Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Сергеевой И.В.,
судей Гафиатуллиной Т.С., Грачевой И.Л.,
при участии от Общества Беляевой В.П. (доверенность от 01.11.2010), от Теруправления Росимущества Михеевой Т.В. (доверенность от 13.05.2010 N ф-105/05-10), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.05.2010 по делу N А56-9848/2009 (судья Рагузина П.Н.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Медведь Сервис" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ленинградской области (в настоящее время Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области, далее - Теруправление Росимущества) о признании незаконным бездействия Теруправления Росимущества, выразившегося в непринятии решения о приватизации Обществом земельного участка с кадастровым номером 47:08:01-03-002:0031 площадью 4,4113 га, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, п. Песочный, ул. Ленинградская, участок 119; обязании Теруправления Росимущества принять решение о приватизации Обществом названного земельного участка.
Решением от 02.07.2009 (судья Савинова Е.В.) заявленные требования удовлетворены.
В апелляционном порядке решение не пересматривалось.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.10.2009 (судьи Сергеева И.В., Захарова М.В., Константинов П.Ю.) решение от 02.07.2009 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Определением арбитражного суда первой инстанции от 28.01.2010 в ходе нового рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России).
При новом рассмотрении дела Общество, уточнив заявленные требования, просило признать незаконным отказ Теруправления Росимущества в приватизации земельного участка площадью 4,4113 га с кадастровым номером 47:08:01-03-002:0031, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, п. Песочный, ул. Ленинградская, участок 119; обязать Теруправление Росимущества принять решение о приватизации названного земельного участка.
Решением арбитражного суда от 31.05.2010 отказ Теруправления Росимущества признан незаконным; на указанный государственный орган возложена обязанность в месячный срок с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу принять решение о предоставлении названного земельного участка в собственность Общества; с Теруправления Росимущества в пользу Общества взыскано 2000 руб. судебных расходов по государственной пошлине.
В апелляционном порядке решение не пересматривалось.
Теруправление Росимущества в кассационной жалобе просит отменить данное решение, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нормам материального и процессуального права, и отказать в удовлетворении требований. По мнению подателя жалобы, поскольку спорный участок не представлен к учету в реестре федерального имущества и не произведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на него, Теруправление Росимущества не имеет возможности распорядиться данным участком путем его продажи Обществу; соответствующие сведения для учета участка не представлялись правообладателем - федеральным государственным унитарным предприятием "44 специализированное строительное управление Министерства обороны Российской Федерации" (далее - Предприятие), права и обязанности которого затрагиваются решением по настоящему делу, в связи с чем оно должно было быть привлечено к участию в рассмотрении спора; земельный участок не выбывал из ведения Минобороны России, которое не принимало решения о высвобождении военного имущества, реализованного конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном законодательством о банкротстве; полномочия по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляет Минобороны России.
Общество в отзыве на жалобу и дополнении к нему просит оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь на то, что как собственник объектов недвижимости имеет право на приватизацию соответствующего земельного участка; считая, что государственная собственность на данный участок не разграничена, а отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок не может служить препятствием для принятия решения о его приватизации; указывая, что земельный участок не используется Вооруженными Силами Российской Федерации, Предприятие не является правообладателем спорного земельного участка.
В судебном заседании представитель Теруправления Росимущества поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представитель Общества против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве с дополнением.
Минобороны России о времени и месте рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом, однако своего представителя в заседание суда не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником 13 объектов недвижимости, расположенных по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, п. Песочный, ул. Ленинградская, д. 119, корпуса с 1 по 13 (свидетельства о государственной регистрации права от 03.04.2007 серии 78-АВ N 416332, от 31.05.2005 серии 78-АА N 138984, 138916-138922, 138924-138926). Указанные объекты приобретены Обществом по договору купли-продажи от 04.03.2005, заключенному с обществом с ограниченной ответственностью "Триумф" (далее - ООО "Триумф"). Один из объектов - здание казармы - после покупки был реконструирован заявителем, по окончании реконструкции на основании разрешения от 05.02.2007 N RU 47504107-01 на ввод объекта в эксплуатацию за Обществом зарегистрировано право собственности на реконструированный объект.
В свою очередь, ООО "Триумф" приобрело недвижимое имущество, расположенное на спорном земельном участке, у Предприятия по договорам купли-продажи от 17.08.2004 и от 22.09.2004.
В сентябре 2008 года Общество обратилось в Теруправление Росимущества с заявкой на приватизацию земельного участка площадью 4,4113 га с кадастровым номером 47:08:01-03-002:0031, относящегося к землям промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения, находящегося в государственной собственности, занятого принадлежащими Обществу объектами недвижимости.
В январе 2009 года по результатам рассмотрения представленных Обществом документов Теруправление Росимущества сообщило о том, что рассмотрение вопроса о приватизации спорного земельного участка будет возможно после осуществления государственной регистрации права собственности Российской Федерации на него и представления положительного решения Министра обороны Российской Федерации о приватизации земельного участка, поскольку на земельном участке находятся объекты, ранее относившиеся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации.
Общество, ссылаясь на наличие у него права на приватизацию земельного участка и отсутствие законодательно установленных запретов на приватизацию в отношении спорного участка, считая, что в приобретении земельного участка фактически было отказано, обратилось в арбитражный суд с требованием, уточненным в процессе повторного рассмотрения дела.
Согласно части первой статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент обращения Общества с заявлением в суд) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 3 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлено, что собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной и муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, принадлежит исключительное право на приватизацию этих земельных участков в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.
Согласно статье 29 и пункту 6 статьи 36 упомянутого Кодекса исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, обладающие правом предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в течение месяца со дня поступления заявления о выкупе принимают решение о предоставлении земельного участка в собственность; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляют подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляют его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В силу пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что на испрашиваемом земельном участке отсутствуют здания и сооружения, принадлежащие иным лицам, кроме объектов недвижимости, находящихся в собственности Общества. Доказательства использования земельного участка Вооруженными Силами Российской Федерации ни Теруправлением Росимущества, ни Минобороны России не представлены.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что по основаниям, предусмотренным пунктами 4 и 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, спорный земельный участок не относится к участкам, изъятым из оборота как занятым зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, а также к участкам, ограниченным в обороте в связи с предоставлением их для обеспечения обороны и безопасности.
В силу пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с переходом права собственности на объекты недвижимости к Обществу как новому собственнику перешло право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования. Покупатель недвижимого имущества вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования.
Сведения о том, на каком праве находился земельный участок у Предприятия и оформляло ли оно право землепользования, в деле отсутствуют. После продажи объектов право пользования соответствующим земельным участком возникло у ООО "Триумф", правоустанавливающих документов которого на землю также не имеется. В таком случае нет оснований считать, что в отношении земельного участка под принадлежащими Обществу объектами недвижимости как предоставленного в пользование Вооруженным Силам Российской Федерации согласно подпункту 71 пункта 7 раздела II Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Минобороны России осуществляет правомочия собственника имущества, в связи с чем для приватизации этого участка необходимо было решение Минобороны России.
Доводу Теруправления Росимущества об отсутствии государственной регистрации права Российской Федерации на земельный участок суд первой инстанции также дал надлежащую оценку исходя из того, что данное обстоятельство не препятствует принятию решения о приватизации земельного участка. Как пояснил представитель Теруправления Росимущества, государственная регистрация права собственности Российской Федерации на предназначенный для продажи земельный участок может быть осуществлена в процессе подготовки документов для заключения договора купли-продажи.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает выводы суда об удовлетворении требований правильными и не находит установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.05.2010 по делу N А56-9848/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
Т.С. Гафиатуллина |
|
И.Л. Грачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.