Резолютивная часть постановления объявлена 16.03.2011.
Полный текст постановления изготовлен 22.03.2011.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Стрелова И.М.,
судей Гафиатуллиной Т.С. и Кустова А.А.,
при участии от Алтуховой С.А. Алтуховой Т.М. (доверенность от 06.07.2009), от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге Егоровой Е.О. (доверенность от 08.11.2010), от администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области Денисова В.В. (доверенность от 12.01.2011),
рассмотрев 16.03.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области 03.09.2010 (судья Изотова С.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2010 (судьи Жиляева Е.В., Барканова Я.В., Серикова И.А.) по делу N А56-22094/2010,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге (далее - ТУ ФАУГИ) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области (далее - Администрация) от 01.09.2009 N 6198 "О предоставлении Алтуховой С.А. земельного участка в собственность за плату под существующий индивидуальный жилой дом по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, МО "Рощинское городское поселение", пос. Овсяное, д. 72".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Алтухова Светлана Александровна, федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийской научный центр "Государственный оптический институт им. С.И. Вавилова" (далее - Предприятие), Управление Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - УФРС).
В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) УФРС заменено на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее - Управление).
Решением от 03.09.2010, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2010, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ТУ ФАУГИ просит принятые по делу судебные акты отменить, считая их принятыми по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для дела, при неправильном применении норм материального права. Податель жалобы также указывает, что выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела.
Отзывы лиц, участвующих в деле, на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель ТУ ФАУГИ просил удовлетворить кассационную жалобу, а представители Алтуховой С.А. и Администрации возражали против ее удовлетворения.
Предприятие и Управление о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Предприятием и Алтуховой С.А. заключен договор от 23.05.1995 N 19-ПЖ-95 купли-продажи трехкомнатной квартиры в одноквартирном жилом доме, расположенном по адресу: Ленинградская обл., Выборгский район, пос. Овсяное, д. 72, кв. 1.
Постановлением Администрации от 14.05.2002 N 1307 указанная квартира переведена в статус отдельного жилого дома общей площадью 69,5 кв.м, жилой площадью 46,4 кв.м.
Право собственности Алтуховой С.А. на жилой дом подтверждается представленным в материалах дела свидетельством серии 47-АА N 131528 (т.1 л. 136).
Постановлением Администрации от 26.12.2005 N 6338 утверждены границы земельного участка, испрашиваемого Алтуховой С.В., площадью 2 461 кв.м. Земельный участок переведен из категории "земли особо охраняемых территорий и объектов" в категорию земель "земли поселений".
На основании письма Администрации от 11.01.2006 N оз-5 указанный земельный участок 20.02.2006 поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 47:01:15-36-001:416.
Постановлением Администрации от 01.09.2009 N 6198 "О предоставлении Алтуховой С.А. земельного участка в собственность за плату под существующий индивидуальный жилой дом по адресу: Ленинградская обл., Выборгский район, МО "Рощинское городское поселение" пос. Овсяное, д. 72" на основании постановления правительства Ленинградской области от 29.12.2006 N 356 "Об утверждении проекта черты поселка Овсяное МО "Рощинское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области и установления черты поселка Овсяное МО "Рощинское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области" и при согласовании Предприятия от 19.05.2003 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования последнего на земельный участок площадью 2 451 кв.м, расположенный по адресу: Выборгский район, МО "Рощинское городское поселение", пос. Овсяное, д. 72. Указанный земельный участок предоставлен Алтуховой С.А. в собственность под жилой дом за плату.
На основании указанного постановления между МО "Выборгский район" Ленинградской области и Алтуховой С.А. заключен договор купли-продажи от 31.12.2009 упомянутого земельного участка (т.1 л. 61-63). Договор Алтуховой С.А. исполнен, о чем свидетельствует представленная в материалах дела квитанция об оплате (т.1 л. 106).
За Алтуховой С.А. зарегистрировано право собственности на указанный земельный участок, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 78-АД N 616834 (т.1 л. 66).
ТУ ФАУГИ, ссылаясь на отсутствие согласия собственника Предприятия на распоряжение земельным участком с кадастровым номером 47:01:15-36-001:416 и полагая, что при принятии постановления от 01.09.2009 N 6198 Администрация превысила свои полномочия, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По смыслу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, суды обеих инстанций отказали в признании постановления Администрации от 01.09.2009 N 6198 незаконным.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения заявления ТУ ФАУГИ ввиду следующего.
Согласно статье 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В силу указанной нормы собственник здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и занятый объектом недвижимости и необходимый для его использования (эксплуатации), в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 этой статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в названной статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Таким образом, в силу указанных норм Земельного кодекса Российской Федерации Алтухова С.А. как собственник объекта недвижимости (жилого дома), расположенного на участке с кадастровым номером 47:01:15-36-001:416, имела исключительное право на приобретение указанного земельного участка в собственность, на что обоснованно указано судами обеих инстанций. Данное обстоятельство заявителем не оспаривается. ТУ ФАУГИ также не оспаривает размер земельного участка.
Из письма Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ленинградской области (далее - ТУ ФАУФИ) от 09.11.2005 N 3235-18 (т.1 л. 67-68) следует, что на момент обращения Алтуховой С.А. с просьбой согласовать документы для оформления прав на земельный участок под принадлежащим ей на праве собственности жилым домом, право собственности Российской Федерации зарегистрировано не было. В упомянутом письме ТУ ФАУФИ рекомендовало Алтуховой С.А. обратиться в Администрацию для оформления прав на земельный участок.
Согласно абзацу 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Положением о порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на территории муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области (далее - Положение), утвержденным решением Совета депутатов муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области от 27.01.2006 N 37, установлен порядок рассмотрения заявлений граждан и юридических лиц и принятия муниципальных правовых актов на территории муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области при предоставлении земельных участков собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках.
В соответствии с пунктом 1.3 Положения уполномоченным органом по управлению и распоряжению земельными участками на территории муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области является Администрация.
При таких обстоятельствах несостоятелен довод подателя кассационной жалобы о том, что у Администрации отсутствовали полномочия на издание спорного постановления.
Препятствий, предусмотренных пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, для предоставления спорного земельного участка в собственность также не имелось; поэтому у Администрации не было оснований и для отказа в предоставлении его в собственность Алтуховой С.А.
Ссылка ТУ ФАУГИ на отсутствие согласия собственника Предприятия каким-либо образом распоряжаться земельным участком с кадастровым номером 47:01:15-36-001:416 правомерно не принята судами во внимание.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации. Совместно с территориальными органами они образуют единую систему органов государственной власти по осуществлению полномочий в сфере управления государственным имуществом (пункт 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 N 691, и пункт 4 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432).
Согласно письму от 09.11.2005 N 3235-18 (т.1 л. 67-68) территориальный орган по управлению государственным имуществом не возражал против оформления прав на земельный участок, на котором расположен жилой дом, принадлежащий Алтуховой С.А., при условии отказа землепользователя (Предприятия) от права постоянного (бессрочного) пользования.
Из материалов дела следует, что предприятие неоднократно направляло письма в ТУ ФАУФИ и Администрацию с просьбой решить вопрос о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования упомянутым земельным участком (т.1 л. 70) и о выводе его из состава земель, предоставленных Предприятию (т.1 л. 69 л). Согласно акту от 19.05.2003 (т.1 л. 139-140) Предприятие выражало согласие на отвод указанного земельного участка Алтуховой С.А. под существующий жилой дом.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали ТУ ФАУГИ в удовлетворении заявленных требований и у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.09.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2010 по делу N А56-22094/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.М. Стрелов |
Судьи |
Т.С. Гафиатуллина |
|
А.А. Кустов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.