Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кадулина А.В. и Константинова П.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области на определение Арбитражного суда Вологодской области от 19.07.2010 (судья Курпанова Н.Ю.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2010 (судьи Елагина О.К., Моисеева И.Н., Рогатенко Л.Н.) по делу N А13-1141/2008,
установил:
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 08.07.2008 удовлетворен иск общества с ограниченной ответственностью "Салон Стекла" (далее - ООО "Салон Стекла") и предпринимателя Комарова Александра Германовича о применении последствий недействительности договора от 12.09.2005 N 616-ФЗ купли-продажи земельного участка площадью 1 475 кв.м с кадастровым номером 35:21:02 03 004:0071, расположенного по адресу: Вологодская область, город Череповец, улица Тимохина, дом 3, заключенного истцами и Северо-Западным межрегиональным отделением специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества", действовавшим от имени Специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" (далее - Фонд имущества).
Суд обязал Фонд имущества в десятидневный срок после вступления решения в законную силу перечислить: в пользу ООО "Салон Стекла" - 77 067,34 руб. за оплату земельного участка, 2 383,53 руб. расходов по продаже земельного участка, а также 2 883,53 руб. расходов по уплате госпошлины и 5 000 руб. в возмещение расходов на оплату услуг представителя; в пользу Комарова А.Г. - 25 689,12 руб. за оплату земельного участка, 794,51 руб. расходов по продаже земельного участка, а также 5000 руб. в возмещение расходов на оплату услуг представителя.
В иске к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Вологодской области, именуемому в настоящее время Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области (далее - Управление Росимущества), а также Управлению Федерального казначейства по Вологодской области (далее - УФК по Вологодской области), Управлению Федерального казначейства по городу Санкт-Петербургу, мэрии города Череповца, Комитету по управлению имуществом города Череповца отказано.
На основании решения от 08.07.2008, вступившего в законную силу 08.08.2008, ООО "Салон Стекла" и Комарову А.Г. выданы исполнительные листы N 003094 и 003095 об обязании Фонда имущества перечислить ООО "Салон Стекла" и Комарову А.Г. присужденные им суммы.
Определением от 21.05.2009 суд первой инстанции изменил способ и порядок исполнения судебного акта, изложенные в абзацах втором и третьем резолютивной части решения от 08.07.2008: вместо обязания Фонда имущества перечислить в пользу истцов указанные в резолютивной части решения денежные средства суд взыскал эти средства с Фонда имущества.
На основании указанного определения истцам 21.05.2009 выданы исполнительные листы N 014805, 014806.
Определением суда от 16.12.2009 Управление Федеральной регистрационной службы по Вологодской области, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заменено на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области в порядке правопреемства.
ООО "Салон Стекла" и предприниматель 28.04.2010 обратились в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о замене в порядке процессуального правопреемства, предусмотренном статьей 48 АПК РФ, Фонда имущества на его правопреемника - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) в связи с тем, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.06.2008 N 947-р Фонд имущества с 01.08.2008 ликвидирован и его функции переданы Росимуществу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Росимущество и отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по городу Москве (далее - Отдел судебных приставов).
Суд первой инстанции определением от 19.07.2010 (в редакции определения от 12.08.2010 об исправлении опечатки), оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.10.2010, удовлетворил заявление истцов и заменил Фонд имущества на Росимущество.
В кассационной жалобе Управление Росимущества просит определение от 19.07.2010 и постановление от 12.10.2010 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления ООО "Салон Стекла" и Комарова А.Г.
Податель жалобы указывает следующее: суды не учли, что процессуальное правопреемство в порядке статьи 48 АПК РФ возможно только в случае правопреемства в гражданском материальном правоотношении; Росимуществу не переданы права и обязанности Фонда имущества, возникающие из материальных правоотношений; пункт 4 распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.06.2008 N 947-р, обязывающий Росимущество принять имущество Фонда имущества и его обязательственные права, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов, следует оценивать во взаимной связи с пунктом 7 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом того, что понятие "обязательственные права" значительно уже понятия "обязательства" и включает только права требования.
В отзывах на кассационную жалобу ООО "Салон Стекла", Комаров А.Г. и УФК по Вологодской области, считая принятые определение и постановление законными и обоснованными, просят оставить их без изменения, а жалобу Управления Росимущества - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в том числе и по доводам подателя жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 25.12.2002 N 925 Фонд имущества являлся федеральным государственным учреждением, осуществлявшим, в числе прочих, функции по продаже земельных участков в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, организации торгов при продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков; заключению в установленном порядке договоров купли-продажи федерального имущества, а также обеспечению передачи прав собственности на федеральное имущество; получению и перечислению в установленном порядке средств, полученных Фондом от продажи федерального имущества.
В целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти Президент Российской Федерации издал указ от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ N 724).
В соответствии с пунктом 10 названного указа Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом преобразовано в Росимущество, на него возложены функции Фонда имущества по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пункте 17 Указа N 724 предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с этим Указом переданы функции иных федеральных органов исполнительной власти, являются их правопреемниками по обязательствам, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.06.2008 N 947-р Фонд имущества ликвидирован с 01.08.2008. В Единый государственный реестр юридических лиц 12.03.2009 внесена запись N 7097746476194 о ликвидации Фонда имущества.
Пунктом 4 распоряжения от 28.06.2008 N 947-р Росимуществу предписано принять имущество Фонда имущества и его обязательственные права, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов.
Пунктами 5.2 - 5.4, 5.6 - 5.9, 5.13, 5.32, 5.36, 5.39 Положения о Росимуществе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, предусмотрено, что Росимущество наделено полномочиями собственника в отношении федерального имущества, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Поскольку в спорных материальных правоотношениях Фонд имущества выступал в качестве лица, представляющего Российскую Федерацию, то перераспределение Российской Федерацией функций и полномочий по заключению договоров купли-продажи федерального имущества (земельных участков) не прекращает и не изменяет возникших с ее участием гражданских правоотношений. В этом случае меняется лицо, представляющее интересы Российской Федерации, являющейся стороной соответствующего правоотношения.
При таком положении суды правильно признали, что ликвидация Фонда имущества связана с реорганизацией системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, в процессе которой функции и полномочия Фонда имущества переданы Росимуществу, в связи с чем с учетом положений статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации обоснованно произвели правопреемство Росимущества по обязательствам Фонда имущества.
Кассационная инстанция считает, что суды при рассмотрении заявления ООО "Салон Стекла" и Комарова А.Г. надлежащим образом исследовали представленные в материалы дела доказательства и дали надлежащую правовую оценку всем доводам сторон, поэтому оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Арбитражного суда Вологодской области от 19.07.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2010 по делу N А13-1141/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
А.В. Кадулин |
|
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.