Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Тарасюка И.М.,
судей Кустова А.А., Серовой В.К.,
рассмотрев 24.03.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Леоновой Ольги Исидоровны на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.02.2010 (судья Дашковская С.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2010 (судьи Тойвонен И.Ю., Зайцева Е.К., Тимошенко А.С.) по делу N А56-70092/2009,
установил:
Леонова Ольга Исидоровна обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области (далее - Инспекция) о невключении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - Реестр) крестьянского хозяйства "Агроферма" (далее - КХ "Агроферма") и об обязании Инспекции включить КХ "Агроферма" в Реестр.
До принятия судом решения Леонова О.И. изменила предмет иска и попросила суд признать незаконными действия Инспекции по невключению КХ "Агроферма" в Реестр.
Определением от 03.12.2009 к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечен Леонов Валерий Михайлович.
Решением от 24.02.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.05.2010, в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением от 06.10.2010 суд кассационной инстанции отменил постановление от 25.05.2010 и направил дело на новое рассмотрение в апелляционный суд.
Постановлением от 29.11.2010 суд апелляционной инстанции оставил решение от 24.02.2010 без изменения.
В кассационной жалобе Леонова О.И., ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить решение и постановление от 29.11.2010 и удовлетворить заявление.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте его слушания извещены, однако в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации Выборгского района Ленинградской области от 10.06.1992 N 1520 Леоновой О.И. предоставлен в пожизненное наследуемое владение земельный участок площадью 29,93 га для организации крестьянского хозяйства. При этом Леонова О.И. утверждена в качестве главы хозяйства, а Леонов В.М - в качестве члена хозяйства.
Администрации Возрожденского сельского совета предписано внести КХ "Агроферма" в похозяйственную книгу.
В письме от 28.08.2009 N 07-14/35328 Инспекция уведомила Леонову О.И. о том, что КХ "Агроферма" не было включено в Реестр, поскольку не представило необходимых для этого документов.
Полагая, что Инспекция неправомерно уклоняется от внесения в Реестр записи о КХ "Агроферма" как о юридическом лице, Леонова О.И. обратилась в суд с иском по настоящему делу.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктами 1 и 3 статьи 26 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) установлено, что регистрационные дела о зарегистрированных ранее юридических лицах, хранящиеся в органах, осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие Федерального закона, являются частью федерального информационного ресурса.
Уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу Закона о государственной регистрации, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу данного Закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "д", "л" пункта 1 статьи 5 Закона.
Невыполнение указанного требования является основанием для исключения такого юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном названным Законом в отношении исключения недействующих юридических лиц.
Пунктом 1 статьи 1 Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" было предусмотрено, что крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков.
Согласно пункту 2 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
В силу пункта 3 статьи 23 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2013 года.
Суды сделали правомерный вывод о том, что действия Инспекции являются законными и не нарушают прав Леоновой О.И. КХ "Агроферма" не было включено в Реестр, поскольку не представило в регистрирующий орган документов, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "л" пункта 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.02.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2010 по делу N А56-70092/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Леоновой Ольги Исидоровны - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.М. Тарасюк |
Судьи |
А.А. Кустов |
|
В.К. Серова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.