Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Журавлевой О.Р.,
судей Морозовой Н.А., Пастуховой М.В.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Санкт-Петербургу Дубинского А.А. (доверенность от 25.10.2010 N 04-10-09/10752), от представительства компании "Маннхеймер Свартлинг Рюссланд Адвокатактиебулаг" Ериго Л.Г. (доверенность от 18.06.2010),
рассмотрев 02.03.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.07.2010 (судья Соколова С.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2010 (судьи Будылева М.в., Горбачева О.В., Загараева Л.П.) по делу N А56-22165/2010,
установил:
Представительство компании "Маннхеймер Свартлинг Рюссланд Адвокатактиебулаг" (Mannheimer Swartling Ryssland Advokataktiebolag) в Санкт-Петербурге (далее - Представительство) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 11.01.2010 N 1 в части взыскания пеней в размере 522 337 руб. 54 коп. за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента); Решения от 11.01.2010 N 2 в части приостановления операций по счетам Представительства в размере 522 337 руб. 54 коп., а также об обязании Инспекции возвратить Представительству денежные средства в размере 522 337 руб. 54 коп. и взыскании с налогового органа в пользу Представительства 17 987руб. 89 коп. процентов на сумму излишне взысканных пеней и 11 355 руб. 47 коп. процентов на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления операций по счетам налогоплательщика за период с 20.02.2010. по 22.03.2010.
Решением суда первой инстанции от 27.07.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.11.2010, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты. По мнению подателя жалобы, спорные пени взысканы с Представительства правомерно, поскольку им сданы уточненные декларации по налогу на добавленную стоимость за февраль-декабрь 2007 года, 1, 2, 3, 4 кварталы 2008 года и 1, 2 кварталы 2009 года, согласно которым исчислен налог, подлежащий перечислению в бюджет в качестве налогового агента. При этом Инспекция указывает, что требование об уплате пеней содержит весь необходимый объем информации и предусмотренные действующим законодательством реквизиты, а также вручено представителю организации в установленный срок. Кроме того, оспариваемое решение о приостановлении операций по счетам отменено соответствующим решением Инспекции, которое принято 22.03.2010 после того, как 19.03.2010 от Представительства поступили документы, подтверждающие факт исполнения инкассового поручения.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель заявителя отклонил их.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 18.11.2009 Инспекция составила требование N 811 об уплате налога, сбора, пеней, штрафа, согласно которому Представительство имеет задолженность по уплате пеней в размере 536 002 руб. 35 коп. и обязано погасить ее в срок до 04.12.2009 года. Требование было получено Представительством 05.12.2009 года.
Затем, налоговый орган 11.01.2010 принял решение N 1 о взыскании указанной в требовании суммы пеней за счет денежных средств на счетах Представительства в банке (далее - Решение о взыскании).
Одновременно Инспекция приняла решение от 11.01.2010 N 2 о приостановлении операций по счетам Представительства (далее - Решение о приостановлении). Согласно Решению о приостановлении на Филиал ЗАО КБ "Свснска Хандельсбанкен" (далее - банк) в Санкт-Петербурге возлагалась обязанность приостановить все расходные операции по расчетным счетам Представительства N 40807978910210341031, 40807810010210341031, 40807810410215441031 в обеспечение исполнения Решения о взыскании.
На основании инкассового поручения N 1 от 11.01.2010 со счета Представительства 18.02.2010 была списана в бесспорном порядке сумма в размере 536 002 руб. 35 коп.
Инспекция 22.03.2010 приняла Решение N 113 об отмене приостановления операций по счетам Представительства.
Представительство, посчитав принятые Инспекцией ненормативные акты о взыскании пеней и о приостановлении операций по счетам неправомерными, обратилось в арбитражный суд.
Суды обеих инстанций удовлетворили заявленные требования, правомерно руководствуясь следующим.
Как установлено судами и не оспаривается налоговым органом, оспариваемые решения приняты на основании требования Инспекции N 811 по состоянию на 18.11.2009.
В данном требовании Инспекцией указано, что Представительство обязано уплатить в срок до 04.12.2009 пени в размере 536 002 руб. 35 коп., начисленные с учетом ставки 9,5 процентов годовых на недоимку по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2008 года в размере 289 233 руб. (том дела 1, лист 48). Как следует из требования, период просрочки уплаты налога составляет с 21.07.2008 по 20.10.2009 (457 дней).
Согласно части 6 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В силу положений статьи 69 Кодекса требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Пунктом 4 статьи 69 НК РФ установлено, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога.
В силу статьи 75 НК РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, определяются в процентах и подлежат уплате налогоплательщиком в случае образования у него недоимки, т.е. не уплаченной в установленный законом срок суммы налога.
Форма требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафа, направляемых налоговым органом после 01.01.2007, утверждена Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825. Согласно данному Приказу при формировании требования об уплате соответствующих сумм пеней, должна быть определена недоимка (в том числе погашенная), на которую начислены указанные пени.
В силу пункта 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Судами обеих инстанций установлено, что размер пеней на указанную в требовании сумму недоимки составляет лишь 41 856 руб. 84 коп., исходя из следующего расчета: 289 233х0,095х457/300.
При этом налоговым органом в материалы дела не представлено доказательств, обосновывающих недоимку по налогу на добавленную стоимость в указанном в оспариваемом требовании размере.
С учетом изложенного правильными являются выводы судов о том, что содержащиеся в требовании N 811 данные не позволяют проверить ни обоснованность начисления пени, ни их размер; невозможность установить порядок исчисления и основания начисления пени является существенным нарушением требований закона, предъявляемых к содержанию требования.
В кассационной жалобе Инспекция указывает, что Представительством сданы уточненные декларации по налогу на добавленную стоимость за февраль-декабрь 2007 года, 1, 2, 3, 4 кварталы 2008 года и 1, 2 кварталы 2009 года, согласно которым исчислен налог, подлежащий перечислению в бюджет в качестве налогового агента. При этом налоговый орган ссылается, что сумму налога в качестве налогового агента Представительство перечислило в бюджет с нарушением установленного срока, в связи с чем подлежат начислению и взысканию соответствующие пени.
Данные доводы не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно требованию N 811 пени в размере 536 002 руб. 35 коп. начислены с учетом ставки 9,5 процентов годовых на недоимку по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2008 года в размере 289 233 руб., а не в связи с представлением Представительством уточненных деклараций и не по результатам проведения камеральной проверки, выявившей нарушение срока уплаты налога налоговым агентом.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности, суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что Инспекцией не представлено документального подтверждения правомерности начисления и взыскания пеней, за исключением пеней в сумме 13 664 руб. 81 коп., согласованной сторонами в процессе сверки.
При таких обстоятельствах следует признать пени в размере 522 337 руб. 54 коп. излишне взысканными и подлежащими возврату Представительству на основании статьи 79 НК РФ.
Порядок возврата излишне взысканных налогов и пеней определен положениями статьи 79 Кодекса, в соответствии с которыми сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами. При этом проценты на сумму излишне взысканных налогов и пеней начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Представленный заявителем расчет процентов, начисленных на сумму излишне взысканных пеней, проверен судами обеих инстанций и не опровергнут налоговым органом.
Согласно пункту 8 статьи 76 НК РФ приостановление операций по счетам налогоплательщика (налогового агента) в банке отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога, пеней, штрафа.
Как следует из материалов дела, 18.02.2010 с расчетного счета Представительства на основании инкассового поручения были списаны пени в сумме 536 002 руб. 35 коп., в тот же день банк направил соответствующие документы в Инспекцию по электронным каналам связи через РКЦ ЦБ РФ.
Однако Решение о приостановлении было отменено налоговым органом лишь 22.03.2010 (только после того, как 19.03.2010 от Представительства поступили документы, подтверждающие факт исполнения инкассового поручения).
В соответствии с пунктом 9.2 статьи 76 НК РФ, в случае нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока вручения представителю банка (направления в банк) решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока.
Представленный заявителем расчет процентов, начисленных на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления операций по счетам налогоплательщика за период с 20.02.2010. по 22.03.2010, также проверен судами обеих инстанций и не опровергнут налоговым органом.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы налогового органа, доводы которой направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судами в результате всесторонней и полной оценки имеющихся в деле доказательств.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.07.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2010 по делу N А56-22165/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
Н.А. Морозова |
|
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.