См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 апреля 2012 г. N Ф07-14909/10 по делу N А05-5904/2010
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Нефедовой О.Ю.,
судей Казанцевой Р.В. и Кужаровой Н.И.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Осветиной А.В. (доверенность от 01.10.2009),
рассмотрев 26.01.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Архангельский Втормет" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2010 по делу N А05-5904/2010 (судьи Зайцева А.Я., Носач Е.В. и Шадрина А.Н.),
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Северной железной дороги (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к открытому акционерному обществу "Архангельский Втормет" (далее - ОАО "АрхВтормет") о взыскании 21 800 руб. 67 коп. платы за пользование железнодорожным путем за период с 30.06.2009 по 14.07.2009, 2 419 руб. 27 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 30.06.2009 по 05.07.2010, а также процентов с 24.02.2010 по день фактического погашения долга.
Иск принят с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением от 30.04.2010 дело передано по подсудности в Арбитражный суд Архангельской области.
Решением от 23.07.2010 (судья Куницына Л.Л.) в иске отказано.
Постановлением от 12.10.2010 вынесенное решение отменено. С ОАО "АрхВтормет" в пользу ОАО "РЖД" взыскано 21 800 руб. 67 коп. платы и 1 878 руб. 79 коп. процентов по состоянию на 05.07.2010, а начиная с 06.07.2010 суд постановил начислять проценты на сумму 21 800 руб. 67 коп. из расчета 7,75% годовых по день фактической уплаты. В остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе ОАО "АрхВтормет" просит отменить принятое по делу постановление и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Податель жалобы считает, что, поскольку в договор не внесены изменения в части размера платы за пользование железнодорожным путем, отсутствуют основания для удовлетворения иска.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
ОАО "АрхВтормет" о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание не явились, что в соответствии с частью третьей статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ОАО "РЖД" (перевозчик) и ОАО "АрхВтормет" (контрагент) 20.06.2004 заключили договор N 5/61 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "АрхВтормет", примыкающего к железнодорожному пути, находящемуся на балансе железной дороги по станции Архангельск Северной железной дороги.
Согласно параграфу 1 договора в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 17-ФЗ) и Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ), Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, и на условиях настоящего договора производится эксплуатация принадлежащего контрагенту железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожному пути N 51а, находящемуся на балансе железной дороги, стрелочным переводом N 80 и обслуживаемого локомотивом перевозчика.
Границей железнодорожного пути необщего пользования является знак "Граница железнодорожного подъездного пути", установленный на обочине пути у переднего стыка рамного рельса стрелочного перевода N 80.
Параграфами 2 и 4 договора установлено, что развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляет 433 м. Подача и уборка вагонов производится локомотивом перевозчика с расстановкой по местам погрузки, выгрузки. Расстояние подачи и уборки вагонов принимается 1,7 км, считая в оба конца.
В силу пункта 1 параграфа 9 договора контрагент уплачивает перевозчику:
- плату за пользование вагонами за время нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от контрагента, по ставкам, установленным Тарифным руководством N 2 (пункт "а");
- штрафы за задержку вагонов, принадлежащих перевозчику, на железнодорожном пути необщего пользования свыше 36 часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку, предусмотренные статьями 62 и 99 УЖТ РФ (пункт "б");
- сбор за подачу и уборку вагонов на основании среднесуточного количества поданных и убранных вагонов за расстояние 1,7 км в оба конца по ставкам таблицы 10 с учетом коэффициента доплат согласно таблице 13 Тарифного руководства N 3 за каждый выход локомотива (пункт "в").
Срок действия договора определен с 15.07.2004 по 14.07.2009 включительно.
Перевозчик 09.07.2009 направил контрагенту дополнительное соглашение N 2 к договору, в котором предложил пункт 1 параграфа 9 договора дополнить пунктом "г" следующего содержания: "Ежесуточную плату за развернутую длину участка пути, принадлежащего железной дороге, используемого при подаче и уборке вагонов для контрагента, протяженностью 632 м по ставкам части 2 таблицы 11 Тарифного руководства N 3 с учетом коэффициента доплат согласно таблице 13 Тарифного руководства N 3".
Контрагент подписал соглашение с протоколом разногласий, в котором не согласился с включением в договор указанного пункта.
В соответствии с протоколом согласования разногласий от 11.08.2009 к дополнительному соглашению стороны к единому мнению по пункту "г" параграфа 9 договора не пришли.
Стороны 30.11.2009 подписали дополнительное соглашение N 4, в соответствии с которым срок действия договора продлевается до урегулирования разногласий по спорному договору.
По мнению перевозчика в период с 30.06.2009 по 14.07.2009 недобор платы за пользование железнодорожным путем за развернутую длину железнодорожного пути 632 метра по ставкам таблицы 11 части 2 Тарифного руководства N 3 с учетом внесенных изменений составил 21 800 руб. 67 коп.
Ссылаясь на то, что контрагент не внес начисленную плату, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции отказал в иске со ссылкой на статьи 8, 445 и 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Апелляционная инстанция отменила указанное решение, исходя из того, что изменения, внесенные в Тарифное руководство N 3, имеют императивный характер, о чем сторонам было известно.
Кассационная инстанция считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно статьям 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии со статьей 55 УЖТ РФ отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
При отсутствии у владельца железнодорожного пути необщего пользования локомотива подача и уборка вагонов, маневровая работа на таком железнодорожном пути осуществляются локомотивом, принадлежащим перевозчику.
Статьей 58 УЖТ РФ предусмотрено, что за работу локомотивов, принадлежащих перевозчикам, по подаче и уборке вагонов перевозчиками взимается сбор с грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования по договору, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Законом N 17-ФЗ тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относятся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Приказом от 10.06.2009 N 120-т/5 (далее - Приказ N 120-т/5) внесены изменения и дополнения в Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3), утвержденные постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/15. Приказ вступил в силу 30.06.2009.
Данным приказом изменена форма начисления ежесуточной оплаты содержания пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, в соответствии с методологическим построением Тарифного руководства N 3.
Пунктом 2.7.6 Тарифного руководства N 3 предусмотрено, что если одна часть железнодорожного пути, используемого при подаче и уборке вагонов, принадлежит железной дороге, а другая часть - грузоотправителю, грузополучателю, иному владельцу железнодорожного подъездного пути, то ставка сбора за подачу и уборку вагонов определяется как сумма платы за работу локомотива при подаче и уборке вагонов и ежесуточной платы за пользование железнодорожным подъездным путем.
Сумма платы за работу локомотива рассчитывается за суммарное расстояние подачи и уборки в оба конца по ставкам таблицы N 8 и N 10 Тарифного руководства N 3, а ежесуточная плата за пользование железнодорожным подъездным путем - по ставкам части 2 таблицы N 11 Тарифного руководства N 3 за развернутую длину железнодорожного пути, принадлежащего железной дороге.
Согласно пункту 2 параграфа 12 договора в случае издания правомочными органами нормативных актов, изменяющих условия эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования, размеры плат и сборов, порядок их оплаты и т.п., стороны руководствуются названными нормативными актами с момента ввода их в действие.
Суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что Приказ N 120-т/5 является именно таким нормативным актом правомочного органа, который изменяет размеры плат и сборов, порядок их оплаты, установленный при заключении договора.
Учитывая вышеизложенное, истец правомерно начислил проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 30.06.2009 по 05.07.2010 в сумме 1 878 руб. 79 коп.
В части отказа во взыскании процентов с 24.02.2009 по день фактического погашения основного долга постановление не оспаривается.
Остальные доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом оценки судов первой и апелляционной инстанций и правомерно отклонены апелляционной инстанцией.
Нарушений апелляционным судом норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены принятого по делу постановления, а также несоблюдения норм материального права кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2010 по делу N А05-5904/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Архангельский Втормет" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Нефедова |
Судьи |
Р.В. Казанцева |
|
Н.И. Кужарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.