Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Матлиной Е.О.,
судей Алешкевича О.А., Колесниковой С.Г.,
при участии от закрытого акционерного общества "Остров" Юрковой Т.С. (доверенность от 07.06.2010), Шевриковой К.В. (доверенность от 11.01.2011), от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора города Санкт-Петербурга и Ленинградской области Савватеевой Е.Ю. (доверенность от 31.12.2010 N 72-04-45/1254-м),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Остров" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2010 (судьи Будылева М.В., Горбачева О.В., Семиглазов В.А.) по делу N А56-23651/2010,
установил:
Закрытое акционерное общество "Остров" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признанием незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее - Управление Росфиннадзора) от 25.11.2009 N 4970 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Решением от 14.07.2010 (судья Анисимова О.В.) заявленные требования удовлетворены. Постановление Управления Росфиннадзора от 25.11.2009 N 4970 признано незаконным и отменено.
Постановлением апелляционной инстанции от 01.11.2010 решение от 14.07.2010 отменено. В удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, просит отменить постановление апелляционной инстанции от 01.11.2010 и оставить в силе решение суда первой инстанции от 14.07.2010.
В судебном заседании (объявлялся перерыв с 09.02.2011 по 16.02.2011) представители Общества подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель Управления Росфиннадзора просил оставить постановление апелляционной инстанции от 01.11.2010 без изменения, полагая его правомерным.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, заявитель заключил с нерезидентом - компанией "Troolari Olympos OY", договор поставки товара от 19.07.2006, на основании которого 03.04.2008 в филиале акционерного коммерческого банка "Инвестторгбанк" открытого акционерного общества "Балтийский" оформило паспорт сделки N 08040004/2763/0004/2/0.
Во исполнение договора согласно грузовой таможенной декларации (далее - ГДТ) N 10218060/221208/0006541 Общество ввезло на территорию Российской Федерации товар, выпущенный таможенным органом 22.12.2008. Справка о подтверждающих документах представлена Обществом в уполномоченный банк 13.01.2009.
По факту нарушения срока представления справки о подтверждающих документах в уполномоченный банк составлен протокол от 30.09.2009, а постановлением Управления Росфиннадзора от 25.11.2009 N 4970 Общество привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Полагая постановление Управления Росфиннадзора от 23.08.2010 N 4970 незаконным, Общество оспорило его в арбитражный суд.
Статья 24 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" закрепляет обязанность резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции, представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Федерального закона; вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора. Единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, в том числе порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля для представления уполномоченным банкам, устанавливает Центральный банк Российской Федерации (статьи 5, 23).
В соответствии с Указаниями Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" формами учета по валютным операциям для резидентов, за исключением кредитных организаций и валютных бирж, являются справка о валютных операциях, справка о поступлении валюты Российской Федерации, справка о подтверждающих документах (пункт 1).
Согласно пунктам 2.1, 2.2, 2.4 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" резидент представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций и подтверждающие ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности. Указанные документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа "D"), которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации, за исключением случая, указанного в абзаце третьем настоящего пункта.
За несоблюдение юридическим лицом установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Судом по материалам дела установлено, что справка о подтверждающих документах представлена Обществом в уполномоченный банк 13.01.2009 (при вывозе товара 22.12.2008), то есть с нарушением предусмотренного срока.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ суд вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", данным в пункте 18 постановления от 02.06.2004 N 10, малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и может быть применена с учетом конкретных обстоятельств дела.
Как усматривается из материалов дела, ГДТ N 10218060/221208/0006541 передана Обществу таможенным брокером только 12.01.2009 (задержка в передаче документов объяснялась праздничными днями и организационными проблемами). Принимая во внимание изложенные обстоятельства, незначительную просрочку исполнения возложенной на Общество обязанности по представлению требуемых документов (срок представления справки о подтверждающих документах - 06.01.2009, справка представлена 13.01.2009), учитывая то, что рассматриваемый период совпал с новогодними праздничными днями, кассационная инстанция, оценив конкретные обстоятельства дела и характер общественной опасности совершенного Обществом административного правонарушения, приходит к выводу об отсутствии в данном случае существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере валютного регулирования и валютного контроля и считает возможным применить статью 2.9 КоАП РФ в виду малозначительности совершенного заявителем правонарушения.
При таких обстоятельствах (с учетом положений статьи 2.9 КоАП РФ) кассационная инстанция считает правильным отменить постановление апелляционной инстанции, а решение суда первой инстанции, которым постановление административного органа от 25.11.2009 N 40-09/2512 признано незаконным и отменено, оставить в силе.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2010 по делу N А56-23651/2010 отменить.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.07.2010 по тому же делу оставить в силе.
Председательствующий |
Е.О. Матлина |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
|
С.Г. Колесникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.