Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Колесниковой С.Г., Михайловской Е.А.,
при участии от Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Мурманской области Бучаевой О.Н. (доверенность от 05.06.2009 N 21/102/31/10), от закрытого акционерного общества "Рыбопромышленная компания "Рыбфлот-Фор" Иотченко Ф.Ф. (доверенность от 07.09.2010 N СБМ-184), Яковлева А.В. (доверенность от 12.01.2011),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Мурманской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.09.2010 (судья Гурьева И.Л.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2010 (судьи Фокина Е.А, Борисова Г.В., Есипова О.И.) по делу N А21-6225/2010,
установил:
Закрытое акционерное общество "Рыбопромышленная компания "Рыбфлот-Фор" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Мурманской области (далее - Управление) от 25.05.2010 N 2109/189/10 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 18.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением Арбитражного суда Мурманской области от 12.07.2010 дело передано по подсудности в Арбитражный суд Калининградской области.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 21.09.2010, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2010, заявленные требования удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе Управление, указывая на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и постановление судов и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы кассационной жалобы, а представители Общества - доводы, изложенные в отзыве на нее.
Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением 11.05.2010 составлен протокол N 2109/190/10 о совершении Обществом административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 18.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В протоколе зафиксировано, что на основании данных технических средств контроля спутниковой отраслевой системы мониторинга установлено, что 05.02.2010 в 01:44 мск судно К-1864 "Валерий Джапаридзе", принадлежащее Обществу, находилось в точке координат Ш: 72°48'68"N Д: 36°57'16"E (исключительная экономическая зона Российской Федерации), а в 07:46 мск 05.02.2010 находилось в точке с координатами Ш: 73°2'29"N Д:36°2'60"E (NEAFC Анклав Баренцева моря), то есть пересекло линию внешней границы исключительной экономической зоны Российской Федерации на выход. До выхода из исключительной экономической зоны Российской Федерации судно "Валерий Джапаридзе" осуществляло промысел водных биологических ресурсов по разрешению от 31.12.2009 N ПМ-10008, выданному ЗАО "Рыбопромышленная компания "Рыбфлот-Фор".
Управление пришло к выводу, что в нарушение требований пункта 3 Положения о порядке прохождения российскими и иностранными судами морских контрольных пунктов (точек), утвержденного Приказом Федеральной службы безопасности России и Министерства сельского хозяйства России от 14.06.2007 N 311/324 (далее - Положение N 311/324) судном К-1864 "Валерий Джапаридзе" не был пройден морской контрольный пункт (точка) "Север-1"; в нарушение требований пункта 4 Положения N 311/324, с судна не было подано уведомление о прохождении морского контрольного пункта (точки) "Север-1"..
Постановлением от 25.05.2010 N 2109/189/10 Общество привлечено к ответственности по статье 18.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением ему наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Признавая незаконным постановление о привлечении к ответственности, суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии доказательств пересечения судном внешней границы исключительной экономической зоны Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции признал факт пересечения судном внешней границы исключительной экономической зоны Российской Федерации доказанным, однако применил статью 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указав, что Порядком прохождения российскими и иностранными судами контрольных пунктом (точек), утвержденным Приказом Федеральной службы безопасности России N 56 и приказом Федерального агентства по рыболовству N 91 от 15.02.2010 (далее - Порядок N 56/91) обязанность прохождения контрольных пунктов на выход из исключительной экономической зоны до завершения рыболовства отменена.
Статьей 18.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность юридических лиц за нарушение судами рыбопромыслового флота порядка прохождения установленных контрольных пунктов (точек) при пересечении внешней границы исключительной экономической зоны Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" (далее - Закон N 191-ФЗ) исключительная экономическая зона Российской Федерации - это морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.
Согласно пункту 3 этой же статьи внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 3 Закона N 191-ФЗ установлено, что линии внешних границ исключительной экономической зоны или заменяющие их, утвержденные Правительством Российской Федерации перечни географических координат точек с указанием основных исходных геодезических данных и делимитационные линии, определенные международными договорами Российской Федерации или на основе общепризнанных принципов и норм международного права, указываются на картах установленного масштаба и публикуются в "Извещениях мореплавателям".
В силу пункта 15 статьи 7 Закона N 191-ФЗ установление контрольных пунктов (точек) и порядка прохождения их российскими и иностранными судами, осуществляющими рыболовство и следующими в исключительную экономическую зону и выходящими из нее, в целях проведения контрольно-проверочных мероприятий отнесено к компетенции федеральных органов государственной власти.
Перечень географических координат, определяющих положение базисных линий для отсчета ширины территориальных вод, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, утвержден постановлениями Совета Министров СССР от 07.02.1984 и от 15.01.1985 и другим нормативным актом не отменен, в связи с чем продолжает действовать на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Положения N 311/324 (действовавшего на момент совершения Обществом нарушения) контрольные пункты являются обязательными для прохождения судами при каждом входе (выходе) в исключительную экономическую зону Российской Федерации при пересечении линии ее внешней границы либо заменяющей ее или делимитационной линии (далее - линия внешней границы исключительной экономической зоны Российской Федерации) для осуществления промысла водных биологических ресурсов и ведения морских ресурсных исследований и при завершении промысла водных биологических ресурсов и ведения морских ресурсных исследований в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации.
Пунктом 4 Положения N 311/324 установлено, что старшие групп (при групповом плавании) или капитаны (при одиночном плавании) судов не позднее чем за 24 часа до пересечения линии внешней границы исключительной экономической зоны Российской Федерации или выхода из промыслового района, кроме перемещений в Охотском море, а также переходов между Петропавловско-Командорским и Северо-Курильским промысловыми районами, направляют информацию (радиограммой или по факсимильной связи) в координационные центры пограничных управлений ФСБ России по субъектам Российской Федерации (по направлениям) по принадлежности контрольных пунктов согласно Системе с указанием данных для группового и одиночного плавания по установленной форме. Морские контрольные пункты в зонах ответственности пограничных управлений ФСБ России по субъектам Российской Федерации (по направлениям) приведены в приложении 1 к настоящему Положению.
В приложении 1 к Положению N 311/324 приводится перечень морских контрольных пунктов в зонах ответственности пограничных управлений Федеральной службы безопасности России по субъектам Российской Федерации, в частности морским контрольным пунктом "Север-1" является пограничное управление Федеральной службы безопасности России по Мурманской области.
Судом апелляционной инстанции установлено, что материалами дела подтверждается факт пересечения судном К-1864 "Валерий Джапаридзе" исключительной экономической зоны Российской Федерации на выход без прохождения морского контрольного пункта (точки) "Север-1" и без подачи уведомления о прохождении этого пункта.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции сделан вывод о необходимости применения части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которой закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Приказом Федеральной службы безопасности России N 56 и приказом Федерального агентства по рыболовству N 91 от 15.02.2010 (зарегистрировано в Минюсте РФ 09.03.2010) утвержден Порядок прохождения российскими и иностранными судами контрольных пунктом (точек) (далее - Порядок N 56/91), в соответствии с пунктом 3 которого контрольные пункты являются обязательными для прохождения судами при каждом входе в исключительную экономическую зону Российской Федерации при пересечении линии внешней границы исключительной экономической зоны Российской Федерации для осуществления рыболовства и (или) морских ресурсных исследований, и (или) снабжения судов и установок топливом, водой, продовольствием, тарой и другими материалами, а также при выходе из нее после завершения рыболовства и (или) морских ресурсных исследований, и (или) снабжения судов и установок топливом, водой, продовольствием, тарой и другими материалами.
Таким образом, на момент привлечения Общества к административной ответственности обязанность прохождения контрольного пункта при выходе из исключительной экономической зоны Российской Федерации при пересечении линии внешней границы исключительной экономической зоны Российской Федерации сохранилась только для случаев выхода из нее после завершения рыболовства и (или) морских ресурсных исследований, и (или) снабжения судов и установок топливом, водой, продовольствием, тарой и другими материалами.
Судом установлено, материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что на момент выхода из исключительной экономической зоны Российской Федерации судном "Валерий Джапаридзе" рыболовство не было завершено, то есть на момент привлечения к ответственности обязанность, нарушение которой вменено Обществу, была отменена.
Поскольку положение Общества, как лица, совершившего административное правонарушение, Порядком N 56/91 улучшилось и постановление о назначении административного наказания не исполнено, то подлежит применению нормативный акт, улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, постановление суда соответствует нормам материального и процессуального права, и оснований для его отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.09.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2010 по делу N А21-6225/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Судьи |
С.Г. Колесникова |
|
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.