Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Дмитриева В.В.,
судей Блиновой Л.В. и Корабухиной Л.И.,
рассмотрев 01.02.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 15.09.2010 по делу N А05-4864/2010 (судья Звездина Л.В.),
установил:
Окружной фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с бюджетного учреждения - Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области (далее - Министерство) 84 300 руб. пеней за просрочку внесения платежей на обязательное медицинское страхования неработающего населения Ненецкого автономного округа за декабрь 2008 года.
Решением суда от 15.09.2010 заявление удовлетворено.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Министерство просит отменить решение суда и отказать Фонду в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы полагает, что при определении размера процентной ставки пеней суд применил закон, не подлежащий применению, - пункт 7 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год" (далее - Положение), в то время как следовало руководствоваться размером ставки, установленной статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Такой вывод, по мнению ответчика, следует из пункта 8 Положения.
Фонд и Министерство надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы, и суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Министерство, ранее именовавшееся Департаментом здравоохранения Архангельской области и осуществляющее его функции (указ губернатора Архангельской области от 14.12.2009 N 50-у "Об исполнительных органах государственной власти Архангельской области и представительствах Архангельской области" и постановление Правительства Архангельской области от 18.12.2009 N 204-ПП "Об утверждении Положения о министерстве здравоохранения и социального развития Архангельской области"), как страхователь на основании пункта 1.3 государственного контракта от 28.12.2007 N 1244/2004 по оказанию услуг обязательного медицинского страхования неработающего населения, проживающего на территории Ненецкого автономного округа, в 2008 году, приняло на себя обязательство по осуществлению страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование неработающего населения Ненецкого автономного округа в соответствии с Положением и Инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование.
Пунктом 2.2 государственного контракта установлено, что страховые взносы (платежи) уплачиваются ежемесячно перечислением (платежным поручением) на счет Фонда.
Законом Архангельской области от 12.12.2007 N 466-23-ОЗ "Об областном бюджете на 2008 год" платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения Ненецкого автономного округа в 2008 году предусмотрены в размере 205 654 400 руб., ежемесячный платеж составляет 14 050 000 руб.
Согласно последнему абзацу пункта 5 Положения органы исполнительной власти перечисляют платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения ежемесячно в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах, с учетом индексации не позднее 25 числа текущего месяца.
За декабрь 2008 года Министерство перечислило 14 050 000 руб. 31.12.2008 платежным поручением N 246 при установленном сроке уплаты 25.12.2008, то есть несвоевременно.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления Фондом акта от 15.02.2009 и направления в адрес Министерства претензии от 02.03.2010 N 271, в которой заявитель предложил ответчику в срок до 10.04.2010 уплатить 84 300 руб. пеней за несвоевременное внесение платежа. Пени начислены за период с 26.12.2008 по 31.12.2008 на основании пункта 7 Положения из расчета 0,1% от суммы недоимки за каждый день просрочки.
Поскольку претензия была оставлена Министерством без удовлетворения, Фонд в соответствии с частью 2 статьи 45 НК РФ обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, которое было удовлетворено как обоснованное по праву и размеру.
В ходе рассмотрения спора суд установил факт несвоевременного перечисления платежа и признал правильным период просрочки, определенный Фондом.
Суд также признал доказанным соблюдение заявителем порядка, установленного статьями 46, 69, 70 НК РФ: оценив направленную Фондом претензию от 02.03.2010 N 271, суд пришел к выводу, что по своему содержанию данный документ соответствует положениям статьи 69 НК РФ; получение ответчиком претензии по почте 04.03.2010 установлено судом на основании представленной заявителем в материалы дела копии уведомления органа связи с отметкой о вручении.
Эти обстоятельства в кассационной жалобе не оспариваются.
Фактически Министерство не согласно только с размером взыскиваемых пеней: по мнению подателя жалобы, пени следовало исчислять исходя из процентной ставки, установленной в статье 75 НК РФ, - в размере одной трехсотой действовавшей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с позицией Министерства как основанной на неправильном понимании норм материального права.
Согласно статье 19 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.03.2001 N 33-ФЗ) страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением (Положение утратило силу с 01.01.2011 и подлежит применению к спорным правоотношениям).
Задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения уплачивается плательщиками в порядке, действующем до введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации определяет порядок и условия реструктуризации задолженности плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, имеющейся у плательщиков таких взносов по состоянию на 01.01.2001, включая списание начисленных пеней.
Как следует из постановления Правительства Российской Федерации от 23.08.2001 N 624 "О проведении реструктуризации задолженности плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, имеющейся по состоянию на 1 января 2001 года" (далее - Постановление N 624), а также пунктов 7 и 11 Положения, органы местного самоуправления, осуществляющие соответствующие страховые платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения, рассматриваются законодательством в качестве плательщиков.
Согласно пункту 7 Положения по истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов. Пеня начисляется за каждый день просрочки в следующих размерах:
- по страховым взносам работодателей и иных плательщиков - 1 процент с суммы недоимки;
- по взносам органов исполнительной власти на обязательное медицинское страхование неработающего населения - 0,1 процента с суммы недоимки.
Пунктом 8 Положения установлено, что на плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию распространяются порядок и условия налогового законодательства.
Следовательно, в части, не урегулированной специальными актами, взыскание недоимок и пеней с плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения должно производиться по правилам части первой Налогового кодекса Российской Федерации на условиях, установленных в отношении плательщиков налогов. Такой подход согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2004 N 13571/03.
Вместе с тем в данном случае размер подлежащей применению процентной ставки пеней при их начислении на сумму недоимки по страховым взносам прямо установлен специальной нормой - пунктом 7 Положения (по страховым взносам работодателей и иных плательщиков - 1 процент с суммы недоимки). Следовательно, оснований для применения процентной ставки, установленной статьей 75 НК РФ, не имеется.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование Фонда о взыскании с Министерства 84 300 руб. пеней за просрочку внесения платежей на обязательное медицинское страхования неработающего населения Ненецкого автономного округа за декабрь 2008 года.
Обжалуемое решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 15.09.2010 по делу N А05-4864/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Судьи |
Л.В. Блинова |
|
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.