитражный суд с иском о возврате излишне выплаченной из бюджета субсидии в указанной сумме.
Суды сделали вывод о том, что требования Администрации являются обоснованными по праву.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Приложением 12 Закона Архангельской области от 12.12.2007 N 466-23-ОЗ "Об областном бюджете на 2008 год" (далее - Закон N 466-23-ОЗ) в областном бюджете для покрытия убытков теплоснабжающих организаций из-за неконтролируемого роста цен на топливо и подготовку объектов энергетики и жилищно-коммунального хозяйства к работе в осенне-зимнем периоде 2008-2009 годов были предусмотрены средства для Устьянского района в сумме 9 120 000 руб.
В приложении N 21 Закона N 466-23-ОЗ определен Порядок предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов в 2008 году на покрытие убытков теплоснабжающих организаций из-за неконтролируемого роста цен на топливо и подготовку объектов энергетики и жилищно-коммунального хозяйства к работе в осенне-зимнем периоде 2008-2009 годов.
Субсидии направляются органами местного самоуправления муниципальных образований на следующие цели:
а) покрытие убытков теплоснабжающих организаций, возникших из-за неконтролируемого роста цен на топливо в 2007 году и за 9 месяцев 2008 года;
б) подготовку объектов энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, находящихся в муниципальной собственности, в том числе переданных в аренду, к работе в осенне-зимнем периоде 2008-2009 годов.
Средства субсидий могут передаваться в порядке межбюджетных отношений из бюджетов муниципальных районов в бюджеты поселений.
Направление субсидий на иные цели не допускается.
Сводный отчет об использовании субсидий представляется органами местного самоуправления муниципальных районов Архангельской области в департамент ТЭК и ЖКХ до 20 декабря 2008 года по форме, установленной департаментом ТЭК и ЖКХ.
Ответственность за нецелевое использование субсидий несут органы местного самоуправления.
Контроль за целевым использованием субсидий осуществляется департаментом ТЭК и ЖКХ, Департаментом по тарифам и ценам Архангельской области и Контрольно-ревизионным управлением Архангельской области.
Пунктом 10 приложения N 20 Закона N 466-23-ОЗ определена методика распределения субсидий бюджетам муниципальных образований на указанные цели, в соответствии с которой субсидии предоставляются в целях софинансирования мероприятий органов местного самоуправления по подготовке объектов энергетики и жилищно-коммунального хозяйства к работе в осенне-зимнем периоде 2008 - 2009 годов.
Право на получение субсидий из областного бюджета имеют муниципальные образования Архангельской области, для которых одновременно выполняются следующие условия:
а) использование теплоснабжающими организациями муниципальных образований нефтепродуктов на выработку тепловой энергии для потребителей муниципального образования;
б) предоставление муниципальному образованию в 2008 году субсидий из областного бюджета на покрытие убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую на нужды отопления;
в) превышение экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию (без НДС) для теплоснабжающих организаций муниципального образования, утвержденного Департаментом по тарифам и ценам Архангельской области, по отношению к предельному тарифу на тепловую энергию по Архангельской области для нужд отопления жилищного фонда в размере 991,5 руб./Гкал (без НДС).
Убытки теплоснабжающих организаций из-за неконтролируемого роста цен на нефтепродукты в 2007 году и за 9 месяцев 2008 года определяются исходя из количества потребленного топлива в расчетном периоде с учетом плановых показателей, учтенных при формировании тарифов, и фактических затрат теплоснабжающих организаций по итогам 2007 года, а также прогнозируемых затрат за 9 месяцев 2008 года.
Общество в подтверждение обоснованности расходования денежных средств в размере 6 696 659 руб. 51 коп., полученных им на покрытие убытков, возникших из-за неконтролируемого роста цен на топливо за 2007 год и 9 месяцев 2008 года, представило отчет об использовании средств субсидий за второе полугодие 2007 года и 9 месяцев 2008 года на покрытие убытков теплоснабжающих организаций из-за неконтролируемого роста цен на топливо.
Как следует из материалов дела, установлено судами и не оспаривается сторонами, в состав суммы убытков, возникших из-за неконтролируемого роста цен на топливо за 2007 год и 9 месяцев 2008 года, ответчик кроме стоимости мазута дополнительно включил транспортные расходы на доставку топлива (стоимость провоза, уборки и подачи выгонов, перевода стрелок и т.п.).
Вместе с тем, из содержания Закона N 466-23-ОЗ (приложений N 20, 21), постановления главы МО "Устьянский муниципальный район" от 15.10.2008 N 606, а также из материалов дела (платежного поручения от 16.10.2008 N 1209) следует, что субсидия в размере 6 696 659 руб. 51 коп. перечислена ответчику исключительно на покрытие убытков, возникших из-за неконтролируемого роста цен на топливо за 2007 год и 9 месяцев 2008 года, а не на покрытие транспортных расходов по доставке топлива.
Таким образом, Общество неправомерно включило в отчет в составе суммы убытков из-за неконтролируемого роста цен на топливо за 2007 год и 9 месяцев 2008 года суммы транспортных расходов по доставке топлива.
Из содержания материалов дела следует, что Департамент по тарифам и ценам Архангельской области при исчислении тарифа на тепловую энергию, отпускаемую ОАО "Октябрьский ДСК", исходил из стоимости 1 тонны мазута 4916 руб. 20 коп. на 2007 год и 5500 руб. 00 коп. на 2008 год.
Из представленных суду документов бухгалтерского учета: карточек счета 10.3 за 2007 год, за 9 месяцев 2008 года; выполненных ОАО "Октябрьский ДСК" расчетов затрат - следует, что ответчик обосновал списание мазута на производство тепловой энергии, производимой ОАО "Октябрьский ДСК", в размере 4230,628 т.:1676,38 т. (расход отнесен на сентябрь - декабрь 2007 года) + 2450,198 т. (расход отнесен на январь - май 2008 года) + 104,05 т. (расход отнесен на сентябрь 2008 года).
Из документов бухгалтерского учета ответчика (карточек счета 10.3 за 2007 год, за 9 месяцев 2008 года) следует, что в 2007 году ответчик списал топлива на производство тепловой энергии 2945,806 т. на сумму 15 732 512 руб. 53 коп. Таким образом, согласно данным бухгалтерского учета средняя цена тонны топочного мазута, фактически затраченного ответчиком на производство тепловой энергии, составила в 2007 году 5340 руб. 65 коп. Соответственно, по данным бухгалтерского учета, за период с января 2008 года по 30 сентября 2008 года ответчиком списано на производство тепловой энергии 3 452,571 т. на сумму 22 449 173 руб. 57 коп. Таким образом, согласно данным бухгалтерского учета, средняя цена тонны топочного мазута, фактически затраченного ответчиком на производство тепловой энергии, составила за 9 месяцев 2008 года 6502 руб. 16 коп.
Суды расценили представленный расчет как ошибочный.
Из материалов дела следует, что законодатель установил выделение субсидий на компенсацию убытков, возникших у хозяйствующих субъектов из-за неконтролируемого роста цен на топливо за 2007 год и 9 месяцев 2008 года. Таким образом, при расчете средней цены на топливо необходимо учитывать весь объем и цену топлива, списанного хозяйствующим субъектом на производство тепловой энергии за указанный законодателем срок (с января 2007 года по 30 сентября 2008 года). Суды не приняли предложенный Обществом расчет, так как в своем расчете ответчик исходил из данных о необходимости затрат топлива на производство тепловой энергии, а не из данных о фактическом расходовании топлива, отраженных в бухгалтерском учете.
В рассматриваемом случае стороны и третьи лица не оспаривают представленные ответчиком в отчете сведения о списании за 2007 год и 9 месяцев 2008 года 4230,628 т. топочного мазута на производство товарной тепловой энергии: 1676,38 т. (расход отнесен на сентябрь - декабрь 2007 года) + 2450,198 т. (расход отнесен на январь - май 2008 года) + 104,05 т. (расход отнесен на сентябрь 2008 года).
С учетом изложенного фактически сложившаяся цена топлива, списанного ответчиком на производство товарной тепловой энергии в 2007 году, составляет 8 952 958 руб. 85 коп.:1676,38 т. х 5340 руб. 65 коп. Фактически сложившаяся цена топлива, списанного ответчиком на производство товарной тепловой энергии за 9 месяцев 2008 года, составляет 16 608 129 руб. 18 коп.: (2450,198 + 104,05) т. х 6502 руб. 16 коп.
Соответственно, цена топлива, списанного ответчиком на производство товарной тепловой энергии в 2007 году, исходя из заложенной в тариф стоимости топлива составляет 8 241 419 руб. 36 коп.: 1676,38 т. х 4916 руб. 20 коп. Цена топлива, списанного ответчиком на производство товарной тепловой энергии за 9 месяцев 2008 года, исходя из заложенной в тариф стоимости топлива составляет 14 048 364 руб. 00 коп.: (2450,198 + 104,05) т. х 5500 руб. 00 коп.
В соответствии с методикой, с учетом информации ОАО "Октябрьский ДСК", фактически сложившейся стоимости топлива в 2007 году и в период 9 месяцев 2008 года сумма убытков ответчика из-за неконтролируемого роста цен на топливо составила 3 271 304 руб. 67 коп.: (8 952 958 руб. 85 коп. - 8 241419 руб. 36 коп.) + (16 608 129 руб. 18 коп. - 14 048 364 руб. 00 коп.).
Общество считает, что НДС, уплаченный им поставщикам топлива в составе цены топлива, а также в составе провозной платы, является его убытком, возникающим в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую на нужды отопления. В связи с этим ответчик, ссылаясь на абзац второй пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) настаивает на его (НДС) возмещении за счет средств областного бюджета.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признается объектом обложения налогом на добавленную стоимость.
Пунктом 2 статьи 154 НК РФ установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Таким образом, согласно указанной норме НК РФ бюджетные средства, предоставляемые налогоплательщикам на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов, а также на условиях долевого финансирования целевых расходов, при определении налоговой базы по НДС не учитываются.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что у Общества отсутствуют правовые основания для удержания у себя 3 425 354 руб. 84 коп. (6 696 659 руб. 51 коп. - 3 271 304 руб. 67 коп.) - излишне уплаченной по платежному поручению от 16.10.2008 N 1209 (в соответствии с постановлением главы МО "Устьянский муниципальный район" от 15.10.2008 N 606), суммы субсидии на покрытие убытков, возникших из-за неконтролируемого роста цен на топливо за 2007 год и 9 месяцев 2008 года. Иск подлежит удовлетворению в размере 3 425 354 руб. 84 коп.
Доводы подателя жалобы были предметом тщательного рассмотрения судов нижестоящих инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Суд кассационной инстанции не усматривает нарушений либо неправильного применения норм материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 26.04.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2010 по делу N А05-21620/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Октябрьский ДСК" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
И.М. Тарасюк |
|
А.В. Яковец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.