Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кузнецовой Н.Г.,
судей Корабухиной Л.И. и Ломакина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 16.08.2010 по делу N А05-6441/2010 (судья Бекарова Е.И.),
установил:
Администрация муниципального образования "Пустозерский сельсовет" Ненецкого автономного округа (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Инспекция) от 09.03.2009 N 13 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за несвоевременное сообщение сведений о факте регистрации физического лица по месту жительства, в виде взыскания 1000 руб. штрафа.
Решением суда первой инстанции от 16.08.2010 заявление Администрации удовлетворено. В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и отказать Администрации в удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Податель жалобы считает, что в случае отсутствия на территории муниципального образования территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и осуществления этих функций местной администрацией, последняя обязана своевременно сообщать в налоговый орган сведения о регистрации физических лиц по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, а также нести ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ, в случае нарушения установленного пунктом 3 статьи 85 НК РФ срока представления указанных сведений.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация просит оставить принятое судом по данному делу решение без изменения, считая его законным и обоснованным.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого решения суда проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Администрацией 01.09.2009 проведена регистрация гражданина Вылко А.Ф. по месту жительства, о чем Инспекции сообщено 28.09.2009.
Установив факт нарушения срока представления сведений о регистрации физического лица по месту жительства, установленного пунктом 3 статьи 85 НК РФ, Инспекция составила акт от 03.02.2010 N 13 об обнаружении факта совершения налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ.
Решением Инспекции от 09.03.2009 N 13 Администрация привлечена к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ, в виде взыскания 1000 руб. штрафа. Управление Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу решением от 29.04.2010 N 07-10/1/06281@ оставило без изменения решение налогового органа, обжалованное Администрацией в апелляционном порядке.
По мнению налоговых органов, если Администрация осуществляет регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту жительства в пределах Российской Федерации и направляет сведения о такой регистрации в налоговые органы, она должна нести ответственности при нарушении установленного пунктом 3 статьи 85 НК РФ десятидневного срока.
Администрация оспорила решение Инспекции в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление Администрации, исходил из того, что администрация муниципального образования "Пустозерский сельсовет" не может быть привлечена к ответственности, установленной пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции.
В пункте 3 статьи 85 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) установлена обязанность органов, осуществляющих регистрацию физических лиц по месту жительства, сообщать о фактах регистрации физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных лиц или фактов.
За неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации это лицо должно сообщить налоговому органу, взыскивается согласно пункту 1 статьи 129.1 НК РФ штраф в размере 1000 рублей.
Субъектом ответственности, установленной статьей 129.1 НК РФ, является лицо, которое обязано сообщить налоговому органу предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ) в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной полосе или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в остальных населенных пунктах - местная администрация.
Права и обязанности органов местного самоуправления поселений на решение вопросов, отнесенных к вопросам местного самоуправления, приведены в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Осуществление регистрационного учета граждан по месту жительства в нем не названо. В то же время в пункте 2 статьи 14.1 названного Федерального закона указано, что органы местного самоуправления поселения вправе участвовать в осуществлении государственных полномочий (в том числе не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона N 131-ФЗ), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления.
При этом в пункте 3 статьи 20 Федерального закона N 131-ФЗ указано, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Суд первой инстанции, исследовав представленные в материалы дела документы, пришел к выводу о недоказанности выделения Администрации денежных средств на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции в бюджет поселения.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии в данном конкретном случае правовых оснований для привлечения Инспекцией Администрации к ответственности, установленной пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ, за нарушение срока представления сообщения о регистрации физического лица по месту жительства. Следовательно, суд обоснованно признал недействительным оспариваемое решение Инспекции.
Приведенные Инспекцией в кассационной жалобе доводы не опровергают выводов суда, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Правовых оснований для отмены принятого судом первой инстанции по данному делу решения не имеется.
Кассационная жалоба Инспекции отклоняется.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 16.08.2010 по делу N А05-6441/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
|
С.А. Ломакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.