Правовое регулирование исполнения наказаний в виде лишения свободы и смертной казни
Исполнение наказания в виде лишения свободы детально урегулировано нормами Уголовно-исполнительного кодекса. Всеобъемлющая регламентация исполнения этого вида наказания обусловливается необходимостью, с одной стороны, в максимальной степени обеспечить соблюдение прав осужденных, их законных интересов, а с другой - предоставить администрации исправительных учреждений необходимые правовые рычаги для эффективного достижения целей наказания, обеспечения порядка и дисциплины в деятельности исправительных учреждений, предупреждения среди осужденных новых преступлений и иных правонарушений, а также их исправления.
Если сравнить главу 2 ИТК РСФСР, регулирующую исполнение этого наказания, с аналогичным разделом 4 УИК РФ, то по форме и структуре они в целом совпадают, однако по содержанию значительно расходятся.
Прежде всего существенно расширен объем правовой регламентации режима в исправительных учреждениях различного вида, детализированы правила, определяющие порядок применения к осужденным различного рода ограничительных и профилактических мер (обысков, досмотров, технических средств надзора и контроля, оперативно-розыскных мероприятий, деятельности администрации исправительных учреждений в особых условиях и т.д.). Такие нормы создают необходимые правовые предпосылки для осуществления персоналом этих учреждений режимно-профилактических мероприятий, обеспечения контроля за поведением осужденных, а также условий для безопасности как самого персонала, так и осужденных, соблюдения их прав и законных интересов.
Значительно смягчены условия отбывания наказания осужденными, касающиеся приобретения продуктов питания и предметов первой необходимости. Органам государственной власти субъектов РФ предоставлено право повышать размер денежной суммы, разрешаемой к расходованию. Увеличено число свиданий осужденных с родственниками, телефонных разговоров, получения посылок, передач и бандеролей.
Материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы в основном определяется Правительством РФ (ст.99 УИК РФ). Правительство РФ при наличии соответствующих условий может оперативно, избегая достаточно сложной процедуры изменения Кодекса, принимать решения об улучшении материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы.
Претерпела изменения в определенной мере правовая регламентация труда осужденных. Новеллами в данном случае являются установленные обязанности администрации исправительных учреждений привлекать осужденных к труду (ст.103 УИК РФ). В ИТК РСФСР применялась более аморфная формулировка "администрация привлекает осужденных к труду". Новое правило требует более активной организационной работы персонала по вовлечению осужденных в трудовую деятельность.
Принципиальным является установление запрета осужденным прекращать работу в целях разрешения трудовых конфликтов (ч.6 ст.103 УИК РФ). В ИТК РСФСР такая норма отсутствовала; это приводило в ряде случаев к использованию забастовок для решения трудовых и иных конфликтов осужденных с администрацией исправительных учреждений. Нередко для этого использовалось положение о том, что разрешено все, что не запрещено. В УИК РФ такого рода действия рассматриваются как злостное нарушение порядка отбывания наказания.
Претерпело существенное изменение пенсионное обеспечение осужденных к лишению свободы. В ст.98 УИК РФ закреплено положение, согласно которому осужденным выплачивается пенсия органами социальной защиты по месту отбывания наказания.
Впервые для осужденных установлено обязательное государственное страхование, а осужденным женщинам гарантировано обеспечение пособиями по беременности и родам на общих основаниях. В то же время добровольное медицинское страхование в отношении осужденных, отбывающих лишение свободы, приостанавливается до окончания срока наказания.
В УИК РФ внесены значительные изменения и дополнения, касающиеся применения к осужденным мер взыскания и поощрения.
Изменилась система этих мер (ст.ст.113, 115 УИК РФ). В ранее действовавшем Кодексе в эту систему, наряду с мерами взыскания и поощрения в собственном смысле слова, были включены также изменения условий содержания осужденных (ст.20 ИТК РСФСР), которые по своему правовому содержанию, основаниям и последствиям применения нельзя рассматривать в качестве мер поощрения и взыскания, поскольку они применяются не за конкретное действие (положительное или отрицательное), а как бы за систему поведения осужденного. В ч.З ст.114 и ч.4 ст.115 УИК РФ изменение условий содержания осужденных к лишению свободы (ст.78) отнесено уже не к мерам поощрения или взыскания, а к иным мерам воздействия на них.
В УИК РФ (ст.115) включены новые виды взысканий, применяемых к осужденным, - дисциплинарный штраф, а также перевод мужчин - злостных нарушителей порядка отбывания наказания в единые помещения камерного типа. Такого рода помещения создаются на несколько колоний. Условия содержания в них осужденных не отличаются от иных помещений камерного типа. В то же время из системы мер взыскания исключены: внеочередное дежурство по уборке помещений и территории исправительного учреждения и разовое лишение осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, посещения концерта, участия в спортивных играх.
В УИК РФ (ст.116) дано новое, более развернутое и юридически более точное определение злостного нарушения установленного порядка отбывания наказания. Определен исчерпывающий перечень проступков, которые могут быть отнесены к указанной категории, а также введен такой признак, как повторность совершения проступка. Наконец, в указанной статье впервые сформулировано понятие злостного нарушителя установленного порядка отбывания наказания.
Наибольший объем в правовой регламентации исполнения лишения свободы занимает регулирование режима содержания осужденных. Определен круг полномочий администрации исправительных учреждений, ее обязанности и процедуры их осуществления.
Впервые в Кодексе сформулировано понятие режима как установленного законом и соответствующими закону нормативными актами порядка исполнения и отбывания лишения свободы.
Одновременно режим создает необходимые правовые и организационные предпосылки и условия для применения отдельных средств исправления осужденных, поскольку весь процесс исправительного воздействия осуществляется в рамках режима. Это в полной мере относится и к воспитательной работе, организации труда и обучения - все они реализуются в рамках Правил внутреннего распорядка.
Согласно ч.1 ст.82 УИК РФ можно констатировать наличие следующих групп норм (правил) поведения: правила, относящиеся к персоналу исправительных учреждений, их обязанностям и правам в сфере режима; правила поведения, относящиеся непосредственно к осужденным; правила поведения, относящиеся к иным гражданам, находящимся в исправительных учреждениях или на прилегающих к ним территориях.
УИК РФ предусмотрел и правила режима особых условий в исправительных учреждениях (ст.85). Они возникают в случае стихийных бедствий, введения в расположении исправительного учреждения чрезвычайного, особого или военного положения, при массовых беспорядках, а также при групповых неповиновениях осужденных.
При введении режима особых условий может быть приостановлена реализация некоторых прав осужденных: приобретение ими продуктов питания и предметов первой необходимости, предоставление свиданий, получение посылок, передач и бандеролей, право переписки, телефонных разговоров, прогулок, просмотр кинофильмов и телепередач, прослушивание радиопередач, приобретение литературы, передвижение без конвоя и сопровождения, выезды за пределы исправительного учреждения (ст.ст.88-97 УИК РФ).
В УИК РФ зафиксированы также правила о раздельном содержании различных категорий осужденных (ст.80); охране и надзоре за осужденными и технических средствах надзора и контроля за ними (ст.ст.82, 83); оперативно-розыскной деятельности (ст.84); производстве обысков и досмотров (ст.82); мерах безопасности (ст.86); мерах поощрения и взыскания, применяемых к осужденным (ст.ст.113, 115).
В УИК РФ для осужденных предусмотрена трехступенчатая система: обычные, облегченные и строгие условия отбывания наказания в виде лишения свободы (ст.87). Условия эти предусмотрены для осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях общего режима (ст.ст.120, 121), строгого (ст.ст.122, 123), особого (ст.ст.124, 125 УИК РФ). В тюрьмах Кодексом установлены два вида режима: общий и строгий (ст.ст.130, 131).
Обычные условия содержания в колониях включают нормы проживания осужденных в общежитиях, приобретения продуктов питания и предметов первой необходимости, получения свиданий и посылок в зависимости от вида режима колоний. На облегченных условиях размер указанных льгот увеличивается. В целях успешной адаптации к жизни на свободе за шесть месяцев до окончания срока наказания осужденные, отбывающие наказание в исправительной колонии общего режима, могут быть освобождены из-под охраны и проживать под надзором за пределами колонии.
Осужденные при строгих условиях содержатся в запираемых помещениях; количество посылок, передач, свиданий, приобретение продуктов питания сокращается по сравнению с обычными условиями. Ступенчатая система призвана стимулировать положительное поведение осужденных.
Как известно, УК РФ выделил пожизненное лишение свободы в самостоятельный вид наказания (п."м" ст.44). Однако по своей правовой природе и иным юридическим признакам оно не отличается от лишения свободы на определенный срок (п."л" ст.44). Данная категория осужденных отбывает наказание в колониях особого режима, хотя и отдельно от лиц, совершивших преступления при особо опасном рецидиве. В этой связи в УИК РФ не выделена специальная глава, регулирующая порядок и условия исполнения пожизненного лишения свободы. Статьи 126, 127 УИК РФ регламентируют отдельные особенности отбывания наказания в колониях особого режима для осужденных к пожизненному лишению свободы. Указанная категория осужденных содержится в камерах численностью, как правило, не более двух человек, первоначально все осужденные, прибывшие в колонию, содержатся на строгих условиях. По истечении 10 лет осужденные могут быть переведены на обычные условия содержания, а затем, опять-таки по истечении 10 лет, - на облегченные.
Дифференциация условий отбывания наказания в отношении несовершеннолетних более глубокая. Она предусматривает разделение осужденных на четыре категории, каждая из которых находится в соответствующих условиях отбывания наказания: обычные, облегченные, льготные и строгие (ст.132 УИК РФ). При этом условия отбывания в зависимости от вида режима воспитательной колонии не дифференцируются: они одинаковы для осужденных, находящихся в воспитательной колонии как общего, так и усиленного режимов.
Ранее порядок исполнения смертной казни определялся ведомственными нормативными актами. В УИК РФ законодательно закреплены права осужденного к смертной казни, в том числе на получение необходимой медицинской помощи; свидания с адвокатом без ограничения их продолжительности и количества. Осужденный имеет право получать и отправлять письма. Он может ежемесячно иметь одно краткосрочное свидание с близкими родственниками, а также свидания со священнослужителями. Осужденный к смертной казни может ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости денежные средства в размере 20 процентов минимального месячного размера оплаты труда, а также пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью 30 минут.
Существенно усилены гарантии против приведения в исполнение неправосудного приговора. Так, ст.184 УИК РФ установлено, что при обращении осужденного с ходатайством о помиловании исполнение приговора суда приостанавливается до принятия решения Президентом Российской Федерации. При отказе осужденного от обращения с ходатайством о помиловании администрацией исправительного учреждения составляется соответствующий акт с участием прокурора.
Основанием для исполнения наказания в виде смертной казни являются вступивший в законную силу приговор суда, заключения Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Генерального прокурора Российской Федерации об отсутствии оснований для принесения протеста на приговор суда в порядке надзора, а также уведомление об отклонении ходатайства о помиловании или акт об отказе осужденного от обращения с ходатайством о помиловании.
Подробной регламентации подвергалась сама "технология" исполнения данного вида наказания. Законом установлено, что осужденный к смертной казни должен содержаться в одиночной камере в условиях, обеспечивающих его усиленную охрану и изоляцию. Смертная казнь исполняется непублично путем расстрела. Исполнение смертной казни в отношении нескольких осужденных производится отдельно в отношении каждого и в отсутствие остальных. При исполнении смертной казни присутствуют прокурор, представитель учреждения, в котором исполняется смертная казнь, и врач. Администрация учреждения, в котором исполнена смертная казнь, обязана поставить в известность об исполнении наказания суд, вынесший приговор, а также одного из близких родственников осужденного. Тело для захоронения не выдается и о месте его захоронения не сообщается.
Шмаров И. |
Селивестов В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовое регулирование исполнения наказаний в виде лишения свободы и смертной казни
Авторы
Селиверстов В. - доктор юридических наук, профессор,
Шмаров И. - доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации
Российская юстиция, 1997, N 5