Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Грачевой И.Л.,
судей Власовой М.Г. и Сергеевой И.В.,
при участии от индивидуального предпринимателя Галустяна П.А. - Роменко А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Галустяна Павла Александровича на решение Арбитражного суда Калининградской области от 08.10.2010 по делу N А21-4161/2010 (судьи Залужная Ю.Д., Гурьева И.Л., Сычевская С.Н.),
установил:
Индивидуальный предприниматель Галустян Павел Александрович обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании не соответствующими законодательству и недействующими пунктов 5 и 16 приложения N 2 к решению Совета депутатов муниципального образования "Гвардейский район" Калининградской области (далее - Совет депутатов) от 07.07.2009 N 28 которыми для исчисления арендной платы за землю на территории названного муниципального образования установлены следующие коэффициенты, определяемые по виду разрешенного использования земельных участков:
- 0,05 - "для участков, предназначенных для размещения автостоянок, АЗС и газонаполнительных станций автосервиса";
- 0,02 - "для участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, оптовой и розничной торговли, рынков, кафе, ремонтных мастерских, парикмахерских, фотоателье, ритуальных услуг, игровых залов и пр.".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования "Гвардейский район" Калининградской области (далее - Администрация).
Решением от 08.10.2010 в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе предприниматель, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, просит отменить решение и удовлетворить его заявление.
Податель жалобы указывает следующее: суд неправомерно отклонил его довод об отсутствии доказательств экономической обоснованности установленных коэффициентов; определение коэффициентов в обжалуемых размерах противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" и постановлению правительства Калининградской области от 29.01.2008 N 21 "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена"; соответствие размера обжалуемых коэффициентов средним величинам таких коэффициентов по Калининградской области и изменение порядка исчисления арендной платы не может служить основанием для увеличения ее размера.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, по договору от 11.06.2008 N 20080143 Администрация (арендодатель) предоставила Галустяну П.А. (арендатор) в аренду на срок до 29.12.2008 земельный участок площадью 6025 кв.м с кадастровым номером 39:02:010013:0025, расположенный по адресу: Калининградская область, город Гвардейск, улица П. Набойченко, в 25 м на север от жилого дома N 24, для строительства платной автостоянки и мини-рынка. Дополнительным соглашением от 13.01.2009 срок действия договора продлен до 29.12.2009.
Указанный земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена.
Размер арендной платы, порядок ее исчисления и внесения предусмотрены разделом 3 договора.
В пункте 3.3 договора установлено, что арендная плата исчисляется с 11.06.2008, вносится не позднее 10 дней по окончании каждого квартала. Согласно пункту 3.1 договора базовая ставка арендной платы на 2008 год составляет 2,82 руб. за 1 кв.м, но ее размер может изменяться в случае принятия главой муниципального образования "Гвардейский район" Калининградской области соответствующего постановления.
На момент заключения договора годовая арендная плата за земельный участок составляла 16 990,50 руб. в год.
Решением Совета депутатов от 07.07.2009 N 28 утверждены коэффициенты для расчета арендной платы от кадастровой стоимости по видам разрешенного использования земельных участков (приложение N 2).
Поскольку с учетом установленных в пунктах 5 и 16 приложения N 2 к названному решению Совета депутатов коэффициентов со второго полугодия 2009 года размер годовой арендной платы за земельный участок составил 492 410 руб., предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, указав, что в нарушение Конституции Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, а также его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности значения названных коэффициентов установлены произвольно, без экономического обоснования.
Согласно части 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд отказал в удовлетворении заявления по следующим основаниям. Увеличение размера арендной платы за арендуемый предпринимателем земельный участок в 2009 году произошло не вследствие установления оспариваемых значений коэффициентов, а в результате изменения порядка расчета арендной платы, введенного с учетом правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2004 N 209-О. Поскольку установленные оспариваемым актом коэффициенты введены для расчета размера арендной платы впервые, соответствуют средним показателям, установленным в муниципальных образованиях Калининградской области, суд признал, что оспариваемым актом права и законные интересы предпринимателя не нарушены.
Кассационная инстанция считает выводы суда правильными.
Совет депутатов решением от 21.06.2008 N 123 утвердил Положение о порядке определения размера арендной платы за землю, условий и сроков ее внесения на территории муниципального образования "Гвардейский район" (далее - Положение). Пунктом 1.6 Положения установлено, что размер арендной платы зависит от кадастровой стоимости земельного участка и коэффициента, определяемого по виду разрешенного использования земельного участка, - ставки арендной платы, и осуществляется по формуле: Ап = Кс Ч Кз, где Ап - годовая сумма арендной платы; Кс - кадастровая стоимость земельного участка по сведениям государственного земельного кадастра; Кз - коэффициент, определяемый по виду разрешенного использования земельного участка, ставка арендной платы за землю.
В пункте 1.7 Положения указано, что понятие "коэффициент, определяемый по виду разрешенного использования земельного участка" заменяет ранее использовавшееся при исчислении арендной платы понятие "ставка арендной платы, руб./кв.м".
Аналогичные положения предусмотрены в пунктах 4 и 5 Порядка определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установленного постановлением правительства Калининградской области от 29.01.2008 N 21 (далее - постановление N 21).
Результаты государственной оценки земель населенных пунктов Калининградской области утверждены постановлением правительства Калининградской области от 28.11.2008 N 769, в соответствии с которым кадастровая стоимость спорного земельного участка составила 24 620 499,75 руб.
Коэффициенты, определяемые по виду разрешенного использования земельных участков на 2009 год, установлены в приложении N 2 к решению Совета депутатов от 07.07.2009 N 28. В пунктах 5 и 16 приложения N 2 предусмотрено, что для земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания оптовой и розничной торговли, рынков, кафе, ремонтных мастерских, парикмахерских, фотоателье, ритуальных услуг, игровых залов и проч. устанавливается коэффициент 0,02, а для участков, предназначенных для размещения автостоянок, АЗС и газонаполнительных станций автосервиса - 0,05.
Решение Совета депутатов от 07.07.2009 N 28, которым утверждены значения расчетных коэффициентов, является нормативным правовым актом органа местного самоуправления, так как представляет собой официальный документ, принятый в установленной законом форме органом местного самоуправления при осуществлении властных полномочий, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), рассчитанный на многократное применение, адресованный неперсонифицированному кругу субъектов в целях регулирования общественных отношений, нуждающихся в публичном воздействии.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В силу пункта 1 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражному суду подведомственно рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов в перечисленных в названной норме сферах, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, в иных сферах.
В статье 78 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указано, что решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Из указанных норм следует, что к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе и нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 11.05.2004 N 209-О, при отсутствии в Российской Федерации единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка. Судебные органы при рассмотрении споров должны, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, выявлять, проводились ли при принятии соответствующего нормативного акта, помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли, анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, то есть осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основании многофакторного анализа и оценки характеристик земельных участков.
Суд установил, что при определении значений коэффициентов Советом депутатов учитывались следующие факторы: категория и виды функционального использования земельных участков; кадастровая стоимость земельного участка по сведениям государственного кадастра недвижимости; налоговая ставка в процентном отношении (городские, сельские поселения); коэффициент инфляции на очередной финансовый год; учет инвестиционной привлекательности земельных участков Гвардейского муниципального района для привлечения субъектов хозяйственной деятельности.
Отсутствие экономического обоснования, оформленного в виде отдельного документа, не свидетельствует о том, что Совет депутатов и Администрация не проводили анализ и оценку различных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельных участков, на основании которого осуществляется дифференциация величины расчетного коэффициента.
Пунктом 3.1 договора аренды от 11.06.2008 предусмотрено право арендодателя изменять размеры ставок арендной платы и (или) расчетных коэффициентов по виду использования земель и по категории арендатора на текущий год в централизованном порядке путем принятия органами местного самоуправления соответствующих нормативных правовых актов. При этом изменение размера арендной платы в связи с изменением ставок арендной платы и (или) расчетных коэффициентов является обязательным для сторон без перезаключения договора аренды или подписания дополнительного соглашения.
С учетом того, что названное условие предусмотрено в договоре аренды от 11.06.2008, который подписан предпринимателем без разногласий, никем не оспорен, не признан недействительной сделкой, суд правильно указал, что изменение порядка расчета арендной платы не может свидетельствовать о нарушении прав и законных интересов арендатора.
Кроме того, отказывая в удовлетворении заявления, суд обоснованно указал, что установленные оспариваемым решением коэффициенты не превышают средних показателей таких коэффициентов в различных муниципальных образованиях Калининградской области.
В пункте 6 Порядка, утвержденного постановлением N 21, установлено, что "минимальная величина арендной платы за земельный участок не может быть ниже величины земельного налога, который может быть исчислен за такой земельный участок".
Подпунктом 2 пункта 3 решения Совета депутатов от 21.10.2005 N 88 "О введении на территории муниципального образования "Гвардейский район" земельного налога" налоговая ставка по земельному налогу для прочих земельных участков, к которым относится арендуемый предпринимателем, установлена в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
Размер арендной платы за земельный участок, арендованный предпринимателем, с учетом установленных оспариваемыми пунктами приложения N 2 к решению Совета депутатов коэффициентов в размере 0,02 и 0,05, незначительно превышает величину земельного налога за этот участок.
Таким образом, суд, всесторонне и полно исследовав материалы дела и дав им надлежащую оценку, пришел к правильному выводу о том, что решение Совета депутатов от 07.07.2009 N 28 в оспариваемой части соответствует Конституции Российской Федерации и Земельному кодексу Российской Федерации.
Кассационная инстанция считает, что оснований для отмены решения от 08.10.2010 и удовлетворения жалобы нет.
Поскольку при подаче кассационной жалобы Галустян П.А. уплатил государственную пошлину в большем размере, чем установлено статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, ему надлежит возвратить из федерального бюджета 1900 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 02.11.2010 N 27.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 08.10.2010 по делу N А21-4161/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Галустяна Павла Александровича - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Галустяну Павлу Александровичу из федерального бюджета 1900 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по кассационной жалобе по платежному поручению от 02.11.2010 N 27.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
М.Г. Власова |
|
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.