Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Сапоткиной Т.И.,
судей Гафиатуллиной Т.С. и Захаровой Т.С.,
рассмотрев 21.02.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Вельское лесоперевалочное предприятие" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 06.08.2010 (судья Шперлинг М.Ю.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2010 (судьи Козлова С.В., Журавлев А.В., Писарева О.Г.) по делу N А05-4305/2010,
установил:
Открытое акционерное общество "Вельское лесоперевалочное предприятие" (далее - ОАО "Вельское лесоперевалочное предприятие") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском Агентству лесного и охотничьего хозяйств Архангельской области (далее - Агентство) о возврате из областного бюджета 2 034 670 руб. 71 коп. арендной платы, перечисленной за период с 12.06.2007 по 29.09.2008 по договорам аренды участков лесного фонда от 14.01.2004 N 54, от 16.11.2004 N 54 и от 09.03.2005 N 65 (с учетом уточнения требований).
Решением суда от 06.08.2010 в иске отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 27.10.2010 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "Вельское лесоперевалочное предприятие", ссылаясь на несоответствие выводов судов, изложенных в решении и постановлении, обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права, просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Податель жалобы указывает, что судами необоснованно определены в качестве правовых оснований для определения цены (размера оплаты) за использование лесных ресурсов в размере большем, чем установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310), протоколы согласования размера арендной платы и порядка её внесения на 2007 и на 2008 годы к договорам аренды участка лесного фонда от 14.01.2004 N 54, от 16.11.2004 N 541 и от 09.03.2005 N 65; действовавшие в спорный период нормативные правовые акты не предоставляли лесхозам полномочий по установлению договорной цены за использование лесных ресурсов; протоколы не содержат договорного условия о цене, а только отражают применение сторонами в соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации цены (ставок), установленной уполномоченными государственными органами.
По мнению подателя жалобы, суды применили к отношениям сторон, утративший силу правовой акт, не подлежащий применению приказ Рослесхоза от 14.09.2005 N 255; единственным нормативным правовым актом, устанавливающим цену за использование лесных ресурсов на землях лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, является постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
Участвующие в деле лица о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании 14.02.2011 был объявлен перерыв до 10 час. 20 мин. 21.02.2011.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Между Шенкурским лесхозом (правопредшественник Агентства) и ОАО "Вельское лесоперевалочное предприятие" (арендатор) заключены договоры аренды участков лесного фонда от 14.01.2004 N 54 сроком на 5 лет по 14.01.2009 (пункт 7 договора) и от 09.03.2005 N 65 сроком на 10 лет (пункт 1 договора), согласно которым арендатор принимает в пользование участки лесного фонда для заготовки древесины по главному пользованию.
ОАО "Вельское лесоперевалочное предприятие" (арендатор) заключен договор от 16.11.2004 N 54 с Вельским опытно-производственный лесхозом (арендодатель), предметом которого является аренда участков лесного фонда для заготовки древесины по главному и по промежуточному пользованию.
В силу пункта 5.4 договора от 14.01.2004 N 54 размер арендной платы пересматривается ежегодно, а также по требованию одной из сторон в случае изменения централизованно установленных ставок.
Пунктом 6.5 договора от 16.11.2004 N 54 предусмотрено, что размер арендной платы и сроки ее внесения пересматриваются ежегодно и оформляются протоколом согласования арендной платы. В случае изменения централизованно установленных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, арендная плата пересчитывается арендодателем с уведомлением об этом арендатора. Пересмотр условий оформляется протоколом согласования арендной платы, подписанным обеими сторонами, который не подлежит государственной регистрации.
Согласно пунктам 2.1 и 2.2 договора аренды от 09.03.2005 N 65 расчет размера арендной платы производится ежегодно, исходя из установленного объема лесопользования; размер арендной платы устанавливается с учетом вида лесопользования, годового размера лесопользования на арендуемом участке лесного фонда и действующих минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню (или действующих ставок лесных податей за данный вид лесопользования) и повышающего коэффициента по соглашению сторон.
Размер арендной платы на 2007 - 2008 годы установлен в подписанных сторонами протоколах согласования размера арендной платы и порядка ее внесения на 2007 год и на 2008 год, являющихся приложениями к упомянутым договорам аренды.
Согласно протоколам от 28.12.2006 и от 29.12.2007 (приложение к договору от 14.01.2004 N 54) согласования размера арендной платы и порядка ее внесения на 2007 и 2008 годы, размер арендной платы на 2007 год установлен в сумме 184 905 руб., в том числе арендная плата в части минимальных ставок - 108 8745 руб., превышающей минимальные ставки - 76 160 руб.; размер арендной платы на 2008 год установлен в сумме 212 594 руб., в том числе арендная плата в части минимальных ставок - 125 055 руб., в части, превышающей минимальные ставки - 87 539 руб.
Протоколами от 25.12.2006 и от 29.12.2007, являющимися приложением к договору от 09.03.2005 N 65, стороны согласовали размер арендной платы на 2007 и 2008 годы. Арендная плата на 2007 год составила 345 511 руб., в том числе арендная плата в части минимальных ставок 203 227 руб., в части, превышающей минимальные ставки - 142 284 руб.; арендная плата на 2008 год - 910 467 руб., в том числе арендная плата в части минимальных ставок 535 569 руб., в части, превышающей минимальные ставки - 374 898 руб.
Протоколами от 21.12.2006 NN 6-8 и от 11.12.2006 (приложение к договору от 16.11.2004 N 54) стороны согласовали размеры арендной платы на 2007 год, протоколами от 25.01.2007 NN 2-5 сторонами согласован размер арендной платы и 2008 год.
В порядке приведения договоров аренды участков лесного фонда от 14.01.2004 N 54, от 16.11.2004 N 54 и от 09.03.2005 N 65 в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации 2006 года стороны заключили соответственно договоры аренды лесного участка от 30.09.2008 N 413, от 15.07.2008 N 376 и от 30.09.2008 N 414.
В период с 12.06.2007 по 29.09.2008 по договорам от 14.01.2004 N 54 и от 09.03.2005 N 65, с 12.06.2007 по 14.07.2008 по договору от 16.11.2004 N 54 ОАО "Вельское лесоперевалочное предприятие" уплачивало арендную плату, исходя из условий указанных протоколов.
ОАО "Вельское лесоперевалочное предприятие", полагая, что с 12.06.2007 и до момента перезаключения договоров, оно не обязано производить арендную плату, предусмотренную в протоколах согласования размера арендной платы и порядка ее внесения на 2007 и 2008 годы в областной бюджет, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в иске.
Суды установили, что ОАО "Вельское лесоперевалочное предприятие", заключив договоры аренды участков лесного фонда от 14.01.2004 N 54, от 16.11.2004 N 54 и от 09.03.2005 N 65, оплачивало арендную плату в соответствии с его условиями, к Агентству с требованиями об уменьшении размера арендной платы до заключения новых договоров аренды лесного участка от 30.09.2008 N 413, от 15.07.2008 N 376 и от 30.09.2008 N 414 не обращалось.
Суды применили статью 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ), статьи 72 и 73 Лесного кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, статьи 307, 309, 421, 422, 424, 425 и 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258.
Суды пришли к выводам о том, что, истцом надлежащим образом исполнены обязательства по договорам аренды от 14.01.2004 N 54, от 16.11.2004 N 54 и от 09.03.2005 N 65, размер внесенной ОАО "Вельское лесоперевалочное предприятие" арендной платы в 2007 и 2008 годах согласован сторонами, отсутствует излишне уплаченная ОАО "Вельское лесоперевалочное предприятие" арендная плата в областной бюджет за период с 12.06.2007 и до перезаключения договоров.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Договоры аренды участков лесного фонда от 14.01.2004 N 54, от 16.11.2004 N 54 и от 09.03.2005 N 65 заключены в период действия Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года. Условия договоров соответствуют положениям названного Кодекса.
Аренда участков лесного фонда на момент заключения сторонами договора аренды регулировалась также Положением об аренде участков лесного фонда, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.1998 N 345 (далее - Положение об аренде).
В соответствии с пунктом 24 Положения об аренде размер арендной платы устанавливается по соглашению сторон с учетом вида лесопользования, размера участка, годового размера лесопользования на арендуемом участке лесного фонда и действующих ставок лесных податей за данный вид лесопользования. Арендная плата устанавливается за весь арендуемый участок лесного фонда как сумма платежей по видам лесопользования, предусмотренным договором аренды (пункт 25 Положения об аренде).
Законом N 201-ФЗ с 01.01.2007 введен в действие Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года.
Согласно части 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года размер арендной платы определяется на основании минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2 и 4 данной статьи. Частью 2 статьи 73 указанного Кодекса предусмотрено, что при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 принято в соответствии со статьями 73 и 76 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года.
Статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения; если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Согласно статье 2 Закона N 201-ФЗ положения вновь принятого Лесного кодекса Российской Федерации применяются к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.
Согласно статье 4 Закона N 201-ФЗ Министерством природных ресурсов Российской Федерации (приказом от 04.10.2007 N 258) утвержден Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (далее - Порядок).
Пунктами 10 и 11 Порядка предусмотрено, что при приведении договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом не допускается одностороннее изменение ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы. При переоформлении данных договоров на договоры аренды лесных участков размер арендной платы определяется согласно статье 73 Лесного кодекса, ставками платы за единицу объема лесных ресурсов и ставками платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.
В силу приведенных норм положения статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года не применимы к отношениям сторон, возникшим из договора аренды участков лесного фонда от 14.01.2004 N 54, от 16.11.2004 N 54 и от 09.03.2005 N 65, условия которых в спорный период не были изменены в предусмотренном законом и договором порядке.
При изложенных обстоятельствах выводы судов о том, что в спорный период до переоформления договоров аренды участков лесного фонда арендная плата подлежала уплате в ранее согласованном сторонами размере, указанном в протоколах согласования размера арендной платы и порядка ее внесения на 2007 и 2008 годы, основаны на правильном толковании норм права.
Доводы жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана правильная правовая оценка.
Поскольку нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, нарушений норм процессуального законодательства, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, не допущено, обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 06.08.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2010 по делу N А05-4305/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Вельское лесоперевалочное предприятие" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Судьи |
Т.С. Гафиатуллина |
|
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.