Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Сапоткиной Т.И.,
судей Гафиатуллиной Т.С., Захаровой М.В.,
рассмотрев 21.02.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Карпогорылес" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 06.09.2010 (судья Шашков А.Х.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2010 (судьи Федосеева О.А., Журавлев А.В., Козлова С.В.) по делу N А05-6705/2010,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Карпогорылес" (далее - ООО "Карпогорылес") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском Агентству лесного и охотничьего хозяйств Архангельской области (далее - Агентство) о возврате из областного бюджета 972 051 руб. 20 коп. арендной платы по договорам аренды участков лесного фонда от 31.07.2003 N 20, от 01.09.2005 N 4 и от 26.09.2005 N 14.
Решением суда от 06.09.2010 в иске отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 09.11.2010 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Карпогорылес", ссылаясь на несоответствие выводов судов, изложенных в решении и постановлении, обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Податель жалобы указывает, что судами необоснованно определены в качестве правовых оснований для определения цены (размера оплаты) за использование лесных ресурсов в размере большем, чем установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310), протоколы согласования размера арендной платы и порядка её внесения на 2007 и на 2008 годы к договорам аренды участка лесного фонда от 31.07.2003 N 20, от 01.09.2005 N 4 и от 26.09.2005 N 14; действовавшие в спорный период нормативные правовые акты не предоставляли лесхозам полномочий по установлению договорной цены за использование лесных ресурсов; протоколы не содержат договорного условия о цене, а только отражают применение сторонами в соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации цены (ставок), установленной уполномоченными государственными органами.
По мнению подателя жалобы, суды применили к отношениям сторон утративший силу правовой акт; единственным нормативным правовым актом, устанавливающим цену за использование лесных ресурсов на землях лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, является постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
Участвующие в деле лица о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании был объявлен перерыв до 10 час. 10 мин. 21.02.2011.
После перерыва судебное заседание продолжено.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Между Пинежским лесхозом (правопредшественник Агентства) и ООО "Карпогорылес" (арендатор) по результатам лесного конкурса заключены договоры аренды участков лесного фонда от 31.07.2003 N 20, от 01.09.2005 N 4 и от 26.09.2005 N 14, согласно которым арендатор принимает участки лесного фонда для заготовки древесины по главному пользованию.
Согласно пункту 5.4 договоров аренды размер арендной платы устанавливается ежегодно с оформлением протокола согласования цены, который доводится до арендатора.
Согласно протоколам (приложение к договору от 31.07.2003) согласования размера арендной платы и порядка ее внесения на 2007 и 2008 годы, размер арендной платы на 2007 год установлен в сумме 670 450 руб., в том числе арендная плата в части минимальных ставок - 394 350 руб., превышающей минимальные ставки - 276 100 руб.; размер арендной платы на 2008 год установлен в сумме 448 640 руб., в том числе арендная плата в части минимальных ставок - 263 872 руб., в части, превышающей минимальные ставки - 184 768 руб. Размер арендной платы на 2008 год определен, исходя из сложившегося на 01.01.2007 общего уровня арендной платы с коэффициентом индексации по уровням бюджетов 1,15.
Протоколами, являющимися приложением к договору от 01.09.2005 N 4, стороны согласовали размер арендной платы на 2007 год и 2008 год. Арендная плата на 2007 год составила 1 776 816 руб., в том числе арендная плата в части минимальных ставок 1 045 008 руб., в части, превышающей минимальные ставки - 731 808 руб.; арендная плата на 2008 год - 2 043 360 руб., в том числе арендная плата в части минимальных ставок 1 201 824 руб., в части, превышающей минимальные ставки - 841 536 руб.
Согласно протоколам согласования размера арендной платы и порядка ее внесения на 2007 и 2008 годы (приложение к договору от 26.09.2005 N 14), размер арендной платы на 2007 год установлен в сумме 596 602 руб., в том числе арендная плата в части минимальных ставок - 350 980 руб., в части, превышающей минимальные ставки - 245 622 руб.; размер арендной платы на 2008 год установлен в сумме 1 304 870 руб., в том числе арендная плата в части минимальных ставок -767 585 руб., в части, превышающей минимальные ставки - 537 285 руб.
В порядке приведения договоров аренды участков лесного фонда от 31.07.2003 N 20, от 01.09.2005 N 4 и от 26.09.2005 N 14 в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации 2006 года стороны заключили соответственно договоры аренды лесного участка от 05.03.2008 N 254 сроком по 30.07.2028, от 05.03.2008 N 255 сроком по 31.08.2030 и от 06.03.2008 N 249 сроком по 25.09.2030 (пункты 7.1 договоров).
В период с 12.06.2007 и до перезаключения договоров аренды истец вносил арендную плату, исходя из порядка и размера, установленного указанными протоколами.
ООО "Карпогорылес", полагая, что с 12.06.2007 и до момента перезаключения договоров, оно не обязано производить арендную плату, предусмотренную в протоколах согласования размера арендной платы и порядка ее внесения на 2007 и 2008 годы в областной бюджет, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в иске.
Суды установили, что ООО "Карпогорылес", заключив договоры аренды участков лесного фонда от 31.07.2003 N 20, от 01.09.2005 N 4 и от 26.09.2005 N 14, оплачивало арендную плату в соответствии с его условиями, к Агентству с требованиями об уменьшении размера арендной платы до заключения новых договоров аренды лесного участка от 05.03.2008 N 254, от 05.03.2008 N 255 и от 06.03.2008 N 249 не обращалось.
Суды сослались на статью 105 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции 1997 года), статью 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации, применили статью 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ), статьи 72 и 73 Лесного кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, статьи 307, 309, 421, 422, 424 и 425 Гражданского кодекса Российской Федерации, приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258.
Суды пришли к выводам о том, что, истцом надлежащим образом исполнены обязательства по договорам аренды от 31.07.2003 N 20, от 01.09.2005 N 4 и от 26.09.2005, размер внесенной ООО "Карпогорылес" арендной платы в 2007 и 2008 годах согласован сторонами, отсутствует излишне уплаченная ООО "Карпогорылес" арендная плата в областной бюджет за период с 12.06.2007 и до перезаключения договоров.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Договоры аренды от 31.07.2003 N 20, от 01.09.2005 N 4 и от 26.09.2005 участков лесного фонда заключены в период действия Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, условия договора соответствуют положениям названного Кодекса.
Аренда участков лесного фонда на момент заключения сторонами договора аренды регулировалась также Положением об аренде участков лесного фонда, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.1998 N 345 (далее - Положение об аренде).
В соответствии с пунктом 24 Положения об аренде размер арендной платы устанавливается по соглашению сторон с учетом вида лесопользования, размера участка, годового размера лесопользования на арендуемом участке лесного фонда и действующих ставок лесных податей за данный вид лесопользования. Арендная плата устанавливается за весь арендуемый участок лесного фонда как сумма платежей по видам лесопользования, предусмотренным договором аренды (пункт 25 Положения об аренде).
Законом N 201-ФЗ с 01.01.2007 введен в действие Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года.
Согласно части 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года размер арендной платы определяется на основании минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2 и 4 данной статьи. Частью 2 статьи 73 указанного Кодекса предусмотрено, что при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 принято в соответствии со статьями 73 и 76 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года.
Статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения; если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Согласно статье 2 Закона N 201-ФЗ положения вновь принятого Лесного кодекса Российской Федерации применяются к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.
Согласно статье 4 Закона N 201-ФЗ Министерством природных ресурсов Российской Федерации (приказом от 04.10.2007 N 258) утвержден Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (далее - Порядок).
Пунктами 10 и 11 Порядка предусмотрено, что при приведении договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом не допускается одностороннее изменение ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы. При переоформлении данных договоров на договоры аренды лесных участков размер арендной платы определяется согласно статье 73 Лесного кодекса, ставками платы за единицу объема лесных ресурсов и ставками платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.
В силу приведенных норм положения статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года не применимы к отношениям сторон, возникшим из договоров аренды участков лесного фонда от 31.07.2003 N 20, от 01.09.2005 N 4 и от 26.09.2005, условия которых в спорный период не были изменены в предусмотренном законом и договором порядке.
При изложенных обстоятельствах дела выводы судов о том, что в спорный период до переоформления договоров аренды участков лесного фонда арендная плата подлежала уплате в ранее согласованном сторонами размере, указанном в протоколах согласования размера арендной платы и порядка ее внесения на 2007 и 2008 годы, основаны на правильном толковании норм права.
Доводы жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана правильная правовая оценка.
Поскольку нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, нарушений норм процессуального законодательства, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, не допущено, обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 06.09.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2010 по делу N А05-6705/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Карпогорылес" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Судьи |
Т.С. Гафиатуллина |
|
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.