Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева С.В., судей Марьянковой Н.В. и Нефедовой О.Ю.,
при участии от Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) Веселовой Н.Н. (доверенность от 09.11.2010 N 01-1/278-2156) и Тарасовой М.Е. (доверенность от 29.10.2010 N 011/278/1904),
рассмотрев 09.12.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) на решение Арбитражного суда города Санкт- Петербурга и Ленинградской области от 09.03.2010 (судья Раннева Ю.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2010 (судьи Горбик В.М., Полубехина Н.С., Старовойтова О.Р.) по делу N А56-67737/2009,
установил:
Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (открытое акционерное общество) (далее - Сбербанк) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Администрации муниципального образования "Киришское городское поселение Киришского муниципального района" (далее - Администрация) и Комитету муниципальных предприятий и муниципального имущества муниципального образования "Киришское городское поселение Киришского муниципального района" (далее - Комитет) и с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требований просил признать незаконным оформленное протоколом от 31.08.2009 N 44 решение об отказе заявителю в допуске к участию в аукционе по продаже муниципального имущества и признать Сбербанк участником аукциона.
Решением от 09.03.2010, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2010, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Сбербанк просит решение от 09.03.2010 и постановление от 26.07.2010 отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указал на следующее:
- поскольку доля уставного капитала Сбербанка в размере 57,6% принадлежит не Российской Федерации, а юридическому лицу - Банку России, поэтому ограничения на участие в приватизации государственного и муниципального имущества, установленные статьей 5 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) не распространяются на истца;
- вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что Банк России, владея акциями Сбербанка, в соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) является органом, выступающим от имени Российской Федерации, не соответствует закону.
В судебном заседании представители Сбербанка поддержали кассационную жалобу.
Администрация и Комитет надлежаще извещены о месте и времени судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в апелляционном порядке.
Как видно из материалов дела, Сбербанк на основании договора аренды от 01.09.2007 N 61/07, заключенного с муниципальным образованием "Киришское городское поселение Киришского муниципального района" (далее - МО "Киришское городское поселение Киришского муниципального района") является арендатором нежилых помещений площадью 373,7 кв. м по адресу: г. Кириши, ул. Комсомольская, д. 6.
На основании распоряжения Администрации от 10.07.2009 комиссия по торгам МО "Киришское городское поселение Киришского муниципального района" (далее - Комиссия по торгам, организатор аукциона) в номере 29 газеты "Киришский факел" опубликовала сообщение о проведении аукциона, открытого по составу участников и закрытого по форме подачи предложений по цене (далее - Аукцион) по продаже обремененных правом аренды на неопределенный срок встроенного нежилого помещения подвала площадью 83,4 кв.м и встроенного нежилого помещения второго этажа площадью 290,3 кв.м в д. 6 по ул. Комсомольской в г. Кириши.
Сбербанк, а также общество с ограниченной ответственностью "Юниор" (далее - ООО "Юниор") 17.08.2009 направили в Комиссию по торгам заявки на участие в Аукционе.
Решением Комиссии по торгам, оформленным протоколом от 31.08.2009 N 44, ООО "Юниор" признано участником Аукциона; Сбербанк на основании пункта 8 статьи 18 Закона о приватизации не допущен к участию в Аукционе, поскольку представленные им документы не подтверждают его право быть покупателем в соответствии со статьей 5 Закона о приватизации; Аукцион на основании пункта 3 статьи 18 Закона о приватизации признан несостоявшимся.
Сбербанк, полагая, что решение Комиссии по торгам от 31.08.2009 не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с указанным заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о приватизации покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25%, кроме случаев, предусмотренных статьей 25 Закона о приватизации.
Нормами статьи 25 Закона о приватизации регламентируется внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.
Согласно пункту 8 статьи 18 Закона о приватизации претендент не допускается к участию в аукционе в случае, когда представленные им документы не подтверждают право претендента быть покупателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как видно из устава Сбербанка, он входит в банковскую систему Российской Федерации и его контрольный пакет (не менее 50% голосующих акций плюс одна голосующая акция) принадлежит Банку России.
По состоянию на 08.05.2009 Банку России принадлежит доля в размере 57,6% в уставном капитале Сбербанка.
Исходя из изложенного и принимая во внимание положения статей 5, 7, 8, 21, 96 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о Банке России) суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о необоснованности требований Сбербанка.
Суд кассационной инстанции считает выводы нижестоящих судов правильными в силу следующего.
Правовой режим федеральной собственности определяется статьей 214 ГК РФ, в силу которой государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации) (пункт 1). От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ (пункт 3).
В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 1). В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (пункт 3).
Согласно статьям 1, 2 Закона о Банке России его статус, цели деятельности, функции и полномочия определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами. Свои функции и полномочия Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью.
Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 14.12.2000 N 268-О и от 15.01.2003 N 45-О установил, что Банк России является публичным юридическим лицом, полномочия которого по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти. Основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля.
Статьей 8 Закона о Банке России определено, что Банк России не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено федеральными законами. При этом указанное правило не распространяется на участие Банка России в капитале Сбербанка.
Таким образом, участие Банка России в уставном капитале Сбербанка как владельца контрольного пакета акций (50% плюс одна акция) означает участие Российской Федерации в уставном капитале Сбербанка.
При таких обстоятельствах Сбербанк не вправе в силу пункта 1 статьи 5 Закона о приватизации выступать покупателем государственного и муниципального имущества, а потому Комиссия по торгам правомерно отказала заявителю в допуске к Аукциону.
Ввиду того, что обжалуемые решение и постановление приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.03.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2010 по делу N А56-67737/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В.Афанасьев |
Судьи |
Н.В.Марьянкова |
|
О.Ю.Нефедова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.