Использование средств федерального бюджета на цели, не соответствующие условиям их получения
Несанкционированное перераспределение бюджетных средств по кодам расходов бюджетов; использование на цели, не соответствующие условиям их получения - нарушение ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 25.12.2008 N 145 н, Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 24.08.2007 N 74н.
Незаконное использование средств федерального бюджета с нарушениями требований бюджетного законодательства, не являющееся нецелевым использованием
Отвлечение средств в дебиторскую задолженность в конце финансового года - нарушение принципа, установленного ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Оплата завышенных объемов работ по текущему и/или капитальному ремонту, установленная проведенными в ходе проверок контрольными обмерами выполненных работ на объектах - нарушение Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004 N 15/1, Методических указаний по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81-33.2004), утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 12.01.2004 N 6, Методических указаний по определению величины сметной прибыли в строительстве (МДС 81-25.2001), утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации и жилищно-коммунальному комплексу от 28.02.2001 N 15 и других нормативно-правовых актов.
Оплата фактически невыполненных работ - нарушение ст. 711, 746, п. 2 ст. 763 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Излишние выплаты заработной платы работникам, денежного довольствия военнослужащим в результате счетной ошибки или установления размера окладов, надбавок и доплат с нарушением требований нормативно-правовых актов, регулирующих порядок оплаты труда и денежного довольствия (ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации, ведомственные положения об оплате труда работников, Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденный приказом Минобороны России от 30.06.2006 N 200 и др.).
Оплата коммунальных расходов по содержанию помещений, занятых арендаторами, без возмещения таких расходов арендаторами - нарушение п. 2 ст. 616 Гражданского кодекса РФ, ст. 38 Бюджетного кодекса РФ.
Нарушения порядка учета и использования федерального имущества
Непринятие мер по внесению в реестр федерального имущества сведений об объектах движимого и недвижимого имущества - нарушение п.п. 3, 14, 28 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества".
Непринятие мер по регистрации права собственности, права оперативного управления, права постоянного (бессрочного) пользования на объекты основных средств - нарушение ст. 131 Гражданского кодекса РФ, ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Предоставление в пользование площадей, принадлежащих проверяемым учреждениям, сторонним организациями без заключения договоров аренды - нарушение ст. 209, ст. 298, ст. 608, ст. 609, ст. 650, ст. 651 Гражданского кодекса РФ.
Нарушения в организации бюджетного учета в части формирования и использования учетной политики
Не разработана учетная политика - нарушение п. 3 ст. 5, п. 3 ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).
Несоблюдение требований учетной политики при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности - нарушение п.п. 3, 4 ст. 6 Федерального закона N 129-ФЗ.
Несвоевременное внесение изменений в учетную политику - нарушение п. 4 ст. 6 Федерального закона N 129-ФЗ.
Нарушения порядка составления и представления бюджетной отчетности
Отсутствие в бюджетной отчетности сведений о дебиторской и/или кредиторской задолженности, подтверждаемой первичными учетными документами, данными синтетического учета - нарушение п. 18 приказа Минфина РФ от 13.11.2008 N 128н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Инструкция N 128н), п. 18 приказа Минфина РФ от 24.08.2007 N 72н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Инструкция N 72н).
Непредставление бюджетной отчетности в установленные сроки, а также ненадлежащее оформление бюджетной отчетности - нарушение п. 3 ст. 15 Федерального закона N 129-ФЗ, раздела 1 Инструкций NN 72н, 128н.
Несоответствие данных бюджетной отчетности данным бюджетного учета (недостоверность бюджетной отчетности) - нарушение Инструкций NN 72н, 128н.
Нарушения требований законодательства по заполнению форм первичных документов
Отсутствие первичных документов о совершенных хозяйственных операциях; ненадлежащее оформление первичных документов; неполное заполнение форм первичных документов; применение неустановленных или неприменение установленных законодательством форм первичных документов; отсутствие обязательных реквизитов и показателей в формах первичных документов применяемых учреждениями при ведении бюджетного учета - нарушения ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ, п. 3 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина РФ от 30.12.2008 N 148н (далее - Инструкция по бюджетному учету N 148н), Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н (далее - Инструкция по бюджетному учету N 25н).
Нарушения порядка ведения регистров бюджетного учета
Отсутствие регистров бюджетного учета, несоответствие данных регистров учета первичным документам или несоответствия данных Главной книги данным регистров бюджетного учета - нарушение ст. 10 Федерального закона N 129-ФЗ, п. 3 Инструкций по бюджетному учету NN 148н, 25н;
Ведение регистров бюджетного учета по формам, неустановленным законодательством - нарушение ст. 3 и Приложения N 2 к Инструкциям по бюджетному учету NN 148н, 25н.
Журналы операций по истечении каждого отчетного месяца не брошюровались вместе с первичными документами, относящимися к соответствующим журналам операций - нарушение п. 5 Инструкций по бюджетному учету NN 148н, 25н.
Данные проверенных и принятых к учету первичных учетных документов (например, по начислению амортизации) не систематизировались по датам совершения операций (в хронологическом порядке); хозяйственные операции отражались в учете несвоевременно: позднее следующего дня после получения первичного учетного документа; отсутствовали подписи лиц, ответственных за ведение регистров бюджетного учета (главного бухгалтера и/или бухгалтера, составившего регистр бюджетного учета) - нарушение п. 3 Инструкций по бюджетному учету NN 148н, 25н.
Исправление ошибок, обнаруженных в регистрах бюджетного учета, с нарушением требований порядка, установленного п. 4 Инструкций по бюджетному учету NN 148н, 25н.
Нарушения порядка ведения бюджетного учета доходов администраторами доходов
Отсутствие аналитического учета расчетов по платежам в доход бюджета в Журнале операций расчетов по доходам либо в Карточке учета средств и расчетов - нарушение п. 150 Инструкций по бюджетному учету N 148н, п. 139 Инструкций по бюджетному учету N 25н.
Несвоевременное отражение расчетов по доходам в бюджетном учете - нарушение п.п. 3, 149 Инструкций по бюджетному учету N 148н, п.п. 3, 138 Инструкций по бюджетному учету N 25н.
Отсутствие учета невыясненных поступлений в бюджет - нарушение п. 151 Инструкций по бюджетному учету N 148н, п. 140 Инструкций по бюджетному учету N 25н.
Нарушения порядка ведения забалансовых счетов
Бланки строгой отчетности не учитывались на забалансовом счете 03 "Бланки строгой отчетности"; учет бланков строгой отчетности велся по фактической стоимости бланка, а не в условной единице 1 рубль за бланк; списание бланков строгой отчетности осуществлялось без оформления актов о списании бланков строгой отчетности или по актам неустановленной формы и оформленным ненадлежащим образом - нарушение п. 263 Инструкции по бюджетному учету N 148н, п. 236 Инструкции по бюджетному учету N 25н.
Нарушение порядка ведения бюджетного учета нефинансовых активов
Ведение аналитического учета основных средств в регистрах произвольной формы - нарушение требований п. 23 Инструкций по бюджетному учету NN 148н, 25н.
Учет объектов основных средств осуществлялся не на соответствующих счетах синтетического и аналитического учета - нарушение п. 20 Инструкций по бюджетному учету NN 148н, 25н.
Присвоение инвентарных номеров объектам основных средств стоимостью до 3000 (в 2009 году)/1000 рублей (в 2008 году) включительно, объектам библиотечного фонда, драгоценностям и ювелирным изделиям независимо от стоимости; неприсвоение объектам основных средств уникальных инвентарных порядковых номеров - нарушение п. 19 Инструкций по бюджетному учету NN 148н, 25н.
Прием, выдача в эксплуатацию и передача основных средств актами не оформлялись либо оформлялись несвоевременно - нарушение п.п. 21, 22 Инструкций по бюджетному учету NN 148н, 25н.
Акты о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств оформлялись в произвольной форме и без указания затрат, связанных с их ремонтом, реконструкцией - нарушение Указаний по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету основных средств, утвержденных Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7.
Товарно-материальные ценности принимались, перемещались и отпускались на основании накладных и требований-накладных, оформленных по формам не установленным законодательством, или оформленных не должным образом - нарушение требований Постановления Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а.
Принятие к учету и списание материальных ценностей производилось несвоевременно - нарушение п.п. 3, 21 Инструкций по бюджетному учету NN 148н, 25н.
В инвентарных карточках учета основных средств, описях инвентарных карточек и карточках количественно-суммового учета материальных ценностей не указывались необходимые реквизиты; описи инвентарных карточек основных средств не велись - нарушение требований Приказа Минфина РФ от 23.09.2005 N 123н "Об утверждении форм регистров бюджетного учета".
Операции по централизованным поставкам основных средств отражались в учёте корреспонденцией счетов, не соответствующей бюджетному законодательству - нарушение п.п. 21, 22, части IV Инструкций по бюджетному учету NN 148н, 25н.
Не велся или велся с нарушениями учет основных средств лицами, ответственными за их хранение - нарушение п. 23 Инструкций по бюджетному учету NN 148н, 25н.
Годовая инвентаризация не проводилась или проводится не в полном объеме - нарушение п. 7 Инструкции N 128н, п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания N 49).
При смене материально-ответственных лиц инвентаризация основных средств не проводилась - нарушение п. 1.5 Методических указаний N 49.
Результаты инвентаризации не оформлялись должным образом - нарушение п. 2.5 Методических указаний N 49, приказа Минфина РФ от 23.09.2005 N 123н "Об утверждении регистров бюджетного учета".
Излишки/недостачи, установленные в ходе ревизий (проверок) по результатам инвентаризации основных средств и материальных запасов - нарушение ст.ст. 1, 8 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ, Инструкций по бюджетному учету NN 148н, 25н.
На балансе числились основные средства, фактически находящиеся и эксплуатируемые в подведомственных учреждениях - нарушение п. 16 Инструкции по бюджетному учету NN 148н, 25н.
Неверное включение объектов основных средств в амортизационные группы, неверное определение сроков их полезного использования, в результате - завышение (занижение) начислений амортизации - нарушение п. 39 Инструкций по бюджетному учету NN 148н, 25н, требований Постановления Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" и Общероссийского классификатора основных фондов, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359.
Нарушения порядка размещения и исполнения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд
Оплата поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг согласно государственным контрактам, заключенным без проведения предусмотренных федеральным законом процедур и порядка размещения заказов - нарушение Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ).
Не велся реестр закупок товаров, работ, услуг, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов - нарушение ст. 73 Бюджетного кодекса РФ.
Размещение заказов путем проведения конкурсов, в случае если эти товары, работы, услуги включены в установленный Правительством РФ Перечень товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется исключительно путем проведения аукциона - нарушение ч. 4 ст. 10 Федерального закона N 94-ФЗ.
Заключение дополнительного соглашения к государственному контракту без проведения процедур размещения государственного заказа - нарушение ст. 10, ч. 2 ст. 42, п. 14 ч. 2 ст. 55 Федерального закона N 94-ФЗ.
Оплата услуг юридических лиц (специализированных организаций) по осуществлению ими функций по размещению госзаказов путем проведения торгов в случаях, когда договоры со специализированными организациями заключались без проведения торгов по выбору специализированных организаций - ст. 6 Федерального закона N 94-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор типовых нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, выявленных в результате проведения контрольных мероприятий Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Нижегородской области в 2009 году от 20 января 2010 г.
Текст обзора официально опубликован не был