Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Нефедовой О.Ю.,
судей Малышевой Н.Н. и Шпачевой Т.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Тихомирова О.Ю. (доверенность от 12.01.2010), Захматова Д.О. (доверенность от 03.08.2010), от общества с ограниченной ответственностью "АНРИ центр" Семенова С.В. (доверенность от 30.08.2010), генерального директора Захаровой О.Н. (решение участника общества от 01.11.2010).
рассмотрев 15.12.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.05.2010 (судья Апранич В.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2010 (судьи Попова Н.М., Кашина Т.А., Шестакова М.А.) по делу N А56-8406/2010,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АНРИ центр" (далее - ООО "АНРИ центр") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") о взыскании 2 900 359 руб. 76 коп. неосновательного обогащения, составляющего плату за перевозку топлива, списанную с его лицевого счета истца в Санкт-Петербургском технологическом центре по обработке перевозочных документов (далее - ТехПД).
Решением от 24.05.2010, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2010, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" просит отменить принятые по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Податель жалобы ссылается на то, что суды применили нормы российского законодательства, в то время как к спорным правоотношениям следовало применить нормы международного права; поскольку договор перевозки является возмездным, с грузоотправителя правомерно взыскана плата за перевозку до приграничной станции Бусловская. Податель жалобы считает правомерным и списание со счета истца в ТехПД налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 18% в связи с тем, что груз не пересек государственную границу Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "АНРИ центр" просит оставить в силе обжалуемые судебные акты, считая их обоснованными и законными.
В судебном заседании представители ОАО "РЖД" поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе. Представители ООО "АНРИ центр" обратились с просьбой отказать в ее удовлетворении.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, проверив законность обжалуемых судебных актов, считает, что жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в периоды с 23.07.2009 по 27.07.2009 и с 12.08.2009 по 19.08.2009 ОАО "РЖД" с лицевого счета в ТехПД ООО "АНРИ центр" списало 2 900 359 руб. 76 коп. платы за перевозку топлива жидкого газонефтеконденсатного по железнодорожным накладным N В475551-В475553, В475555-В475561, В475563-В465566, В475569-В475570, В477494, В 477498-В477500, В477536-В477539, В477541-В477550 направлением железнодорожная станция Зеленогорск Октябрьской железной дороги - Порвоо, финские железные дороги.
Основанием для списания указанных денежных средств явилась произведенная перевозчиком корректировка провозных платежей с лицевого счета "международный со ставкой НДС 0%" ООО "АНРИ центр" на лицевой счет "внутригосударственный" того же общества.
Данная корректировка произведена ответчиком в связи с тем, что перевозка груза на экспорт не была осуществлена, поскольку груз задержала Выборгская таможня на станции пограничного перехода Бусловская Октябрьской железной дороги.
Ссылаясь на то, что ОАО "РЖД" неправомерно списало провозную плату, ООО "АНРИ центр" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск на основании статей 311 и 785 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), указав на неправомерность списания перевозчиком провозной платы за перевозку груза по российским железным дорогам, поскольку груз на экспорт не был доставлен.
Кассационная инстанция считает, что судами первой и апелляционной инстанций неправильно применены нормы материального права, в связи с чем обжалуемые судебные акты надлежит отменить, в иске - отказать.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", если международным договором Российской Федерации в области железнодорожного транспорта установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте, применяются правила международного договора.
Согласно статье 3 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" межправительственное соглашение относится к международным договорам.
Прямое железнодорожное сообщение между Российской Федерацией и Финляндской Республикой регулируется Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о российско-финляндском прямом международном сообщении, заключенным в городе Хельсинки 16.04.1996 (далее - Соглашение).
Согласно статье 2 Соглашения железнодорожными администрациями и железными дорогами России и Финляндии разработаны и Конференцией по делам российско-финляндского прямого международного сообщения, состоявшейся 25-26 апреля 2005 года в городе Хельсинки, утверждены Условия перевозок пассажиров, багажа, товаробагажа и грузов в российско-финляндском прямом международном сообщении (далее - Условия перевозок).
Параграфом 1 статьи 3 Условий перевозок предусмотрено, что они применяются при перевозках грузов, предъявляемых к отправлению по накладной российско-финляндского прямого железнодорожного сообщения.
В соответствии с параграфом 3 статьи 18 Условий перевозок железная дорога отправления обязана направить груз, а принимающая железная дорога обязана его принять через пограничную станцию, указанную отправителем в накладной.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду параграфом 3 статьи 3 Условий перевозок пассажиров, багажа, товаробагажа и грузов в российско-финляндском прямом международном сообщении
В соответствии с параграфом 1 статьи 18 Условий перевозок провозные платежи взимаются: с отправителя груза - за перевозку от станции отправления до государственной границы; с получателя груза - за перевозку от государственной границы до станции назначения.
Факт осуществления ОАО "РЖД" перевозки спорного груза по российским железным дорогам до станции пограничного перехода Бусловская подтвержден материалами дела и сторонами не оспаривается.
Груз не был доставлен грузополучателю в связи с тем, что был задержан Выборгской таможней, о чем в перевозочных документах (дорожной ведомости) поставлен штамп "выпуск запрещен"). Груз был помещен в зону таможенного контроля.
Выборгская таможня 07.03.2007 возбудила уголовное дело N 581206 по факту покушения на контрабанду сырой нефти (часть 4 статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации).
УФСБ России 10.12.2007 вынесло постановление о хранении спорного груза в качестве вещественного доказательства.
Таможенные органы действовали в пределах своей компетенции в соответствии с требованиями статей 372 и 383 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, ОАО "РЖД" не доставило груз конечному грузополучателю и не исполнило договор перевозки груза на экспорт вследствие определенных действий государственных органов. Поэтому вывод судов о том, что какие-либо действия третьих лиц, в том числе государственных органов, не могут повлиять на условия заключенного между сторонами договора перевозки, следует признать ошибочным.
ОАО "РЖД" списало с лицевого счета ООО "АНРИ центр" в ТехПД провозную плату по перевозке груза по территории Российской Федерации от станции отправления до станции пограничного перехода Бусловская. Основанием для списания денежных средств явилась произведенная перевозчиком корректировка провозных платежей с лицевого счета ООО "АНРИ центр" N 5107042 "международный со ставкой НДС 0%" на лицевой счет ООО "АНРИ центр" N 3006072 "внутригосударственный".
Кроме того, в железнодорожных накладных указано, что оплату до станции Бусловская производит ООО "АНРИ центр", а после пограничного перехода до станции Порвоо, финские железные дороги перевозку оплачивает компания "Несте Ойл Оу".
Кассационная инстанция считает правомерным и списание с лицевого счета ООО "АНРИ центр" налога на добавленную стоимость в сумме 442 427 руб. 76 коп.
В соответствии с договором перевозки ОАО "РЖД" обязалось доставить груз до станции пограничного перехода Бусловская и передать его представителям железной дороги Финляндии, которые должны были доставить груз в пункт назначения - до станции Порвоо и выдать груз получателю, компании "Несте Ойл Оу".
ООО "АНРИ центр" внесло провозные платежи с учетом того, что груз подлежал вывозу за территорию России, НДС составил 0%.
В соответствии со статьей 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации: товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 названного Кодекса; работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных выше.
Согласно пункту 1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 N 12-п в соответствии с пунктом 1 статьи 164 НК РФ обложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 0% при реализации товаров (за определенными исключениями), помещенных под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Поскольку спорный груз не был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации, налогообложение должно быть произведено в размере 18%.
Таким образом, у ОАО "РЖД" отсутствует неосновательное обогащение за счет ОАО "АНРИ центр".
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что судами применены нормы материального права (российского законодательства), не подлежащие применению. В данном случае следует применять нормы международного права.
По размеру списанной провозной платы ООО "АНРИ центр" возражений не имеет, о чем в суде кассационной инстанции заявили его представители.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает необходимым отменить принятые судебные акты и отказать в иске.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.05.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2010 по делу N А56-8406/2010 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "АНРИ центр" в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" 4000 руб. расходов по государственной пошлине по апелляционной и кассационной жалобам.
Председательствующий |
О.Ю. Нефедова |
Судьи |
Н.Н. Малышева |
|
Т.В. Шпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.