Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Матлиной Е.О.,
судей Клириковой Т.В., Михайловской Е.А.,
при участии от Сельскохозяйственного производственного кооператива "Рыболовецкий колхоз "Прилив" Вьюнова П.В. (доверенность от 22.06.2010),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу отдела надзора на море по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30.08.2010 (судья Меньшикова И.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2010 (судьи Пестерева О.Ю., Ралько О.Б., Тарасова О.Ю.) по делу N А05-7527/2010,
установил:
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Рыболовецкий колхоз "Прилив" (далее - Кооператив) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления отдела надзора на море Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (далее - Департамент Росприроднадзора) от 12.04.2010 N 11-12-10 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 рублей, либо уменьшении размера штрафа.
Решением от 30.08.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.10.2010 постановление Департамента Росприроднадзора от 12.04.2010 N 11-12-10 признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Департамент Росприроднадзора, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм права, просит отменить решение от 30.08.2010 и постановление апелляционной инстанции от 21.10.2010.
В отзыве на кассационную жалобу Кооператив просит оставить решение от 30.08.2010 и постановление апелляционной инстанции от 21.10.2010 без изменения, полагая их правомерными.
В судебном заседании представитель Кооператива подтвердил доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу. Департамент Росприроднадзора о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом, однако своего представителя в судебное заседание не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 26.02.2010 N ПК-86/11 Департаментом Росприроднадзора проведена плановая документарная проверка соблюдения Кооперативом требований законодательства в области охраны окружающей среды, в результате которой выявлено, что заявитель по итогам 1-4 кварталов 2009 года не внес в установленные сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду и не представил ее расчеты.
По данному факту составлены акт от 26.03.2010 и протокол от 08.04.2010, а постановлением Департамента Росприроднадзора от 12.04.2010 N 11-12-10 Кооператив привлечен к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Полагая постановление административного органа от 12.04.2010 N 11-12-10 незаконным, Кооператив оспорил его в арбитражный суд.
Статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации (статья 16).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден "Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия". Согласно пункту 1 он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993, плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду" установлен срок внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. При этом отчетным периодом признается календарный квартал.
Из приведенных норм следует, что обязанность по внесению в определенные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные Законом "Об охране окружающей среды".
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
По утверждению Департамента Росприроднадзора на балансе Кооператива имеются коровники, конно-товарные фермы, гараж и контора, в результате эксплуатации которых образуются отходы производства, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.
Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о недоказанности совершения Кооперативом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ.
Доказательств, подтверждающих факт эксплуатации Кооперативом коровников, конно-товарных ферм, гаража и конторы, а также образования отходов, судом по материалам дела не выявлено.
Представленные в материалы письма Кооператива от 19.03.2010 и Министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области от 25.08.2010 N 07/01-165 в качестве надлежащих доказательств наличия в данном случае события административного правонарушения судом не приняты.
Кроме того, административным органом не представлено доказательств того, что Кооператив осуществляет деятельность по обращению с отходами в смысле, придаваемом этой деятельности Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", статьей 1 которого (в редакции от 30.12.2008 N 309-ФЗ) предусмотрено, что под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов. Доказательств занятия Кооперативом каким либо из видом названной деятельности судом по материалам не выявлено.
Согласно части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Из материалов дела усматривается, что дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствии законного представителя Кооператива и сведений о его надлежащем извещении. Так протокол от 08.04.2010, содержащий сведения о дате, месте и времени рассмотрения дела, направлен по адресу: город Архангельск, проспект Ломоносова, дом 81, офис 9, не являющемуся почтовым или юридическим адресом Кооператива (получен 09.04.2010 гражданкой Костылевой). По юридическому адресу кооператива: Мезенский район, село Ручьи, протокол получен 13.04.2010, то есть после вынесения оспариваемого постановления. Данное нарушение процедуры привлечения Кооператива к административной ответственности является существенным.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает правильным вывод суда о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа и, не усматривая при принятии обжалуемых судебных актов каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, не находит оснований для их отмены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 30.08.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2010 по делу N А05-7527/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу отдела надзора на море по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Матлина |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
|
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.