Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кадулина А.В. и Сергеевой И.В.,
при участии от индивидуального предпринимателя Руднева И.В. - Попова П.А. (доверенность от 28.06.2010), от администрации муниципального образования "Лодейнопольский муниципальный район" Ленинградской области Зинковой С.В. (доверенность от 14.01.2011),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Лодейнопольский муниципальный район" Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.07.2010 (судья Иванилова О.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2010 (судьи Савицкая И.Г., Зотеева Л.В., Лопато И.Б.) по делу N А56-17502/2010,
установил:
Индивидуальный предприниматель Руднев Игорь Васильевич обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации муниципального образования "Лодейнопольский муниципальный район" Ленинградской области (далее - Администрация) от 25.12.2009 N 2287 "О предоставлении земельного участка Рудневу И.В. в собственность за плату под принадлежащим объектом недвижимости - зданием с верандой и пристройками, расположенным по адресу: Ленинградская область, город Лодейное Поле, улица Красных Зорь, дом 7" в части определения цены выкупа земельного участка площадью 3127 кв.м с кадастровым номером 47:06:01-03-002:0248, расположенного по названному адресу, и об обязании Администрации определить выкупную цену данного участка исходя из двух с половиной процентов его кадастровой стоимости.
Решением первой инстанции от 02.07.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.11.2010, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, просит названные судебные акты отменить.
Податель жалобы указывает следующее: предприниматель не подтвердил наличие у него права на выкуп спорного земельного участка по льготной цене, предусмотренной пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон); Руднев И.В. приобрел здание, расположенное на названном земельном участке, до государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя; заявитель не представил доказательств того, что использует названное здание в предпринимательской деятельности; договор купли-продажи от 12.07.1989 и решение Исполнительного комитета Лодейнопольского городского Совета народных депутатов Ленинградской области (далее - Лодейнопольский горисполком) от 17.08.1989 N 293 не являются доказательствами отчуждения объекта недвижимого имущества из муниципальной собственности в порядке приватизации.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы жалобы, а представитель Руднева И.В. просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исходя из доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, Руднев И.В. является собственником нежилого здания с верандой (литера А) и пристройками (литеры А1, А2, А3), с сараем и забором площадью 316 кв.м, инвентарный номер 554, кадастровый (условный) номер 47-78-22/004/2005-076, расположенного по адресу: Ленинградская область, город Лодейное Поле, улица Красных Зорь, д. 7 (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 27.03.2007 серии 78-АВ N 256385).
Основанием для государственной регистрации права собственности послужил договор купли-продажи нежилого строения от 27.02.2007, заключенный с Кропцовой Надеждой Ивановной.
Предприниматель 04.12.2009 обратился к главе Администрации с заявлением N 4533 о приобретении в собственность земельного участка площадью 3127 кв.м с кадастровым номером 47:06:01-03-002:0248, занятого названным зданием.
Администрация, осуществляющая в городе Лодейное Поле распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, постановлением от 25.12.2009 N 2287 предоставила названный земельный участок предпринимателю в собственность, установив его выкупную цену в размере 168 539 руб. 05 коп., исходя из кадастровой стоимости земельного участка (1 123 593 руб. 64 коп.) с учетом десятикратной ставки земельного налога (пункт 1 постановления).
Считая, что постановление Администрации N 2287 в части выкупной цены противоречит требованиям статьи 2 Вводного закона в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ и нарушает его права в предпринимательской и иной экономической деятельности, Руднев И.В. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По смыслу статей 189 и 201 АПК РФ требование о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух условий: несоответствии оспариваемого решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушении данным решением и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Суды обеих инстанций удовлетворили заявление Руднева И.В. ввиду наличия предусмотренных названными нормами права оснований для признания оспариваемого пункта постановления от 25.12.2009 N 2287 недействительным.
Суды, установив, что предприниматель является собственником здания, которое ранее было отчуждено из государственной собственности, пришли к выводу о том, что выкупная цена земельного участка, приобретаемого в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежит расчету по правилам пункта 1 статьи 2 Вводного закона, то есть в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городе с численностью населения менее 3 миллионов человек.
Суд кассационной инстанции считает этот вывод правильным.
Порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения граждан или юридических лиц, регулируется статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом, федеральными законами, собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков, на которых расположены такие объекты недвижимости.
Согласно пункту 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Вводным законом, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Пунктом 1 статьи 2 Вводного закона, в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого постановления, предусмотрено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в частности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Из содержания названной нормы права следует, что критерием применения льготных цен при выкупе указанных в данном пункте земельных участков является факт отчуждения здания, строения, сооружения из государственной или муниципальной собственности. Таким образом, в случае перехода прав на такие здания, строения, сооружения от лиц, ставших их собственниками в результате отчуждения из государственной или муниципальной собственности, к другим лицам, ставшим их собственниками по договору купли-продажи или в результате иных видов сделок, данные лица также имеют право выкупить указанные земельные участки по льготной цене.
Аналогичное толкование пункта 1 статьи 2 Вводного закона дано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2009 N 14649/08.
Суды обеих инстанций, исследовав представленные в материалы дела документы, установили, что Лодейнопольский горисполком решением от 17.08.1989 N 293 разрешил производственному объединению "Лодейноеполегоржилкомхоз" продать кооперативу "Луч" здание, расположенное по указанному адресу (л.д. 11). На основании данного решения названные стороны заключили договор купли-продажи от 12.07.1989 (л.д. 12). Затем здание в результате последовательных сделок переходило в собственность различных лиц. Руднев И.В. приобрел его у Кропцовой Н.И. по договору купли-продажи от 27.02.2007 (л.д. 13).
Поскольку приобретенное Рудневым И.В. здание, расположенное на спорном земельном участке, ранее находилось в государственной собственности, суды сделали правильный вывод о том, что предприниматель относится к категории собственников, для которых действует льготная цена выкупа земельного участка в силу пункта 1 статьи 2 Вводного закона, и обоснованно признали постановление Администрации N 2287 в оспариваемой части недействительным.
Несостоятелен довод Администрации о том, что действие указанной нормы распространяется только на собственников объектов, отчужденных из государственной или муниципальной собственности в процессе приватизации, которая была разрешена только с 1991 года. Согласно пункту 1 статьи 2 Вводного закона к лицам, имеющим право на льготный порядок выкупа земельных участков, относятся собственники зданий, сооружений, которые были отчуждены из государственной или муниципальной собственности. Порядок отчуждения таких объектов в данной норме не указан.
Отсутствие у Руднева И.В. на момент приобретения названного здания статуса индивидуального предпринимателя и сведений об использовании этого объекта в предпринимательской деятельности не имеет правового значения для решения вопроса о цене выкупа занятого им земельного участка.
Другие доводы жалобы направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств и исследованных ими доказательств, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции, предусмотренным частью 2 статьи 287 АПК РФ.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.07.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2010 по делу N А56-17502/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования "Лодейнопольский муниципальный район" Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
А.В. Кадулин |
|
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.