Определение Нижегородского областного суда
от 3 августа 2010 г. N 33-6755
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе
председательствующего: Погорелко О.В.
и судей: Крашенинниковой М.В., Таниной Н.А.
при секретаре Соловьевой А.Я.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Погорелко О.В. с участием Вольнова В.В. дело по кассационной жалобе Вольнова В.В. на решение Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 24 мая 2010 года по иску Вольнова В.В. к ГУ УПФ РФ в Советском районе г. Н.Новгорода о включении периодов работы в районах Крайнего Севера в трудовой стаж для перерасчета пенсии, установила:
Вольнов В.В. обратился в суд с данным иском, в обоснование которого указал, что 05.09.1995 г. ему была назначена досрочная трудовая пенсия по старости (за работу во вредных условиях согласно Списку N 1). На дату назначения пенсии его трудовой стаж составлял 42 года 11 месяцев и 4 дня, в том числе по Списку N 1 - 4 года 11 месяцев 11 дней, работа на Крайнем Севере 13 лет 2 месяца 7 дней, служба в армии 6 лет 4 месяца 2 дня. Поскольку не было выписки из приказа командира воинской части, в его трудовой стаж работы на Крайнем Север не был включен период службы в армии, однако после предоставления указанной справки, в период работы на Крайнем Севере был включен стаж службы в армии. В связи с тем, что стаж работы на Крайнем Севере стал составляет 16 лет 9 месяцев и 5 дней, ему стали выплачивать пенсию по старости за работу в районах Крайнего Севера. Данная пенсия ему выплачивалась в течение 11 лет, затем вновь стали выплачивать пенсию по старости за работу в соответствии со Списком N 1, указав, что в отношении истца был ошибочно применен повышающий коэффициент 1.9 вместе 1.2. Считая данные действия ответчика неправомерными, истец неоднократно обращался в учреждения Пенсионного Фонда РФ, однако положительно его вопрос решен не был, в связи с чем он вынужден обратиться в суд и просит обязать ответчика восстановить допущенное в отношении его нарушение права, включении периодов службы в армии в стаж работы в районах КС и перерасчете назначенной ему пенсии.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал.
ГУ УПФ РФ в Советском районе г. Н.Новгорода в судебное заседание не явилось, о месте и времени судебного разбирательства извещено.
Решением суда от 24 мая 2010 года в удовлетворении исковых требований Вольнова В.В. отказано.
В кассационной жалобе Вольнова В.В. поставлен вопрос об отмене судебного решения как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушениями норм материального права.
Согласно ст. 347 ГПК РФ, суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав истца, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку оно постановлено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, установил характер спорных правоотношений, к которым применил соответствующие нормы действующего законодательства.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению в связи со следующим.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
С 1 января 2002 года введен в действие Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. В соответствии со статьей 31 данного Федерального закона с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей (п. 2).
Для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", его статьей 30 предусмотрен порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал (п.1). При этом пунктом 4 данной статьи установлено, что в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, и перечисляются включаемые в нее периоды.
До вступления в силу ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" виды трудовой деятельности и иной общественно полезной деятельности, включаемые в общий трудовой стаж, определялись Законом РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
А именно, ст. 90 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" предусматривала, что служба в составе Вооруженных Сил Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формирований, Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил бывшего СССР... включаются в общий трудовой стаж.
Согласно ст. 88 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", с учетом общего трудового стажа, то есть суммарной продолжительности трудовой и иной общественно полезной деятельности, указанной в настоящем разделе Закона, устанавливается пенсия по старости, а в соответствующих случаях пенсия по инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца.
С учетом специального трудового стажа, то есть суммарной продолжительности определенной трудовой деятельности (службы), устанавливается пенсия по старости в связи с особыми условиями труда (статья 12 Закона), работой на Крайнем Севере (статья 14 Закона), а также пенсия за выслугу лет (раздел V Закона).
На основании ст. 14 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", пенсия в связи с работой на Крайнем Севере устанавливалась: мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего севера, и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 10 Закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется правило, установленное частью второй настоящей статьи.
К работе на Крайнем Севере приравнивается трудовая деятельность, указанная в статье 12 Закона.
Статья 12 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" предусматривала категории лиц, которым пенсия назначалась в связи с особыми условиями труда, в том числе, мужчинам - по достижении 50 лет и женщинам - по достижении 45 лет, если они соответственно трудились не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и их общий трудовой стаж не менее 20 и 15 лет.
Гражданам, имеющим не менее половины стажа на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 10 Закона, на один год за каждый полный год такой работы мужчинам и женщинам (п. "а").
В силу ст. 94 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и ст. 28 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", при подсчете трудового стажа для назначения пенсии на общих, льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчислялся в полуторном размере.
Таким образом, ранее действовавшее законодательство, в соответствии с которым истцу была назначена трудовая пенсия по старости в связи с особыми условиями труда (статья 12 Закона) и работой на Крайнем Севере, не предусматривало включения в специальный трудовой стаж службы в вооруженных силах.
Действующее в настоящее время законодательство также не предусматривает включение периода прохождения военной службы в специальный трудовой стаж (ст. 28, 28.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
При переходе на новый порядок исчисления пенсии в отношении лиц, работавших на Крайнем Севере, законодатель предусмотрел дополнительный компенсационный механизм.
Так, пунктом 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, было подтверждено установленное Федеральным законом от 8 августа 2001 года "О внесении дополнений в статью 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" более высокое, чем для других граждан, соотношение среднемесячного заработка застрахованного лица и среднемесячной заработной платы в Российской Федерации, учитываемое при оценке пенсионных прав. Кроме того, для указанной категории граждан Федеральным законом от 29 ноября 2003 года "Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" предусмотрено применение к размеру базовой части трудовой пенсии районного коэффициента к заработной плате, установленного для соответствующей местности.
Из материалов дела видно и не оспаривается сторонами, что Вольнову В.В., 1942 г.р., назначена трудовая пенсия по старости с 05.09.1995 г. за работу во вредных условиях труда по Списку N 1 в соответствии с п. "а" ст. 12 Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ" от 20.11.1990 г. N 340-1 с уменьшением возраста в 53 года л.д. 56, 58, 62).
На момент назначения пенсии по Списку N 1 в трудовой стаж Вольнова В.В. входили, в том числе, периоды работы по Списку N 1 - 4 года 11 месяцев 11 дней, работа на Крайнем Севере - 13 лет 2 месяца 7 дней, служба в армии - 6 лет 4 месяца 2 дня л.д. 59).
Как следует из представленных документов, для определения права на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда стаж, выработанный на Крайнем Севере, учитывался в полуторном размере в соответствии со ст. 94 Закона от 20.11.1990 г. N 340-1. Следовательно, 4 года 11 месяцев 11 дней в РКС по Списку N 1 составляет в 1,5-м исчислении 7 лет 4 месяца, право на пенсию определено по п. "а" ст. 12 Закона от 20.11.1990 г. N 340-1 в 53 года, стаж взят в льготном исчислении.
В августе 1996 года в специальный стаж работы Вольнова В.В. в РКС ошибочно был зачтен период прохождения сверхсрочной службы в армии л.д. 59, 60), в связи с чем, был сменен вид пенсии с пенсии по Списку N 1 на пенсию в связи работой на Крайнем Севере л.д. 56, 64).
Как следствие, на основании ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с 01.01.2002 г. Вольнову В. В. ошибочно был применен повышенный коэффициент к заработной плате (вместо положенного 1,2 был применен 1,9), в связи с ошибками пенсионного фонда в период с 01.01.2002 г. по 29.02.2008 г. переплата пенсии Вольнову В.В. составила 98 906,89 руб. л.д. 64).
Сторонами не оспаривается, что указанная переплата с Вольнова В.В. не удерживается.
На 01.01.2002 г. пенсия истца при стаже работы 39 лет 1 месяц 22 дня, в том числе: служба в армии 6 лет 4 месяца 2 дня, работа в РКС - 13 лет 2 месяца 10 дней и работа по Списку N 1 - 4 года 11 месяцев 11 дней, рассчитанном для оценки пенсионных прав в календарном порядке (согласно п. 4 ст. 30 Федерального Закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ) и составляла 1 383 руб. 59 коп., в том числе базовая часть - 450 руб., страховая часть - 933.59 руб.
С учетом всех индексаций и перерасчетов страховой части по заявлениям Вольнова В.В. (от 20.02.2003 г., 29.04.2004 г., 23.11.2006 г., 01.08.2009 г, 01.12.2009 г., 01.01.2010 г.) по состоянию на 01.01.2010 г. его пенсия составляет 7 951 руб. 30 коп., в том числе: базовая часть - 2 562,00 руб. страховая часть - 5 389,30 руб., сумма валоризации - 1 304,96 руб.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции привел аргументированное суждение о том, что поскольку в силу закона период службы в армии на Крайнем Севере не может быть зачтен в специальный трудовой стаж как стаж работы на Крайнем Севере, произведенный в 1996 году перерасчет пенсии Вольнова В.В. не соответствовал закону, а выплачиваемое истцу в настоящее время пенсионное обеспечение полностью соответствует требованиям действующего пенсионного законодательства.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции при разрешении спора тщательным образом были исследованы доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений. Выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах. Оснований сомневаться в объективности оценки и исследования доказательств не имеется.
Доводы кассационной жалобы Вольнова В.В. подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании подлежащих применению норм материального права, а также как противоречащие позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан", согласно которой регулирование, закрепленное в пункте 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не противоречит Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьям 18, 54 (часть 1), 55 (части 1 и 3) и 57, и не может рассматриваться как нарушающее, отменяющее или умаляющее права и свободы человека и гражданина в сфере пенсионного обеспечения.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в кассационной жалобе не содержится.
Нормы материального и процессуального права применены судом правильно, поэтому предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований к отмене решения в кассационном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 24 мая 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Нижегородского областного суда от 3 августа 2010 г. N 33-6755
Текст определения официально опубликован не был