В соответствии с постановлением Законодательного Собрания области от 28 июня 2012 года N 547-V "О плане мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Нижегородской области, принятых Законодательным Собранием Нижегородской области, на II полугодие 2012 года" Законодательное Собрание области постановляет:
1. Принять к сведению информацию комитета Законодательного Собрания по экономике, промышленности и поддержке предпринимательства о результатах мониторинга правоприменения Закона Нижегородской области от 29 января 2001 года N 165-З "О народных художественных промыслах Нижегородской области" (прилагается).
2. Продолжить взаимодействие с Правительством области, органами местного самоуправления муниципальных образований области, Фондом развития народных художественных промыслов Нижегородской области с целью более полного обеспечения экономических, социальных и иных условий для сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов Нижегородской области.
3. Рекомендовать Правительству области:
1) разработать проект закона области "О внесении изменений в Закон Нижегородской области "О народных художественных промыслах Нижегородской области" и внести его на рассмотрение Законодательного Собрания области во II квартале 2013 года;
2) рассмотреть возможность внесения изменений в нормативные правовые акты Правительства области в части обеспечения жильем молодых мастеров народных художественных промыслов и обеспечения соответствующего финансирования из средств областного бюджета.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Собрания |
Е.В. Лебедев |
Информация
комитета Законодательного Собрания Нижегородской области по экономике, промышленности и поддержке предпринимательства о результатах мониторинга правоприменения Закона Нижегородской области от 29 января 2001 года N 165-З "О народных художественных промыслах Нижегородской области"
I. Краткая характеристика предмета регулирования Закона области, основания проведения мониторинга правоприменения Закона области
Нижегородская область является наиболее значимым и представительным центром традиционного бытования народных художественных промыслов.
Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов признано важной социально-культурной задачей органов государственной власти области и органов местного самоуправления.
Законом Нижегородской области от 29 января 2001 года N 165-З "О народных художественных промыслах Нижегородской области" (далее - Закон области) регулируются основные отношения в сфере народных художественных промыслов на территории области.
Мониторинг Закона области проводился в соответствии с постановлением Законодательного Собрания области от 29 февраля 2012 года N 437-V "О принятии Положения о мониторинге правоприменения нормативных правовых актов Нижегородской области, принятых Законодательным Собранием Нижегородской области, и признании утратившими силу отдельных постановлений Законодательного Собрания области"; планом мониторинга правоприменения нормативных правовых актов области, принятых Законодательным Собранием области, на второе полугодие 2012 года, утвержденным постановлением Законодательного Собрания области от 28 июня 2012 года N 547-V.
В качестве профильного комитета Законодательного Собрания области, ответственного за проведение мониторинга правоприменения Закона области, выступал комитет Законодательного Собрания области по экономике, промышленности и поддержке предпринимательства.
К проведению мониторинга правоприменения Закона области привлекались правовое и информационно-аналитическое управления Законодательного Собрания области, специалисты Правительства области, Фонд развития народных художественных промыслов области, представители органов местного самоуправления, руководители предприятий народных художественных промыслов.
II. Информация по мониторингу правоприменения Закона области
1. Цель мониторинга правоприменения Закона области и предполагаемые результаты
Целью проведения мониторинга правоприменения Закона области является:
выявление соответствия Закона области, регулирующего отношения в сфере народных художественных промыслов, пределам ведения Нижегородской области как субъекта Российской Федерации; компетенции Законодательного Собрания области; федеральному законодательству; законодательству Нижегородской области;
выявление наличия необходимых подзаконных актов, принятых в целях реализации Закона области;
подготовка предложений по внесению изменений в Закон области для дальнейшего развития народных художественных промыслов в современных социально-экономических условиях.
В качестве результата проведения мониторинга правоприменения Закона области можно рассматривать:
принятие закона области, направленного на актуализацию положений Закона области в соответствии с федеральным законодательством;
оценку эффективности действия подзаконных актов, направленных на реализацию Закона области;
подготовку рекомендаций по дальнейшему совершенствованию правоприменения Закона области с целью сохранения и развития народных художественных промыслов.
2. Информация о соответствии Закона области федеральному законодательству
Правовое регулирование отношений в сфере народных художественных промыслов области основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", от 6 января 1999 года N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах", от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Нижегородской области, осуществляется иными нормативными правовыми актами области, принимаемыми в соответствии с настоящим Законом области.
В Закон области в течение срока действия в 2010 и 2011 годах внесен ряд поправок с целью приведения его в соответствие с изменившимся федеральным законодательством, с целью дальнейшего совершенствования регулирования отношений в сфере народных художественных промыслов на территории области.
Поправки коснулись разграничения полномочий органов государственной власти области, органов местного самоуправления применительно к современным социально-экономическим условиям и фактически оказываемым видам поддержки; порядка ведения реестра субъектов народных художественных промыслов; введения новых понятий и уточнения понятий, имеющихся в Законе области.
В ходе мониторинга правоприменения Закона области совместно с Правительством области в целях приведения Закона области в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации и области был разработан проект закона области "О внесении изменений в статью 3 Закона Нижегородской области "О народных художественных промыслах Нижегородской области".
В действующей на то время (октябрь 2012 года) редакции Закона области для организаций, осуществляющих торговую деятельность изделиями народных художественных промыслов, основанием для получения налоговых льгот и государственной поддержки являлась доля реализации изделий народных художественных промыслов не менее 75 процентов. Законопроектом данный показатель был снижен до 50 процентов. Кроме того, в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 6 января 1999 года N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах" уточнена формулировка Закона области в части товаров, подлежащих реализации организациями, осуществляющими торговую деятельность изделиями народных художественных промыслов области и имеющими в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области право на налоговые льготы.
Также законопроект предусматривал исключение из действующей редакции статьи 3 Закона области положения о государственных предприятиях, осуществляющих торговую деятельность изделиями народных художественных промыслов, в связи с отсутствием на территории Нижегородской области таких государственных предприятий.
Необходимость указанных изменений вызвана приватизацией 100 процентов акций ОАО "Художественные промыслы", созданного в 2011 году путем преобразования государственного предприятия, на основании Прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества Нижегородской области на 2012 год, утвержденного постановлением Законодательного Собрания области от 29 сентября 2011 года N 225-V.
Закон был принят Законодательным Собранием 6 декабря 2012 года, подписан Губернатором области 11 декабря 2012 года (Закон области от 11 декабря 2012 года N 157-З).
Комитет считает, что Закон области обусловит дальнейшее развитие отрасли народных художественных промыслов области, что в свою очередь положительно отразится на динамике налоговых поступлений в консолидированный бюджет области.
По состоянию на 31 декабря 2012 года Закон области соответствовал федеральному законодательству.
С 6 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 25 декабря 2012 года N 256-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О народных художественных промыслах".
В этом законе дополнена статья 3, устанавливающая основные понятия, в статье 7 уточнены критерии отнесения изделий к изделиям народных художественных промыслов, дополнена статья 2, устанавливающая правовое регулирование отношений в сфере народных художественных промыслов.
В первом квартале 2013 года планируется подготовить проект закона области о внесении соответствующих изменений.
3. Информация о правоприменении Закона области, наличии необходимых подзаконных актов и эффективности их действия
Закон области создает условия для развития народных художественных промыслов на территории области. Гарантированная государственная поддержка призвана обеспечить сохранение действующих субъектов народных художественных промыслов.
Среди нормативных правовых актов области, разработанных на основании Закона области, следует отметить следующие постановления Правительства области:
постановление от 2 июня 2009 года N 348 "Об утверждении областной целевой программы "Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов Нижегородской области в 2009 - 2011 годах";
постановление от 7 октября 2011 года N 811 "Об утверждении областной целевой программы "Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов Нижегородской области в 2012 - 2014 годах";
постановление от 20 февраля 2009 года N 75 "Об утверждении Положения о предоставлении субъектам народных художественных промыслов субсидий на возмещение части затрат на электрическую энергию, потребленную на промышленно-производственные нужды";
постановление от 11 ноября 2009 года N 819 "Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на возмещение части затрат субъектам народных художественных промыслов на природный газ, потребленный на промышленно-производственные нужды";
постановление от 13 октября 2011 года N 833 "Об утверждении Положения о предоставлении субъектам народных художественных промыслов субсидий на возмещение части произведенных расходов на потребленные сырье и материалы на собственные промышленно-производственные нужды для производства изделий народных художественных промыслов".
Через механизм действия областных целевых программ "Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов Нижегородской области в 2009 - 2011 годах", "Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов Нижегородской области в 2012 - 2014 годах", разработанных и финансируемых на основании Закона области, предоставляются субсидии из областного бюджета, положения о которых утверждены перечисленными выше постановлениями Правительства области. Программы разработаны министерством поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг области в целях повышения эффективности и результативности системы государственной поддержки и обеспечения условий сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов области, как важной части национальной культуры, и в целях создания условий, обеспечивающих развитие народных художественных промыслов как отрасли промышленного производства.
В 2011 году субсидии на возмещение части затрат на электрическую энергию, потребленную на промышленно-производственные нужды, предоставлены 7 субъектам народных художественных промыслов на сумму более 3 884 тыс. рублей. За 9 месяцев 2012 года перечислено возмещение в размере 866 тыс. рублей.
Субсидия по природному газу выплачивается 2 субъектам народных художественных промыслов. В 2011 году - на сумму 614, 1 тыс. рублей, за 9 месяцев 2012 перечислено 410,5 тыс. рублей.
Возмещение осуществлялось до 70 процентов затрат на электрическую энергию и до 75 процентов затрат на природный газ.
С 2012 года выплачивается субсидия на возмещение до 25 процентов затрат на сырье и материалы. За 9 месяцев года выплачено 622,7 тыс. рублей.
Кроме того, в рамках программ выплачены субсидии на возмещение части процентной ставки по кредитам коммерческих банков, полученным на приобретение основных средств, погашение задолженности перед персоналом, пополнение оборотных средств. В 2011 году более 2 млн рублей получили 5 предприятий народных художественных промыслов, за 11 месяцев 2012 года оказана поддержка 3 предприятиям народных художественных промыслов на сумму 837,3 тыс. рублей.
Отрасль народных художественных промыслов области представлена 25 предприятиями, 25 индивидуальными предпринимателями из Вознесенского, Городецкого, Выксунского и Богородского районов, кроме того, производством изделий народных художественных промыслов заняты Кулебакский центр ремесел, Новинский центр ремесел Чкаловского района и Центр гончарного промысла Богородского района.
За 9 месяцев 2012 года общий объем производства предприятий области составил 547,5 млн рублей. Доля продукции народных художественных промыслов в общем объеме производства - 84 процента (460,7 млн рублей).
Среднесписочная численность работников предприятий народных художественных промыслов - 2 010 человек. Средняя заработная плата - 10 240 тыс. рублей.
В результате реализации действующей редакции программы до 2014 года планируется, что количество субъектов народных художественных промыслов сохранится на уровне 25 единиц; субъектами народных художественных промыслов будет реализовано продукции народных художественных промыслов на сумму 697 млн рублей; сохранится высокая доля продукции народных художественных промыслов в общем объеме реализованной продукции - не менее 80 процентов. Ожидается, что к концу 2014 года численность занятых в субъектах народных художественных промыслов не упадет ниже значения 1,9 тыс. человек; налоговые поступления в консолидированный бюджет области составят 70 млн рублей. В случае внесения изменений в действующую редакцию программы указанные показатели могут быть скорректированы с учетом социально-экономической ситуации в отрасли.
Кроме указанной выше финансовой поддержки в соответствии с Законом области осуществляется маркетинговая поддержка (выставки, фестивали, конкурсы), проводятся мероприятия, связанные с присвоением звания "Заслуженный мастер народных художественных промыслов Нижегородской области".
4. Информация о взаимодействии с органами местного самоуправления по правоприменению Закона области
Федеральным законом N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в сфере народных художественных промыслов относятся создание условий для развития местного традиционного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселениях.
В 2010 году приняты рекомендации Законодательного Собрания Нижегородской области в сфере поддержки народных художественных промыслов органам местного самоуправления районов и городов области, в которых установлены места традиционного бытования народных художественных промыслов Нижегородской области:
- предоставлять в соответствии с федеральным законодательством льготы по уплате местных налогов субъектам народных художественных промыслов области, учреждениям среднего и высшего профессионального образования, реализующим образовательные программы подготовки специалистов для субъектов народных художественных промыслов области, организациям, осуществляющим торговую деятельность изделиями народных художественных промыслов области, в объеме отгруженных товаров которых изделия народных художественных промыслов области, по данным федерального статистического наблюдения за предыдущий год, составляют не менее 50 процентов;
- создавать в соответствии с федеральным законодательством муниципальные предприятия, осуществляющие торговую деятельность изделиями народных художественных промыслов области;
- предоставлять на льготных условиях имущество, находящееся в муниципальной собственности, субъектам народных художественных промыслов области, учреждениям среднего и высшего профессионального образования, реализующим образовательные программы подготовки специалистов для субъектов народных художественных промыслов области, организациям, осуществляющим торговую деятельность изделиями народных художественных промыслов области, в объеме отгруженных товаров которых изделия народных художественных промыслов области, по данным федерального статистического наблюдения за предыдущий год, составляют не менее 50 процентов;
- оказывать содействие учреждениям среднего и высшего профессионального образования, реализующим образовательные программы подготовки специалистов для субъектов народных художественных промыслов области, в приобретении сырья и материалов;
- оказывать поддержку молодым специалистам субъектов народных художественных промыслов области, в том числе участвовать в финансировании строительства жилья для данной категории граждан.
В течение 2010 - 2012 годов члены комитета приложили немало усилий по решению вопроса предоставления жилья молодым мастерам народных художественных промыслов.
С участием руководства городского округа Семеновский в 2011 году получили квартиры 4 молодых специалиста ЗАО "Хохломская роспись". Жилье приобретено на вторичном рынке. В сентябре 2012 года жилье получили еще три молодых специалиста.
По информации Правительства области, переданной в комитет в рамках отчета о работе Правительства области в 2011 году, с 2013 года планируется обеспечение жильем молодых специалистов сферы народных художественных промыслов, работающих на предприятиях Варнавинского, Вачского, Павловского и Ковернинского муниципальных районов, Канавинского района города Нижнего Новгорода и городских округов Семеновский и город Шахунья. Для этого планируется внести изменения в областную целевую программу "Обеспечение малоэтажным жильем работников учреждений сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и спорта Нижегородской области на 2012 - 2024 годы с использованием ипотечного кредитования", что позволит администрациям названных районов и городских округов совместно с руководителями предприятий народных художественных промыслов принимать решения по включению молодых специалистов в программу за счет предоставленных квот.
В рамках "Парламентского дня" Законодательного Собрания области в городском округе Семеновский 7 декабря 2012 года обсуждались вопросы сохранения и дальнейшего развития народных художественных промыслов.
В частности, возможность разработки специальной программы сохранения коллекций народных художественных промыслов 19 - 20 веков, хранящихся в местах традиционного бытования промыслов на территории области (Семенов, Городец, Балахна и т.д.); возможность разработки программы предоставления индивидуальных грантов мастерам народных художественных промыслов и создания ресурсных центров с целью внедрения новых материалов и технологий в процесс создания товаров народных художественных промыслов.
В настоящее время ведется совместная работа с Правительством области, органами местного самоуправления муниципальных образований области над решением этих задач.
5. Информация о законодательстве субъектов Российской Федерации в сфере народных художественных промыслов
Анализ законодательства субъектов Российской Федерации показал, что в 66 субъектах Российской Федерации (включая Нижегородскую область) приняты законы, регулирующие правоотношения в сфере народных художественных промыслов. В 38 субъектах Российской Федерации действуют прямые законы, в остальных субъектах Российской Федерации данная норма регулируется статьями законов о культуре и других законов. Следует отметить, что содержание законов субъектов Российской Федерации в данной сфере аналогично Закону Нижегородской области "О народных художественных промыслах".
Предприятия народных художественных промыслов распределены по территории России неравномерно. В 56 субъектах федерации, в которых действуют предприятия, их концентрация также существенно различается. Так, наибольшее количество предприятий располагается в 6 регионах России, на долю которых приходится почти 40 процентов от общего числа предприятий народных художественных промыслов. Это - Республика Дагестан, Нижегородская, Ивановская, Кировская, Московская области и г. Москва. Наибольшее количество предприятий занято в таких видах хозяйственной деятельности, как: производство изделий из керамики, фарфора, стекла (46 предприятий, 21,3 процента), производство текстильной продукции (43 предприятия, 19,9 процента), производство изделий с живописью/росписью (30 предприятий, 13,9 процента).
Государственные субсидии, выделяемые предприятиям, составили на апрель 2012 года 400 млн рублей, что составляет 80 процентов потребностей отрасли.
В 35 субъектах Российской Федерации созданы туристические маршруты с посещением мест традиционного бытования народных художественных промыслов, предприятий и мастер-класса. В Нижегородской области находится 18 мест исторического бытования художественных промыслов.
Среди всех субъектов Российской Федерации можно выделить те, в которых работа по государственной поддержке предприятий народных художественных промыслов отличается наибольшей системностью и объемами. Комплексностью государственной политики в отношении народных художественных промыслов, кроме Нижегородской области, отличаются Республика Дагестан и Кировская область.
В настоящее время в Республике Дагестан более 20 организаций производят изделия народных художественных промыслов, в том числе организации, в общем объеме производства которых изделия народных художественных промыслов составляют более 50 процентов. Здесь трудятся более 1500 человек. Кроме того, более 500 мастеров работают вне организаций - на дому как индивидуальные предприниматели.
В Кировской области сохранились дымковская игрушка, вятское кружево, резьба и роспись по дереву, капокорешковый, бурачный и токарный промыслы, матрешка, инкрустация соломкой, плетение из природных материалов, гончарство, ткачество, производство изделий из льна с вышивкой, художественная ковка и литье.
В настоящее время в сфере народных художественных промыслов Кировской области действует 27 предприятий народных художественных промыслов, 10 из которых зарегистрировали образцы выпускаемых изделий в качестве образцов изделий признанного художественного достоинства в соответствии с федеральным законодательством; более 1400 индивидуальных мастеров сферы народных промыслов и декоративно-прикладного искусства, 29 из которых имеют официальное звание "Мастер народных художественных промыслов Кировской области".
Всего в отрасли народных художественных промыслов Кировской области занято около 2000 человек.
С 2006 года в Кировской области реализуется система государственной поддержки народных художественных промыслов, которая включает в себя различные инструменты, в том числе: меры финансовой поддержки, меры инфраструктурной поддержки, меры информационно-рекламной поддержки, меры, направленные на продвижение продукции вятских производителей за пределы региона.
III. Итоги мониторинга правоприменения Закона области
1. В целях приведения Закона области в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации и области принят Закон области от 11 декабря 2012 года N 157-З "О внесении изменений в статью 3 Закона Нижегородской области "О народных художественных промыслах Нижегородской области".
2. В рамках проведения "Парламентского дня" Законодательного Собрания области в городском округе Семеновский приняты рекомендации по сохранению и дальнейшему развитию народных художественных промыслов.
3. Рассмотрено правоприменение Закона области в части оказания мер государственной поддержки субъектам народных художественных промыслов, отмечено наличие необходимых подзаконных актов.
4. Комитет принял решение:
1). В соответствии с изменениями федерального законодательства и сложившейся социально-экономической ситуацией в области, практикой применения Закона области предложить Законодательному Собранию области рекомендовать Правительству области подготовить проект закона области "О внесении изменений в Закон Нижегородской области "О народных художественных промыслах Нижегородской области".
2). С целью более полного обеспечения экономических, социальных и иных условий для сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов области продолжить взаимодействие с Правительством области, органами местного самоуправления, Фондом развития народных художественных промыслов Нижегородской области по работе с рекомендациями "Парламентского дня" в городском округе Семеновский.
3). Осуществлять в пределах своих полномочий контроль за внесением изменений в областную целевую программу "Обеспечение малоэтажным жильем работников учреждений сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и спорта Нижегородской области на 2012 - 2024 годы с использованием ипотечного кредитования" в части обеспечения жильем молодых мастеров народных художественных промыслов и обеспечения соответствующего финансирования из средств областного бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 28 марта 2013 г. N 845-V "О результатах мониторинга правоприменения Закона Нижегородской области "О народных художественных промыслах Нижегородской области"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления официально опубликован не был