Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Захаровой М.В., Малышевой Н.Н.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Селена" Епатко М.Ю. (доверенность от 06.09.2010), от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области Нечаевой К.И. (доверенность от 29.09.2010) и Скворцовой М.В. (доверенность от 09.11.2010), от Министерства обороны Российской Федерации Колесниковой Н.Ю. (доверенность от 03.08.2010),
рассмотрев 10.03.2011 кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.09.2010 (судья Балакир М.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2010 (судьи Барканова Я.В., Жиляева Е.В., Серикова И.А.) по делу N А56-32618/2010,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Селена" (далее - ООО "Селена") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области (далее - ТУ Росимущества в Ленинградской области) от 22.04.2010 N 21-3274/10-0-1 об отказе в приватизации находящегося в федеральной собственности земельного участка площадью 97 000 кв.м с кадастровым номером 47:07:09-40-001:0102, а также об обязании ТУ Росимущества в Ленинградской области предоставить в собственность ООО "Селена" указанный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны РФ).
Решением от 10.09.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.12.2010, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Ленинградской области, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 10.09.2010 и постановление от 23.12.2010 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
ООО "Селена" представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просило оставить без изменения обжалуемые судебные акты.
Минобороны РФ представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просило отменить решение от 10.09.2010 и постановление от 23.12.2010 и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В судебном заседании представители ТУ Росимущества в Ленинградской области и Минобороны РФ поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель ООО "Селена" возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Селена" по договору купли-продажи от 11.03.2008 N 1-2008 приобрело у общества с ограниченной ответственностью "Авангард" здание кабельной общей площадью 57,6 кв.м (условный номер 47-78-12/033/2007-115), склад общей площадью 93,7 кв.м (условный номер 47-78-12/033/2007-116), битумохранилище общей площадью 109,2 кв.м (условный номер 47-78-12/033/2007-103) и компрессорная общей площадью 19,1 кв.м (условный номер 47-78-12/033/2007-114) по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, город Всеволожск, улица Пугоревская.
Актом приема-передачи от 12.03.2008 объекты недвижимости переданы ООО "Селена".
Право собственности ООО "Селена" на указанные объекты недвижимости зарегистрировано Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о чем выданы свидетельства от 22.04.2008 серии 78-АГ N 376009, 376010, 376011, 376013.
Из свидетельства о государственной регистрации права от 24.04.2007 следует, что земельный участок площадью 739 803 233 кв.м с кадастровым номером 47:07:00-00-000-0122 во Всеволожском районе Ленинградской области является собственностью Российской Федерации.
Распоряжением ТУ Росимущества в Ленинградской области от 29.07.2008 N 508 утверждены границы вновь сформированного земельного участка площадью 97 000 кв.м, выделенного из состава существующего земельного участка, являющегося федеральной собственностью, площадью 586 969 833 кв.м с кадастровым номером 47:07:09-400001:0032, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
В письме от 08.08.2008 федеральное государственное унитарное предприятие "Строительное управление Ленинградского военного округа Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ФГУП "СУ ЛенВО МО РФ") сообщило ООО "Селена" о том, что земельный участок, на котором находятся принадлежащие ООО "Селена" объекты недвижимости, на балансе ФГУП "СУ ЛенВО МО РФ" не состоит, в целях Минобороны РФ не используется.
ООО "Селена" 01.04.2010 обратилось в ТУ Росимущества в Ленинградской области с заявкой на приватизацию находящегося в федеральной собственности земельного участка, на котором расположены принадлежащие ООО "Селена" объекты недвижимости.
В письме от 22.04.2010 N 21-3274/10-0-1 ТУ Росимущества в Ленинградской области сообщило ООО "Селена" о том, что земельный участок, на котором расположены объекты недвижимости ООО "Селена", не учтен в реестре федерального имущества, ведение которого осуществляет ТУ Росимущества в Ленинградской области. Кроме того, данные объекты недвижимости расположены на земельном участке, находящемся в ведении Минобороны РФ, и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 управление данным земельным участком осуществляет Минобороны РФ.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, полагает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене или изменению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В соответствии с пунктом 6 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ленинградской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 01.02.2005 N 37, ТУ Росимущества в Ленинградской области установленном порядке принимает решение о предоставлении земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность гражданами и юридическими лицами из федеральной собственности.
Из приведенных норм следует, что принятие решения о предоставлении земельного участка, на котором расположены принадлежащие ООО "Селена" объекты недвижимости, относится к компетенции ТУ Росимущества в Ленинградской области.
Кассационная инстанция не принимает ссылку подателя жалобы на постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", в соответствии с которым Минобороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Минобороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
Поскольку из материалов дела не следует, что спорный земельный участок находится на праве постоянного (бессрочного) пользования у Вооруженных Сил Российской Федерации, кассационная инстанция считает правильным вывод судов об отсутствии у Минобороны РФ полномочий по предоставлению спорного земельного участка в собственность ООО "Селена".
При таких обстоятельствах следует признать, что ТУ Росимущества в Ленинградской области незаконно отказало ООО "Селена" в приватизации находящегося в федеральной собственности спорного земельного участка со ссылкой на отсутствие у него соответствующих полномочий.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного кассационная инстанция полагает, что суды обеих инстанций правомерно удовлетворили заявленные ООО "Селена" требования.
Поскольку судами правильно применены нормы материального и процессуального права, у кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.09.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2010 по делу N А56-32618/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.Г. Власова |
Судьи |
М.В. Захарова |
|
Н.Н. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.