Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кузнецовой Н.Г.,
судей Блиновой Л.В. и Корабухиной Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "69 ремонтный завод ракетно-артиллерийского вооружения" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2010 по делу N А21-766/2010 (судьи Семиглазов В.А., Горбачева О.В., Загараева Л.П.),
установил:
Открытое акционерное общество "69 ремонтный завод ракетно-артиллерийского вооружения" (далее - Общество, ОАО "69 РЗ РАВ") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением (после уточнения требований) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по городу Калининграду (далее - Инспекция) от 20.10.2009 N 180 в части доначисления и предложения уплатить 629 871,82 руб. налога на прибыль с соответствующими суммами пеней и штрафа, наложенного на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), за неуплату (неполную уплату) налога.
Решением Арбитражного Калининградской области от 31.05.2010 (судья Приходько Е.Ю.) заявленные ОАО "69 РЗ РАВ" требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным оспариваемое решение Инспекции в части доначисления и предложения уплатить 63 571,82 руб. налога на прибыль с соответствующей суммой пеней, а также привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 773 892,8 руб. штрафа. В удовлетворении остальной части заявленных Обществом требований суд отказал.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2010 решение суда от 31.05.2010 отменено в части отказа в признании недействительным решения налогового органа от 20.10.2009 N 180 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) налога на прибыль в виде взыскания 113 259 руб. штрафа. В этой части суд признал недействительным оспариваемое решение Инспекции. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "69 РЗ РАВ" просит отменить постановление суда в части отказа в признании недействительным оспариваемого решения налогового органа о доначислении и предложении уплатить 306 400 руб. налога на прибыль за 2006-2007 годы с соответствующей суммой пеней и удовлетворить его заявление в этой части, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, на несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого постановления суда проверена в кассационном порядке в пределах приведенных в жалобе доводов с учетом ограничения полномочий, предоставленных суду кассационной инстанции, статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как видно из материалов дела, Инспекция в декабре 2008 - июле 2009 года (с учетом приостановления проверки на период с 21.01.2009 по 29.06.2009) провела выездную налоговую проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты федеральным государственным унитарным предприятием "69 ремонтный завод ракетно-артиллерийского вооружения" (после реорганизации в форме преобразования на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 20.08.2009 N 873 - ОАО "69 РЗ РАВ") в бюджет налогов и обязательных платежей, в том числе налога на прибыль за период с 01.01.2005 по 31.12.2007. В ходе проверки выявлен ряд нарушений, которые отражены в акте от 15.09.2009 N 32/1.
В частности, налоговый орган установил, что федеральное государственное унитарное предприятие "69 ремонтный завод ракетно-артиллерийского вооружения" (далее - Предприятие) при определении облагаемой налогом на прибыль базы 2006-2007 годов неправомерно включило в состав внереализационных расходов 860 000 руб., перечисленных им ТУ Росимуществом Калининградской области по платежным поручениям от 14.06.2006 N 463 и от 14.08.2006 N 463 как "Доходы от перечисления части прибыли, оставшейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей за 2005 и 2006 годы". Спорная сумма прибыли перечислена предприятием во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 10.04.2002 N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий". Статьей 265 НК РФ включение таких выплат в состав расходов не предусмотрено.
Решением Инспекции от 20.10.2009 N 180, принятым на основании акта проверки с учетом представленных налогоплательщиком возражений, предприятию по названному эпизоду доначислено и предложено уплатить 306 400 руб. налога на прибыль с соответствующей суммой пеней за нарушение срока его уплаты. Предприятие также привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) налога на прибыль в виде взыскания 41 280 руб. штрафа.
Решение налогового органа, обжалованное Обществом в апелляционном порядке, Управление Федеральной налоговой службы по Калининградской области решением от 30.12.2009 N ЗС-11-03/17337 оставило без изменения.
ОАО "69 РЗ РАВ" оспорило решение налогового органа в части в арбитражном суде.
Суды первой и апелляционной инстанций подтвердили законность вывода Инспекции о неправомерном включении предприятием перечисленных им ТУ Росимуществом Калининградской области сумм части прибыли, оставшейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей за 2005 и 2006 годы, в состав внереализационных расходов.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами при разрешении спора по рассматриваемому эпизоду норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы Общества.
В силу положений статьи 246 НК РФ федеральные государственные унитарные предприятия признаются плательщиками налога на прибыль и на них в полном объеме распространяются положения главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие порядок исчисления и уплаты данного налога.
В целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на суммы произведенных расходов (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Группировка расходов определена статьей 252 НК РФ и включает в себя расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы. При этом перечень внереализационных расходов и приравниваемых к таким расходам убытков налогоплательщика, непосредственно не связанных с производством и реализацией, не является исчерпывающим, что позволяет учесть в составе расходов, уменьшающих налоговую базу при исчислении налога на прибыль, и иные расходы и убытки при условии их соответствия критериям, установленным статьей 252 НК РФ.
В статье 270 НК РФ перечислены расходы, не учитываемые в целях обложения налогом на прибыль, к числу которых отнесены, в том числе, расходы в виде сумм начисленных налогоплательщиком дивидендов и других сумм прибыли после налогообложения (пункт 1 статьи 270 НК РФ).
В пункте 49 этой статьи также установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы, которые не соответствуют критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ.
Согласно статье 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия. Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Порядок и сроки перечисления в бюджет части прибыли, остающейся после налогообложения, определены Правилами разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2002 N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий".
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что предприятие во исполнение положений вышеуказанных нормативных правовых актов перечислило ТУ Росимущества по Калининградской области часть чистой прибыли (нераспределенной прибыли) за 2005 и 2006 годы.
Как правильно указал суд, расходы, осуществленные за счет чистой прибыли, т.е. прибыли (дохода), оставшейся после налогообложения, не учитываются при исчислении налога на прибыль организаций вне зависимости от характера таких расходов.
Доводы налогоплательщика, изложенные в кассационной жалобе, о правомерном согласно норме подпункта 20 пункта 1 статьи 265 НК РФ включении в состав внереализационных расходов 860 000 руб., перечисленных им ТУ Росимуществом Калининградской области, поскольку спорные платежи не могут считаться расходами за счет чистой прибыли в связи с отсутствием решения федерального органа исполнительной власти об установлении размера соответствующих отчислений, исследованы судом апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку, основанную на положениях налогового законодательства.
В графе "Назначение платежа" платежных поручений от 14.06.2006 N 463 и от 14.08.2006 N 463 указано, что 860 000 руб. - это "Доходы от перечисления части прибыли, оставшейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей за 2005 и 2006 годы".
Документов, подтверждающих, что перечисленные 860 000 руб. не являются частью прибыли, оставшейся у предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей за 2005 и 2006 годы", в деле нет.
Между тем обязанность доказывать иное назначение платежей, чем указано в представленных в материалы дела платежных документах, равно как и правомерность включения соответствующих сумм в состав внереализационных расходов для целей исчисления налогооблагаемой прибыли, лежит на налогоплательщике.
Общество соответствующие доказательства суду не представило.
Кассационная инстанция считает, что апелляционный суд правильно установил обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные сторонами доказательства и дал им надлежащую правовую оценку. Принятое им постановление в обжалуемой Обществом части соответствуют нормам материального и процессуального права, поэтому оснований для его отмены не имеется.
Учитывая изложенное, кассационная жалоба ОАО "69 РЗ РАВ" отклоняется.
При подаче кассационной жалобы Общество уплатило 2 000 руб. государственной пошлины по платежному поручению от 12.11.2010 N 1860. Однако согласно пункту 12 статьи 333.21 НК РФ с учетом разъяснений, изложенных в пункте 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" (в редакции Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139), размер государственной пошлины по кассационной жалобе в случае оспаривания ненормативного акта налогового органа составляет 1 000 руб. Поэтому Обществу подлежит возврату из федерального бюджета 1 000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2010 по делу N А21-766/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "69 ремонтный завод ракетно-артиллерийского вооружения" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "69 ремонтный завод ракетно-артиллерийского вооружения" из федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 12.11.2010 N1860.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Судьи |
Л.В. Блинова |
|
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.