Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Константинова П.Ю., судей Грачевой И.Л., Сапоткиной Т.И.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Усть-Покшеньгский леспромхоз" Козенкова А.С. (доверенность от 19.05.2010), Пославского Э.И. (доверенность от 19.05.2010),
рассмотрев 13.12.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Усть-Покшеньгский леспромхоз" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 21.06.2010 (судья Шперлинг М.Ю.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2010 (судьи Писарева О.Г., Козлова С.В., Федосеева О.А.) по делу N А05-4306/2010,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Усть-Покшеньгский леспромхоз" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Агентству лесного и охотничьего хозяйств Архангельской области (далее - Агентство) о возврате из областного бюджета 2 795 157 руб. 05 коп. арендной платы, перечисленной в областной бюджет, из них: 1 367 483 руб. 16 коп. - по договору аренды участков лесного фонда от 14.12.1999 за период с 12.06.2007 по 16.12.2007, 1 427 673 руб. 90 коп. - по договору аренды участка лесного фонда от 12.01.2006 N 13 за период с 12.06.2007 по 17.12.2007.
Решением суда первой инстанции от 21.06.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 31.08.2010, в иске отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить решение и постановление, иск удовлетворить в полном объеме.
Податель жалобы полагает, что с момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" размер арендной платы должен исчисляться исходя из ставок платы, утвержденных этим нормативным актом.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы.
Агентство надлежащим образом уведомлено о времени и месте судебного разбирательства, однако своего представителя в заседание кассационной инстанции не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Карпогорский лесхоз (правопредшественник Агентства, арендодатель) и открытое акционерное общество "Усть-Покшеньгский леспромхоз" (правопредшественник Общества, арендатор) заключили договоры аренды участков лесного фонда от 14.12.1999 и от 12.01.2006 N 13.
Согласно пункту 5.5 договора от 14.12.1999 размер арендной платы пересматривается ежегодно, а также по требованию одной из сторон в случае изменения централизованно установленных ставок и определяется протоколом согласования арендной платы, являющимся неотъемлемой частью договора.
Согласно пункту 2.3 договора от 12.01.2006 N 13 размер арендной платы определяется по соглашению сторон с учетом вида лесопользования, годового размера лесопользования на арендуемом участке лесного фонда и состоит из действующих ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, и повышающего коэффициента. Действующие ставки платы за древесину являются нижним пределом размера арендной платы. Размер повышающего коэффициента определяется ежегодно по письменному соглашению сторон и зависит от объема затрат лесопользователя на ведение лесного хозяйства на арендованном участке, цен на лесопродукцию и других экономических факторов.
Размер арендной платы на 2007 год по спорным договорам указан в подписанных сторонами протоколах согласования размера арендной платы и порядка ее внесения.
Истец в период с 12.06.2007 по 16.12.2007 по договору аренды участков лесного фонда от 14.12.1999 и с 12.06.2007 по 17.12.2007 по договору аренды участка лесного фонда от 12.01.2006 N 13 производил оплату аренды, исходя из порядка и размера, установленного указанными протоколами.
В связи с введением в действие с 01.01.2007 нового Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды участков лесного фонда от 14.12.1999 переоформлен на договор аренды лесного участка от 17.12.2007 N 159; договор аренды участка лесного фонда от 12.01.2006 N 13 на договор аренды лесного участка от 18.12.2007 N 160.
Истец, полагая, что с 12.06.2007 и до момента перезаключения спорных договоров не обязан вносить арендную плату в областной бюджет, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды в иске отказали.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Договоры аренды участков лесного фонда от 14.12.1999 и от 12.01.2006 N 13 заключены в период действия Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, условия договора, касающиеся размера арендной платы и порядок ее внесения, соответствуют положениям этого Кодекса.
Общество, заключив договоры аренды участков лесного фонда от 14.12.1999 и от 12.01.2006 N 13, оплачивало арендную плату исходя из минимальных ставок за древесину, отпускаемую на корню, и по ставкам, превышающим минимальные, с применением ежегодных коэффициентов.
Аренда участков лесного фонда на момент заключения сторонами договора аренды регулировалась также Положением об аренде участков лесного фонда, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.1998 N 345 (далее - Положение об аренде).
В соответствии с пунктом 24 Положения об аренде размер арендной платы устанавливается по соглашению сторон с учетом вида лесопользования, размера участка, годового размера лесопользования на арендуемом участке лесного фонда и действующих ставок лесных податей за данный вид лесопользования. Арендная плата устанавливается за весь арендуемый участок лесного фонда как сумма платежей по видам лесопользования, предусмотренным договором аренды (пункт 25 Положения об аренде).
Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) с 01.01.2007 введен в действие Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года.
Согласно части 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года размер арендной платы определяется на основании минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2 и 4 данной статьи. Частью 2 статьи 73 указанного Кодекса предусмотрено, что при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках арендной платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" принято в соответствии со статьями 73 и 76 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года.
Статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения; если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Согласно статье 2 Закона N 201-ФЗ положения вновь принятого Лесного кодекса Российской Федерации применяются к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.
Согласно статье 4 Закона N 201-ФЗ Министерством природных ресурсов Российской Федерации (приказом от 04.10.2007 N 258) утвержден Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (далее - Порядок).
Пунктами 10 и 11 Порядка предусмотрено, что при приведении договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом не допускается одностороннее изменение ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы. При переоформлении данных договоров на договоры аренды лесных участков размер арендной платы определяется согласно статье 73 Лесного кодекса, ставками платы за единицу объема лесных ресурсов и ставками платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.
В силу приведенных норм положения статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года не применимы к отношениям сторон, возникшим из договоров аренды участков лесного фонда от 14.12.1999 и от 12.01. 2006 N 13, условия которых в спорный период не были изменены в предусмотренном законом и договором порядке.
При изложенных обстоятельствах дела выводы судов о том, что в спорный период (до переоформления договоров аренды участков лесного фонда от 14.12.1999 и от 12.01.2006 N 13) арендная плата подлежала уплате в ранее согласованном сторонами размере, указанном в протоколах согласования размера арендной платы и порядка ее внесения на 2007 год, основаны на правильном толковании норм права.
Нарушений либо неправильного применения судами норм материального или процессуального права, которые могли привести к принятию ошибочных судебных актов, кассационная инстанция не усматривает.
С учетом изложенного основания для отмены либо изменения вынесенных по делу решения и постановления и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 21.06.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2010 по делу N А05-4306/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Усть-Покшеньгский леспромхоз" - без удовлетворения.
Председательствующий |
П.Ю. Константинов |
Судьи |
И.Л. Грачева |
|
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.