Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Дмитриева В.В.,
судей Корабухиной Л.И., Ломакина С.А.,
рассмотрев 21.12.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Минина Александра Владимировича на решение Арбитражного суда Архангельской области от 07.06.2010 (судья Быстров И.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2010 (судьи Мурахина Н.В., Потеева А.В., Чельцова Н.С.) по делу N А05-3379/2010,
установил:
Индивидуальный предприниматель Минин Александр Владимирович (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконными требований Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Северодвинску Архангельской области (далее - Инспекция) об уплате налога, сбора, пеней, штрафа от 25.12.2009 N 26342, 26343, 26344, 26345, 26346 и 26347.
Решением суда первой инстанции от 07.06.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.08.2010, заявление Предпринимателя удовлетворено частично: требование от 25.12.2009 N 26342 признано недействительным в части предложения уплатить 1121 руб. 97 коп. пеней по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ); требование от 25.12.2009 N 26343 - в части предложения уплатить 146 руб. 97 коп. пеней по единому социальному налогу (далее - ЕСН), подлежащему зачислению в федеральный бюджет; требование от 25.12.2009 N 26346 - в части предложения уплатить 3874 руб. 04 коп. пеней по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС); требование от 25.12.2009 N 26347 - в части предложения уплатить 215 руб. 78 коп. пеней по сбору за право торговли; на налоговый орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Предприниматель не согласился с принятыми по делу судебными актами в части отказа в удовлетворении заявления и обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление судов отменить. Податель жалобы считает, что судами нарушены положения статей 70 и 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ): пени, предъявленные к уплате в требованиях N 26342 - 26347, начислены на суммы недоимок по налогам, право взыскания которых ответчиком утрачено. Следовательно, не имея возможности взыскать недоимку по налогам, Инспекция не вправе продолжать начислять на эти суммы пени.
Представители Предпринимателя и Инспекции, в установленном порядке извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в пределах доводов жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для их отмены с учетом следующего.
Из материалов дела видно, что Инспекция направила Предпринимателю 6 требований об уплате налога, сбора, пеней и штрафа по состоянию на 25.12.2009 сроком исполнения до 22.01.2010: N 26342, которым предложено уплатить 4049 руб. 93 коп. пеней за просрочку уплаты НДФЛ; N 26343, которым предложено уплатить 2709 руб. 77 коп. пеней за просрочку уплаты ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет; N 26344, которым предложено уплатить 61 руб. 35 коп. пеней за просрочку уплаты ЕСН, зачисляемого в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС); N 26345, которым предложено уплатить 698 руб. 24 коп. пеней за просрочку уплаты ЕСН, зачисляемого в территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС); N 26346, которым предложено уплатить 36 794 руб. 02 коп. пеней за просрочку уплаты НДС; N 26347 которым предложено уплатить 429 руб. 21 коп. пеней по прочим местным налогам и сборам, мобилизуемым на территориях городских округов.
Налогоплательщик, посчитав перечисленные требования незаконными, обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В ходе рассмотрения спора судами установлено, что спорные суммы пеней начислены налоговым органом по следующим основаниям.
Частично пени начислены налоговым органом за период просрочки с 11.03.2009 по 25.12.2009 на суммы недоимок, отраженные в решении Инспекции от 29.03.2007 N 43-05/02292 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятом по результатам выездной налоговой проверки Предпринимателя за 2003-2005 годы. В частности, в требовании N 26342 начислены пени на 22 236 руб. 74 коп. - остаток недоимки по НДФЛ, выявленной в ходе выездной налоговой проверки; в требовании N 26343 начислены пени на 22 390 руб. 39 коп. - остаток недоимки по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет; в требовании N 26344 начислены пени на 407 руб. 49 коп. - остаток недоимки по ЕСН, зачисляемому в ФФОМС; в требовании N 26345 начислены пени на 7385 руб. 51 коп. - недоимку по ЕСН, зачисляемому в ТФОМС; в требовании N 26346 начислены пени на 308 982 руб. 08 коп. недоимки по НДС; в требовании N 26347 начислены пени на недоимку по сбору на право торговли.
Решение Инспекции от 29.03.2007 N 43-05/02292 вступило в законную силу с даты принятия Управлением Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу решения от 16.05.2007 N 19-10/06331. На основании этого решения налоговый орган 21.05.2007 выставил Предпринимателю требование N 1009 об уплате налогов со сроком исполнения - до 06.06.2007.
Кроме того, в требованиях N 26342 - 26346 Предпринимателю предложено уплатить пени, начисленные на суммы выявленных недоимок по НДФЛ, ЕСН и НДС при проведении камеральных налоговых проверок уточненных налоговых деклараций Минина А.В. по этим налогам за 2006 год.
Суды установили, что по результатам проверок Инспекция приняла соответствующие решения, которыми налоги доначислены к уплате:
- от 20.03.2009 N 44-09/11704ДСП, принятое по итогам камеральной проверки уточненной налоговой декларации по НДФЛ за 2006 год. На основании данного решения Минину А.В. направлено требование от 20.04.2009 N 8624, которым предложено уплатить недоимку до 08.05.2009 (на неуплаченные по данному требованию суммы НДФЛ в размере 2307 руб. и 2893 руб. начислены пени в требовании N 26342);
- на основании уточненной декларации по ЕСН за 2006 год от 24.07.2007 Предпринимателю направлено требование от 16.08.2007 N 20223 со сроком добровольного исполнения до 06.09.2007 (на неуплаченные по данному требованию суммы ЕСН в размере 1624 руб. 53 коп. начислены пени в требовании N 26343);
- 178 руб. 03 коп. недоимки по ЕСН, зачисляемому в ФФОМС, и 422 руб. 82 коп. недоимки по этому налогу, зачисляемому в ТФОМС, числящиеся за Предпринимателем на основании представленной им уточненной налоговой декларации по ЕСН за 2006 год, ему предложено уплатить направленным в его адрес требованием от 16.08.2007 N 20223 со сроком добровольного исполнения до 06.09.2007 (на неуплаченную по данному требованию сумму ЕСН начислены пени в требованиях N 26344 и 26345 соответственно);
- 4088 руб. и 17 626 руб. недоимки по НДС, числящиеся за Предпринимателем на основании представленных им уточненных налоговых деклараций по этому налогу за 2006 год, ему предложено уплатить направленными в его адрес требованиями от 06.06.2007 N 13788 со сроком добровольного исполнения до 28.06.2007 и от 23.07.2007 N 19525 со сроком добровольного исполнения до 13.08.2007 (на неуплаченную по данным требованиям сумму НДС начислены пени в требовании N 26346).
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
На основании пункта 8 статьи 45 НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов.
В силу пункта 1 статьи 69 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В пункте 2 статьи 70 НК РФ указано, что требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
Правила, установленные статьей 70 НК РФ, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа (пункт 3 статьи 70 НК РФ).
Из содержания пункта 4 статьи 69 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) следует, что требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно пункту 8 статьи 69 НК РФ правила, предусмотренные данной статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам.
Из содержания пункта 2 статьи 45 НК РФ следует, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном этим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Пунктом 3 статьи 46 НК РФ установлено, что решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
Согласно пункту 7 статьи 46 НК РФ налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества налогоплательщика при наличии следующих обстоятельств: недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации.
На основании пунктов 9 и 10 статьи 46 НК РФ положения названной статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, сбора и штрафов в случаях, предусмотренных данным Кодексом.
В связи с неисполнением вышеперечисленных требований в добровольном порядке, а также в связи с тем, что расчетный счет в банке Предпринимателя закрыт 30.03.2007, а другие счета им не открывались, налоговый орган в соответствии с пунктом 7 статьи 46 НК РФ принял соответствующие решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика, на основании которых вынес и направил в Отдел судебных приставов по городу Северодвинску Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области (далее - Отдел судебных приставов) постановления. Данные постановления Инспекции послужили основанием для возбуждения соответствующих исполнительных производств, которые были прекращены Отделом судебных приставов (с возвращением Инспекции постановлений) в связи с отсутствием у Предпринимателя имущества, на которое возможно обратить взыскание.
Решения Инспекции и материалы исполнительных производств представлены в дело и получили надлежащую оценку судебных инстанций. Судами проверен порядок выставления требований об уплате недоимок по налогам и соблюдение процедуры их принудительного взыскания и установлено, что сроки и порядок, регламентированные статьями 70, 46 и 47 НК РФ, не нарушены и налоговым органом приняты исчерпывающие меры для взыскания с Минина А.В. сумм НДФЛ, ЕСН, НДС и сбора на право торговли за 2003-2006 годы, доначисленные решением от 29.03.2007 N 43-05/02292 и решениями, принятыми по результатам камеральных налоговых проверок.
Выводы судов соответствуют материалам дела.
Размер недоимок по налогам, несвоевременная уплата которых послужила основанием для выставления требований N 26342 - 26347, и расчет пеней по размеру не оспаривались Предпринимателем в ходе рассмотрения дела. Кассационная жалоба также не содержит таких доводов, собственный расчет пеней заявителем не представлен.
Факт неуплаты данных сумм также установлен судом и не опровергнут Предпринимателем надлежащими доказательствами.
Расчет пеней проверен судом.
Суд кассационной инстанции считает подлежащим отклонению довод Минина А.В. об утрате Инспекцией права начисления пеней на задолженность по налогам за 2006 год и за предыдущие налоговые периоды.
Согласно статье 75 НК РФ пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налоговый агент должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу главы 11 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Следовательно, налоговый орган вправе предъявлять к взысканию пени как совместно с недоимкой, так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения (погашения) основного обязательства по уплате налога.
Начисление пеней на недоимку, взыскание которой невозможно в порядке, установленном статьями 46 и 47 НК РФ, действительно противоречит компенсационному характеру пеней, вследствие чего после истечения пресекательного срока на бесспорное или судебное взыскание задолженности по налогам пени не могут служить способом обеспечения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.
Вместе с тем при рассмотрении настоящего дела судами установлено, что налоговым органом соблюдены порядок и сроки взыскания недоимки по ЕСН, НДФЛ, НДС и сбору за право торговли в бесспорном порядке (за исключением части задолженности, на которую начислены пени размере 1121 руб. 97 коп. по требованию N 26342, в размере 146 руб. 97 коп. по требованию N 25343, в размере 3874 руб. 04 коп. по требованию N 26346 и в размере 215 руб. 78 коп. по требованию N 26347).
Своевременное принятие налоговым органом мер ко взысканию в бесспорном порядке задолженности по налогам означает наличие у него возможности взыскания пеней, начисленных на эту задолженность. Требования о взыскании недоимки и решения, принятые Инспекцией в порядке статей 46 и 47 НК РФ, не были признаны недействительными. Судами учтено, что недоимка не была взыскана, поскольку имевшийся у Предпринимателя расчетный счет в банке закрыт 30.03.2007 и впоследствии расчетные счета в банках им не открывались; Отделом судебных приставов установлено отсутствие имущества, на которое возможно обратить взыскание в целях принудительного исполнения обязанности заявителя по уплате налогов.
Таким образом, поскольку задолженность в проверенном судом размере по налогам и сбору не была погашена Предпринимателем, налоговый орган обоснованно начислил на нее пени и направил в адрес Минина А.В. требования об их уплате.
Доводы жалобы отклоняются как основанные на неправильном толковании норм права.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций правильно применены нормы материального и процессуального права, полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, судебные акты в обжалуемой части надлежит оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 07.06.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2010 по делу N А05-3379/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Минина Александра Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
|
С.А. Ломакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.