Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Бычковой Е.Н.,
судей Кирейковой Г.Г., Серовой В.К.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Водоканал-Сервис" представителей Живицы Т.В. (доверенность от 11.01.2011) и Шевляковой О.Г. (доверенность от 11.01.2011), от общества с ограниченной ответственностью "Водоканал-Сервис" генерального директора Кленова С.А. (решение учредителя от 10.07.2008) и представителя Саратовой О.В. (доверенность от 01.09.2010),
рассмотрев 15.03.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водоканал-Сервис" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 22.06.2010 (судья Тарасов А.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2010 (судьи Семенова А.Б., Зотеева Л.В., Лопато И.Б.) по делу N А42-1464/2010,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Водоканал-Сервис" (далее -ООО "Водоканал-Сервис") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис-Ревда" (далее - ООО "ЖКС-Ревда") о взыскании 2 267 427 руб. задолженности по договору от 01.07.2008 N 01-ВС на отпуск питьевой воды и прием сточных вод за период с 01.09.2009 по 31.01.2010 и 126 463 руб. 85 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 18.10.2009 по 21.06.2010. Исковые требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 22.06.2010, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2010, исковые требования удовлетворены частично - с ООО "ЖКС-Ревда" в пользу ООО "Водоканал-Сервис" взыскано 28 618 руб. 80 коп. задолженности, 45 689 руб. 61 коп. процентов и 1085 руб. государственной пошлины. В остальной части в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе ООО "Водоканал-Сервис", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Податель жалобы считает, что при расчете задолженности он обоснованно применял нормативы водопотребления и водоотведения, установленные постановлением администрации муниципального образования Ловозерский район от 03.12.2007 N 498 (далее - Постановление N 498) для потребителей в зависимости от конструктивных и технических параметров домов, а не утвержденные тем же Постановлением нормативы "для потребителей с индивидуальными счетчиками".
ООО "Водоканал-Сервис" не оспаривает законность нормативов "для потребителей с индивидуальными счетчиками", установленных Постановлением N 498, однако считает неверным их применение судами.
По мнению подателя жалобы, при отсутствии общедомового прибора учета применение норматива "для потребителей с индивидуальными счетчиками" невозможно. Поэтому ООО "Водоканал-Сервис" считает необоснованным вывод судов о правильности расчета ответчика, составленного исходя из нормативов "для потребителей с индивидуальными счетчиками".
В отзыве на кассационную жалобу ООО "ЖКС-Ревда" просит оставить в силе обжалуемые судебные акты, считая их обоснованными и законными.
В судебном заседании представители ООО "Водоканал-Сервис" поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель ООО "ЖКС-Ревда" возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Водоканал-Сервис" (организация водопроводно-канализационного хозяйства; далее - ВКХ) и ООО "ЖКС-Ревда" (абонент) заключили договор 01.07.2008 N 01-ВС на отпуск питьевой воды и прием сточных вод (далее - Договор).
В соответствии с пунктом 1.1 Договора организация ВКХ обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть питьевую воду в количестве 852 000 куб.м/год, а абонент обязуется оплачивать принятую питьевую воду, соблюдать режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с принятием им питьевой воды.
Согласно пункту 1.2 Договора организация ВКХ обязуется оказывать абоненту услуги по приему сточных вод в количестве 852 000 куб.м/год отводимых от абонента в канализационную сеть, а абонент обязуется оплачивать услуги на условиях Договора и в порядке, предусмотренном Договором.
В силу пункту 2.3 Договора количество питьевой воды, использованной абонентом, определяется:
а) в случае, если присоединенная сеть абонента оборудована средствами измерений, - по показаниям средств измерений, установленных на водопроводных вводах "по адресу: поселок Ревда, население". При этом средства измерений на узле учета должны быть защищены от несанкционированного вмешательства в их работу, нарушающего достоверный учет количества полученной абонентом питьевой воды;
б) в случае, если присоединенная сеть абонента не оборудована средствами измерений, или средства измерений неисправны, или истекли межпроверочные сроки средств измерений, или нарушена целостность пломб на узлах учета, или не обеспечен абонентом представителю организации ВКХ доступ к узлу учета, - в соответствии с расчетом, являющимся неотъемлемой частью Договора (в редакции протокола урегулирования разногласий; том дела 1, листы 21 - 23).
Дополнительным соглашением N 2 от 30.01.2009 к Договору пункт 2.3 договора изложен в следующей редакции: "Количество питьевой воды, использованной абонентом, определяется: по показаниям средств измерений (по коллективным (общедомовым) приборам учета), установленным на водопроводных вводах по адресам: ул. Победы, д. 25, д. 31а, ул. Нефедова, д. 2, д. 4, д. 6, ул. Вебера, д. 6. Для домов, не оборудованных средствами измерений (коллективный (общедомовой) прибор учета), используется норматив по холодному и горячему водоснабжению на 1 человека в месяц на количество проживающих" (том дела 1, лист 25).
Согласно пункту 2.9 Договора организация ВКХ обязуется обеспечивать качество питьевой воды, подаваемой абоненту, и режим ее подачи до места присоединения водопроводного ввода абонента к фланцу отключающей задвижки, находящейся в водопроводном колодце на сети организации ВКХ, а также режим приема сточных вод в соответствии с пунктом 3.1 Договора, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3.2 Договора.
Пунктом 3.1 Договора стороны согласовали, что режим отпуска питьевой воды и режим приема сточных вод устанавливаются непрерывными, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3.2 Договора. Согласно пункту 3.2 Договора организация ВКХ имеет право допускать перерывы в отпуске питьевой воды и приеме сточных вод в случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167).
Пунктом 4.5 Договора (в редакции протокола урегулирования разногласий) предусмотрено, что при предоставлении недостоверных данных для расчета количества полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод или при внесении изменений в предоставленные ранее данные абонент возмещает разницу в оплате за предоставленные услуги с момента выявления несоответствия с предоставленными данными на основании подтверждающих документов (том дела 1, листы 21 - 23).
Согласно пункту 4.1 Договора абонент оплачивает принятую питьевую воду и сточные воды по тарифам, установленным в соответствии с постановлением главы администрации муниципального образования Ловозерский район от 27.11.2007 N 484. Об изменении тарифов абонент уведомляется в течение расчетного месяца.
Пунктом 4.5 Договора стороны установили, что абонент производит оплату питьевой воды и услуг ежемесячно путем перечисления соответствующего платежа на основании счета и (или) счета-фактуры организации ВКХ. Размер платежа за расчетный период устанавливается организацией ВКХ исходя из действующих тарифов и количества питьевой воды и сточных вод, исчисленного за данный расчетный период. Денежные средства от абонента согласно счету должны поступить на расчетный счет истца не позднее 10 дней со дня получения абонентом счета.
Согласно расчету ООО "Водоканал-Сервис" к Договору объем водопотребления (водоотведения) в год в размере 852 000 куб.м (пункты 1.1 и 1.2 Договора) установлен исходя из численности населения 7725 человек, с учетом уборки мест общего пользования и промывки систем отопления (том дела 1, лист 19).
В соответствии с дополнительным соглашением от 17.12.2008 N 1 к Договору расчеты по договору производятся по тарифам, установленным для ООО "Водоканал-Сервис" на 2009 год постановлением администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области от 12.12.2008 N 288 (том дела 1, лист 24).
Дополнительным соглашением от 17.06.2009 N 2 к Договору стороны предусмотрели новую редакцию пункта 4.1 Договора, в соответствии с которой абонент производит оплату по тарифам, установленным постановлением администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области от 01.06.2009 N 208 "Об утверждении тарифов на отпуск питьевой воды и услуги водоотведения для потребителей ООО "Водоканал-Сервис" (том дела 1, лист 26).
ООО "Водоканал-Сервис" выставило абоненту счета на оплату услуг по водоснабжению и приему сточных вод, оказанных в период с 01.09.2009 по 31.01.2010, на общую сумму 8 480 910 руб. 45 коп.
Поскольку ООО "ЖКС-Ревда" не оплатило оказанные услуги в полном объеме, ООО "Водоканал-Сервис" после направления в адрес абонента претензии от 12.02.2010 N 674 обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции установил, что ООО "Водоканал-Сервис", выставляя ответчику счета к оплате, исходило из норматива потребления, утвержденного Постановлением N 498 для потребителей в зависимости от конструктивных и технических параметров домов, а не из утвержденных тем же Постановлением нормативов "для потребителей с индивидуальными счетчиками". Суд первой инстанции также установил, что ООО "ЖКС-Ревда" частично оплатило выставленные счета, рассчитало объем потребления исходя из норматива "для потребителей с индивидуальными счетчиками" с добавлением к показаниям приборов учета предусмотренной Постановлением N 498 суммы, учитывающей общедомовые нужды (уборку подъездов, мест общего пользования).
Суд первой инстанции сделал вывод о том, что при расчете объемов потребления подлежит применению норматив, установленных Постановлением N 498 "для потребителей с индивидуальными счетчиками", и самостоятельно произвел расчет задолженности ответчика за спорный период, которая определена исходя из объемов водоснабжения и водоотведения за каждый месяц спорного периода и тарифов за вычетом сумм, фактически уплаченных ответчиком (расчет задолженности приведен на листах 6 - 7 решения, расчет процентов - на листах 7 - 8).
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, пришла к следующим выводам.
В целях оказания населению коммунальной услуги по холодному водоснабжению и водоотведению ООО "ЖКС-Ревда", являющаяся в силу пунктов 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), исполнителем коммунальных услуг, обязана приобретать у ресурсоснабжающей организации, к которой относится ООО "Водоканал-Сервис", услуги по водоснабжению и водоотведению.
Из материалов дела следует, что ООО "Водоканал-Сервис" в период с 01.09.2009 по 31.01.2010 на основании договора от 01.07.2008 осуществляло водоснабжение и водоотведение жилых домов в поселке Ревда Мурманской области, переданных в управление ООО "ЖКС-Ревда".
Следовательно, по договору от 01.07.2008 коммунальный ресурс приобретался у ресурсоснабжающей организации ООО "ЖКС-Ревда" как исполнителем не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги.
С учетом нормы пункта 8 Правил N 307 к отношениям сторон подлежат применению положения статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и указанных Правил.
Согласно пункту 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в большинстве жилых домов в поселке Ревда Мурманской области общедомовые приборы учета отсутствовали. Следовательно, количество потребленной питьевой воды и сброшенных сточных вод в данных домах должно определяться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые в свою очередь учитываются согласно приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги.
Как следует из материалов дела, Постановлением N 498 установлены два вида нормативов потребления - для потребителей в зависимости от конструктивных и технических параметров домов и "для потребителей с индивидуальными счетчиками".
Суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод о том, что при расчете объемов потребления подлежит применению норматив, установленный Постановлением N 498 "для потребителей с индивидуальными счетчиками".
Суд кассационной инстанции считает данный вывод необоснованным. Как следует из Постановления N 498 и смысла действующего законодательства, норматив "для потребителей с индивидуальными счетчиками" используется при расчетах между управляющими организациями и населением.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 22.09.2009 N 5290/09, при отсутствии в жилых домах общедомовых приборов учета показания индивидуальных приборов учета не подлежат учету при расчете водопотребления (водоотведения).
Суды первой и апелляционной инстанций, делая вывод о применимости к отношениям сторон установленного Постановлением N 498 норматива "для потребителей с индивидуальными счетчиками", предусматривающего исчисление платы за коммунальные услуги при отсутствии общедомовых приборов учета воды исходя из показаний индивидуальных приборов учета (имеющихся не во всех квартирах), не приняли во внимание, что при отсутствии общедомовых приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом, объем отпущенной воды рассчитывается ресурсоснабжающей организацией по нормативам, которые установлены для домов определенной группы независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета воды.
Изложенный порядок соответствует пункту 8 Правил N 307, предписывающему, что условия договора, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить не только Правилам N 307, но и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, к которым относятся и Правила N 167, предусматривающие размещение узла учета на сетях абонента, как правило, на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом (пункт 34).
Применение к отношениям между ООО "Водоканал-Сервис" и ООО "ЖКС-Ревда" установленного Постановлением N 498 норматива "для потребителей с индивидуальными счетчиками" означало бы, по существу, перемещение границы эксплуатационной ответственности и, следовательно, возложение на ООО "Водоканал-Сервис" ответственности за потери в сетях, находящихся в управлении ООО "ЖКС-Ревда". Кроме того, такой подход лишает смысла установку общедомовых приборов учета воды, по показаниям которых должны осуществляться расчеты между ООО "Водоканал-Сервис" и ООО "ЖКС-Ревда" в силу Договора.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры жилого дома: в отношении холодного и горячего водоснабжения - этажность, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая); в отношении водоотведения - износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая).
Таким образом, наличие индивидуальных приборов учета у некоторых жильцов многоквартирного дома, в котором отсутствует общедомовой прибор учета, не является показателем, влияющим на объем (количество) потребления коммунальных ресурсов, и не учитывается при определении нормативов потребления.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает, что в тех жилых домах в поселке Ревда Мурманской области, в которых общедомовые приборы учета отсутствовали, количество потребленной питьевой воды и сброшенных сточных вод должно быть определено исходя из предусмотренных Постановлением N 498 нормативов потребления коммунальных услуг, установленных для потребителей в зависимости от конструктивных и технических параметров домов, а не исходя из норматива "для потребителей с индивидуальными счетчиками".
Следовательно, ООО "Водоканал-Сервис", выставляя ответчику счета к оплате, обоснованно исходило из норматива потребления, утвержденного Постановлением N 498 для потребителей в зависимости от конструктивных и технических параметров домов.
Вместе с тем окончательный расчет объема водопотребления и водоотведения, представленный ООО "Водоканал-Сервис" в материалы дела, скорректирован им с учетом положений договора от 01.07.2008.
Между тем договором от 01.07.2008 установлен иной порядок определения количества потребленной питьевой воды и сброшенных сточных вод, чем предусмотрено статьей 157 ЖК РФ.
Окончательный расчет объема водопотребления (водоотведения), составленный ООО "Водоканал-Сервис" исходя из положений договора от 01.07.2008, судами первой и апелляционной инстанций не проверялся на его соответствие нормативам, установленным Постановлением N 498 для потребителей в зависимости от конструктивных и технических параметров домов.
Поскольку в силу части 2 статьи 287 АПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении предшествующих инстанций, решение от 22.06.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2010 подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд Мурманской области.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, предложить сторонам представить составленный в соответствии с требованиями Правил N 307 расчет количества водопотребления и водоотведения исходя из нормативов потребления, утвержденного Постановлением N 498 для потребителей в зависимости от конструктивных и технических параметров домов, проверить обоснованность применения тарифов при начислении ООО "ЖКС-Ревда" стоимости услуг по договору от 01.07.2008, установить наличие или отсутствие у ответчика задолженности по оплате услуг и принять решение с соблюдением норм материального и процессуального права, а также распределить судебные расходы, в том числе и по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 22.06.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2010 по делу N А42-1464/2010 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Мурманской области.
Председательствующий |
Е.Н. Бычкова |
Судьи |
Г.Г. Кирейкова |
|
В.К. Серова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.