Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Корпусовой О.А. и Ломакина С.А., при участии от открытого акционерного общества "Ленгазспецстрой" Попова А.Ф. (доверенность от 12.10.2010 N 17/Д/170) и Саитгалеева И.Р. (доверенность от 02.08.2010 N 17/Д/139), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу Филипковой Е.Б. (доверенность от 24.02.2010 N 18/04368) и Черновой А.И. (доверенность от 18.01.2010 N 18/00666),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ленгазспецстрой" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.05.2010 (судья Галкина Т.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2010 (судьи Згурская М.Л., Протас Н.И., Третьякова Н.О.) по делу N А56-81915/2009,
установил:
Открытое акционерное общество "Ленгазспецстрой" (далее - Общество, ОАО "Ленгазспецстрой") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 09.07.2009 N 3237 и 3238, а также об обязании Инспекции возвратить налогоплательщику из соответствующего бюджета 49 257 руб. излишне уплаченного транспортного налога.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.05.2010 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2010 решение суда от 18.05.2010 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение и постановление судов и удовлетворить его заявление, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители Общества поддержали доводы жалобы, а представители Инспекции просили оставить ее без удовлетворения, а принятые судами по делу решение и постановления без изменения, считая их законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах приведенных в жалобе доводов с учетом ограничений полномочий, предоставленных суду кассационной инстанции статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, ОАО "Ленгазспецстрой" на основании статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) является плательщиком транспортного налога, как лицо, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые статьей 358 НК РФ объектом налогообложения.
В апреле 2009 года Общество представило в Инспекцию налоговый расчет авансовых платежей по транспортному налогу за I квартал 2009 года, а в июне 2009 года - уточненную налоговую декларацию по транспортному налогу за 2008 год.
При проведении камеральной проверки представленных Обществом уточненной налоговой декларации и налогового расчета налоговый орган пришел к выводу о нарушении налогоплательщиком статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 04.11.2002 N 487-53 "О транспортном налоге" при выборе налоговых ставок для исчисления налога. Инспекция установила, что Общество при исчислении транспортного налога за 2008 год по двум грузовым автомобилям 2002 и 2004 года выпуска, а также при исчислении авансовых платежей транспортного налога за I квартал 2009 года по ряду грузовых автомобилей 2003 и 2005 года выпуска, неправильно определило срок их полезного использования, занизив его, что повлекло необоснованное применение более низких налоговых ставок.
Решением от 09.07.2009 N 3238, принятым по результатам проверки уточненной декларации за 2008 год, Инспекция доначислила Обществу 16 800 руб. транспортного налога за 2008 год. В привлечении Общества к ответственности на основании пункта 1 статьи 109 НК РФ Инспекция отказала.
Вторым решением налогового органа от 09.07.2009 N 3237, вынесенным по итогам проверки налогового расчета за I квартал 2009 году, Обществу доначислено 32 457 руб. транспортного налога за I квартал 2009 года. В привлечении Общества к ответственности на основании пункта 1 статьи 109 НК РФ также отказано.
Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу решением от 13.08.2009 N 16-13/22626 оставило без изменения решения Инспекции, обжалованные ОАО "Ленгазспецстрой" в апелляционном порядке.
Общество оспорило решения налогового органа в арбитражном суде.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали налогоплательщику в удовлетворении заявления. Суды согласились с выводом Инспекции о неправильном применении Обществом ставок транспортного налога по спорным транспортным средствам, указанные налогоплательщиком в уточненной декларации и налоговом расчете за 2008 год и I квартал 2009 года.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы ОАО "Ленгазспецстрой".
Как указано в статье 356 НК РФ, транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с названным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки его уплаты.
Налоговые ставки устанавливаются согласно статье 361 НК РФ законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
В пунктах 2 и 3 статьи 361 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрена возможность установления законами субъектов Российской Федерации дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.
На территории Санкт-Петербурга транспортный налог введен Законом Санкт-Петербурга от 04.11.2002 N 487-53 "О транспортном налоге".
В статье 1 этого Закона (в редакции Закона Санкт-Петербурга от 26.09.2007 N 416-81) для грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше 250 л.с. (свыше 183,90 кВт) установлены дифференцированные ставки транспортного налога.
Так, для грузовых автомобилей со сроком полезного использования до 3 лет (включительно) размер налоговой ставки составляет 25 рублей; со сроком полезного использования от 3 до 5 лет (включительно) - 35 рублей; со сроком полезного использования более 5 лет - 65 рублей
Ни глава 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса Российской Федерации, ни Закон Санкт-Петербурга от 04.11.2002 N 487-53 "О транспортном налоге" не раскрывают значение термина "срок полезного использования" и не устанавливают порядок его исчисления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 363.1 НК РФ и пунктом 7 статьи 80 НК РФ приказами Министерства финансов Российской Федерации от 13.04.2006 N 65н и от 23.03.2006 N 48н утверждены формы налоговой декларации по транспортному налогу и налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу, а также рекомендации по их заполнению.
Из пункта 17 Порядка заполнения формы налоговой декларации по транспортному налогу (приложение N 2 к приказу Минфина России от 13.04.2006 N 65н) и пункта 14 Рекомендаций по заполнению формы налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу (Приложение N 2 к приказу Минфина России от 23.03.2006 N 48н) следует, что если на территории субъекта Российской Федерации по отдельным транспортным средствам установлены дифференцированные налоговые ставки в зависимости от срока их полезного использования, то этот срок (в качестве дополнительной информации) отражается организацией - налогоплательщиком в разделе 2 декларации (расчета) "Расчет суммы налога по каждому транспортному средству (по данным налогоплательщика)" по коду строки 020 в графе 8 "Срок использования (полных лет)". При этом согласно наименованию этой графы в ней указывается количество полных лет использования конкретного транспортного средства. Данный показатель определяется в календарных годах от года выпуска (года постройки) транспортного средства. При этом количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах, начиная с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.
Суды, проанализировав вышеуказанные положения Порядка и Рекомендаций по заполнению формы налоговой декларации и налогового расчета, сделали правильный вывод, что в графе 8 налоговой декларации (расчета) в случаях установления законами субъектов Российской Федерации дифференцированных налоговых ставок транспортного налога с учетом срока полезного использования транспортных средств налогоплательщик должен указать полное количество лет использования конкретного транспортного средства, которые на начало налогового периода уже истекли. В данном случае по автомобилю 2002 года выпуска по состоянию на 01.01.2008 истекли 5 лет его полезного использования, а по автомобилю 2004 года выпуска - 3 года. По транспортным средствам 2003 года выпуска по состоянию на 01.01.2009 также истекли 5 лет их полезного использования, а по транспортным средствам 2005 года выпуска - 3 года. Следовательно, по транспортным средствам 2002 и 2003 года при расчете транспортного налога за 2008 год и авансовых платежей по налогу за I квартал 2009 года Общество должно применить ставку налога 65 руб., как для транспортных средств со сроком полезного использования более 5 лет. К грузовым автомобилям 2004 и 2005 года должна быть применена ставка налога 35 руб., как для грузовых автомобилей со сроком полезного использования от 3 до 5 лет (включительно). Поскольку при расчете транспортного налога за 2008 год и авансовых платежей по налогу за I квартал 2009 года Общество применило к спорным автомобилям иные, более низкие ставки, Инспекция обоснованно доначислила налогоплательщику 49 257 руб. налога.
В соответствии со статьей 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта.
Нарушений судами норм материального и процессуального права кассационной инстанцией не выявлено.
Приведенные Обществом в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы судов и не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права. Все доводы налогоплательщика исследованы судами первой и апелляционной инстанций и получили оценку.
Учитывая изложенное, правовых оснований для отмены (изменения) обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.05.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2010 по делу N А56-81915/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ленгазспецстрой" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Судьи |
О.А. Корпусова |
|
С.А. Ломакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.