Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кадулина А.В. и Константинова П.Ю.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Северо-Западная строительная компания" Виткова К.А. (доверенность от 12.11.2010),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 06.07.2010 (судья Бабичев О.П.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2010 (судьи Носач Е.В., Зайцева А.Я., Романова А.В.) по делу N А05-5749/2010,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Северо-Западная строительная компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском об обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области (далее - Управление Росимущества) заключить с Обществом договор купли-продажи земельного участка площадью 2323 кв.м с кадастровым номером 29:22:040725:15, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка и имеющего следующий почтовый адрес: город Архангельск, Вологодская улица, дом 53.
Решением от 06.07.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.09.2010, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Управление Росимущества, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение и постановление и направить дело на новое рассмотрение.
Податель жалобы указывает следующее: в силу пункта 4.8 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) от 27.02.2009 N 49 (далее - Положение об Управлении Росимущества), Управление Росимущества осуществляет продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности по поручению Росимущества; поскольку поручения на продажу названного участка не имеется, Управление Росимущества не вправе заключить с Обществом договор купли-продажи этого участка; суды не проверили представленный Обществом проект договора купли-продажи на предмет соответствия указанной в нем выкупной цены требованиям статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) и статьи 1 Областного закона Архангельской области от 28.05.2008 N 514-27-ОЗ "О цене земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений" (далее - Закон N 514-27-ОЗ), которые предусматривают льготную цену при продаже земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, ранее находившиеся в государственной или муниципальной собственности.
В суд кассационной инстанции 15.12.2010 поступило дополнение к кассационной жалобе, в котором Управление Росимущества просит не учитывать ранее приведенный довод, касающийся выкупной цены земельного участка, поскольку Общество представило документы, подтверждающие отчуждение из государственной и муниципальной собственности зданий на спорном земельном участке.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Общества просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными, а также пояснил, что 28.10.2010 Управление Росимущества и Общество заключили договор купли-продажи названного участка, переход права собственности зарегистрирован в установленном порядке 20.11.2010.
Управление Росимущества извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 АПК ПФ исходя из доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником административно-производственного здания площадью 927,6 кв.м с кадастровым (условным) номером 29:22:000000:0000:11:401:001:006906280 и здания управленческого назначения площадью 211,6 кв.м с кадастровым (условным) номером 29-29-01/071/2009-031, расположенных по адресу: город Архангельск, Вологодская улица, дом 53, корпус 1, литера А и дом 53, литера А соответственно (свидетельства о государственной регистрации права от 29.08.2006 серии 29-АК N 076984 и от 03.08.2009 серии 29-АК N 375758).
Данные объекты недвижимости, построенные в 1937 году и приобретенные Обществом по договору купли-продажи от 10.08.2006, расположены на земельном участке площадью 2323 кв.м с кадастровым номером 29:22:040725:15, относящемся к землям населенных пунктов и находящемся в собственности Российской Федерации. Местоположение названного земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка и имеющего следующий почтовый адрес: город Архангельск, Вологодская ул., д. 53.
Общество 12.08.2009 обратилось в Управление Росимущества с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка по правилам статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку Управление Росимущества не приняло решения о предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка в собственность, Общество письмом от 11.05.2010 направило в Управление Росимущества подписанный проект договора купли-продажи названного земельного участка с предложением его заключить. Согласно пункту 1.3 данного договора цена участка составляет 308 286 руб. 50 коп. из расчета 2,5% от его кадастровой стоимости. Порядок определения выкупной цены из расчета 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка определен в статье 2 Вводного закона и статье 1 Закона N 514-27-ОЗ для коммерческих организаций и юридических лиц, являющихся собственниками объектов недвижимости, ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности.
Управление Росимущество полученный им 11.05.2010 проект договора не подписало и не направило никаких возражений относительно его условий.
Общество обратилось с настоящим иском в арбитражный суд, ссылаясь на то, что Управление Росимущества незаконно уклоняется от заключения договора купли-продажи и тем самым нарушает права и интересы истца.
Суды обеих инстанций удовлетворили иск, сделав вывод о том, что Управление Росимущества необоснованно, в нарушение требований статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации уклоняется о заключения договора купли-продажи названного участка с Обществом, которое имеет право на приватизацию этого участка, занятого принадлежащими ему объектами недвижимости.
Кассационная инстанция считает этот вывод правильным и соответствующим позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 09.02.2010 N 13258/09.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 5 той же статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (далее - Перечень документов).
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 данного Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Суды обеих инстанций, исследовав представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, пришли к правильному выводу, что Общество, как собственник объектов недвижимости, имеющий исключительное право на выкуп спорного земельного участка, сформированного в установленном порядке под названными объектами и предназначенного для их эксплуатации, выполнило требования пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и представило в Управление Росимущества полный пакет документов, предусмотренный Перечнем документов. Управление Росимущества в нарушение требований пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в установленный названной нормой срок не приняло решения о предоставлении испрашиваемого участка в собственность по заявлению Общества и не направило в его адрес проект договора купли-продажи этого участка.
Ссылку подателя жалобы на отсутствие у Управления Росимущества полномочий по продаже федеральных земельных участков без поручения Росимущества кассационная инстанция отклоняет как несостоятельную ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Согласно пунктам 4.1, 4.6 Положения об Управлении Росимущества данное управление наделено полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Вместе с тем в этом же пункте указано, что при рассмотрении споров, связанных с понуждением к заключению договора купли-продажи земельного участка, следует учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с названным Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. При уклонении от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
С учетом приведенных норм суды пришли к правильному выводу, что Управление Росимущества, которому Общество направило проект договора купли-продажи и для которого заключение такого договора обязательно в силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, неправомерно уклонилось от его заключения и не направило проект разногласий.
Суды правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, влекущих в силу статьи 288 АПК РФ безусловную отмену судебных актов, поэтому кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 06.07.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2010 по делу N А05-5749/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
А.В. Кадулин |
|
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.