Решение Нижегородского областного суда
от 7 декабря 2011 г. N 3-176/11
"07" декабря 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Самарцевой В.В.
при секретаре судебного заседания А.
при участии заместителя начальника отдела прокуратуры Нижегородской области Королевой Г.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Нижегородской области о признании недействующим п. 6 ч. 1 ст. 2 Закона Нижегородской области от 05.06.2009 года N 71-З "Об исключительных случаях заготовки лесных ресурсов на основании договора купли-продажи лесных насаждений" (в редакции закона Нижегородской области от 01.09.2011 N 117-З), установила:
Прокурор Нижегородской области обратился в Нижегородский областной суд с заявлением о признании недействующим п. 6 ч. 1 ст. 2 Закона Нижегородской области от 05.06.2009 года N 71-З "Об исключительных случаях заготовки лесных ресурсов на основании договора купли-продажи лесных насаждений" (в редакции Закона Нижегородской области от 01.09.2011 N 117-З).
В обосновании заявления прокурор Нижегородской области (далее по тексту - Прокурор) указал, что Законодательным Собранием Нижегородской области (далее по тексту - Законодательное Собрание области) принят Закон Нижегородской области от 01.09.2011 N 117-3 "О внесении изменений в статью 2 Закона Нижегородской области "Об исключительных случаях заготовки лесных ресурсов на основании договора купли-продажи лесных насаждений" (далее - Закон N 71-З), которым положения части 1 статьи 2 Закона Нижегородской области от 05.06.2009 N 71-З "Об исключительных случаях заготовки лесных ресурсов на основании договора купли-продажи лесных насаждений" дополнены пунктами 5 и 6, определяющими исключительные случаи заготовки лесных ресурсов на основании договора купли-продажи лесных насаждений.
Пунктом 6 ч. 1 ст. 2 Закона N 71-З к исключительным случаям заготовки лесных ресурсов на основании договора купли-продажи лесных насаждений отнесено проведение рубки спелых, перестойных лесных насаждений на лесных участках, не предоставленных в аренду, постоянное (бессрочное) пользование в защитных лесах в целях сохранения их средообразующих, водоохранных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций, за исключением случаев установленных Лесным кодексом РФ.
Однако, положения данной нормы не соответствуют федеральному законодательству, поскольку Законодательное Собрание области превысило свои полномочия, установленные пунктом 60 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", приняв решение по вопросу уже урегулированному федеральным законодательством: соответствующими статьями Лесного кодекса РФ и иными нормативными правовыми актами, такими как Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 16.07.2007 N 185 и Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 16.07.2007 N 184.
Прокурор, принимающий участие в рассмотрении дела в судебном заседании, Королева Г.А. полностью поддержала доводы заявления Прокурора и просила удовлетворить заявление.
Представитель Законодательного Собрания области по доверенности К.О.Н. с доводами заявления Прокурора не согласна и просила суд отказать Прокурору в удовлетворении заявления.
В обосновании своих возражений представитель Законодательного Собрания области привела доводы о том, что Законодательное Собрание области не превысило своих полномочий по спорному вопросу, поскольку положениями п. 8.2 ст. 29 Лесного кодекса РФ субъектам Российской Федерации предоставлено право субъектам Российской Федерации самим определять исключительные случаи заготовки лесных ресурсов на основании договора купли-продажи лесных насаждений.
Кроме того, в оспариваемом пункте Закона N 71-З имеется оговорка о том, что речь идет о тех случаях заготовки лесных ресурсов на основании договора купли-продажи лесных насаждений на лесных участках, не предоставленных в аренду, постоянное (бессрочное) пользование в защитных лесах, которые не указаны в Лесном кодексе РФ.
Вопрос о производстве рубок спелых, перестойных лесных насаждений на лесных участках, не предоставленных в аренду, постоянное (бессрочное) пользование в защитных лесах в целях сохранения их средообразующих, водоохранных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций не отрегулирован федеральным законодательством, поэтому многие субъекты Российской Федерации принимают самостоятельные нормативные правовые акты для их урегулирования.
Представитель Правительства Нижегородской области по доверенности С.М.В., которая заслушана судебной коллегией в качестве специалиста, также не согласилась с доводами заявления Прокурора по мотивам, приведенным представителем Законодательного Собрания области.
Допрошенные судебной коллегией в качестве специалистов представители Департамента лесного хозяйства Нижегородской области С.С.В. и С.С., пояснили, что, по их мнению, заявление Прокурора является необоснованным, так как вопрос о рубке насаждений в защитных лесах, не переданных по договору аренды, федеральным законодательством не урегулирован. Однако рубка перестойных и спелых насаждений в таких лесах представляет особую сложность и особую важность, поскольку эти насаждения - зрелые и перестойные деревья в защитных лесах представляют собой опасность при возникновении чрезвычайных ситуаций, пожаров и создают угрозу для граждан в случае падения этих деревьев. Поводом к внесению оспариваемого пункта в Закон области N 71-З послужили обращения граждан.
По мнению специалистов - представителей Департамента лесного хозяйства Нижегородской области Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 16.07.2007 N 185 и Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 16.07.2007 N 184 являются процессуальными документами, не определяющими правовые основания для рубок деревьев, указанных в оспариваемом пункте Закона области.
Проверив материалы дела, обсудив доводы заявления Прокурора, заслушав участвующих по делу лиц: представителя Законодательного Собрания области - К.О.Н., заслушав специалистов: представителя Правительства Нижегородской области С.М.В. и представителей Департамента лесного хозяйства Нижегородской области С.С.В. и С.С., заслушав заключение прокурора Королевой Г.А., судебная коллегия находит заявление прокурора Нижегородской области о признании недействующим п. 6 ч. 1 ст. 2 Закона Нижегородской области от 05.06.2009 года N 71-З "Об исключительных случаях заготовки лесных ресурсов на основании договора купли-продажи лесных насаждений" (в редакции Закона Нижегородской области от 01.09.2011 N 117-З), подлежащим удовлетворению по следующим мотивам и основаниям.
В соответствии с частью 1 ст. 251 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с положениями п. 2 ч. 1 ст. 26 ГПК РФ, верховный суд республики, краевой, областной суд рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.
Закон Нижегородской области от 05.06.2009 N 71-З "Об исключительных случаях заготовки лесных ресурсов на основании договора купли-продажи лесных насаждений" (в редакции Закона Нижегородской области от 01.09.2011 N 117-З) является нормативным правовым актом, принятым представительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - Законодательным Собранием Нижегородской области в соответствии с Уставом Нижегородской области и Законом Нижегородской области от 10 февраля 2005 года N 8-З "О нормативных правовых актах в Нижегородской области".
В средствах массовой информации Закон Нижегородской области от 05.06.2009 N 71-З "Об исключительных случаях заготовки лесных ресурсов на основании договора купли-продажи лесных насаждений" (в редакции закона Нижегородской области от 01.09.2011 N 117-З) официально опубликован в изданиях: "Нижегородские новости" приложении "Правовая среда", N 102(1367) 10.09.2011, N 164(4776)10.09.2011.
При таких обстоятельствах оспариваемые положения Закона области N 71-З подлежат рассмотрению на предмет соответствия их федеральному законодательству Нижегородским областным судом в качестве суда первой инстанции.
Пункт 6 части 1 статьи 2 Закона Нижегородской области от 05.06.2009 N 71-З "Об исключительных случаях заготовки лесных ресурсов на основании договора купли-продажи лесных насаждений" (в редакции Закона Нижегородской области от 01.09.2011 N 117-З) гласит, что исключительными случаями осуществления заготовки древесины для обеспечения государственных или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений на территории Нижегородской области признается заготовка древесины при проведении рубки спелых, перестойных лесных насаждений на лесных участках, не переданных в аренду, постоянное (бессрочное) пользование в защитных лесах, в целях сохранения их средообразующих, водоохранных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций, за исключением случаев, установленных Лесным кодексом Российской Федерации.
Прокурор полагает, что при принятии данного пункта Закона области N 71-З Законодательное Собрание области превысило свои полномочия.
Судебная коллегия находит, что доводы Прокурора обоснованны и убедительны.
В соответствии с пунктами "д" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся природопользование, охрана окружающей среды, лесное законодательство.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч.ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
На уровне Российской Федерации правовое регулирование лесных отношений осуществляется Конституцией Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно п.п. 60 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям субъектов РФ относится утверждение порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд, нормативно-правового регулирование отдельных вопросов в области лесных отношений, осуществление полномочий собственников лесных насаждений в пределах установленных лесным законодательством.
Согласно ч. 5 ст. 2 Лесного кодекса РФ на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения, в пределах своих полномочий.
Положениями ст. 8 Лесного кодекса РФ определено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Часть 1 статьи 10 Лесного кодекса РФ устанавливает, что леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.
Третьей частью этой же статьи предписано, что особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 102 - 109 настоящего Кодекса.
Положениями ст. 20 Лесного кодекса РФ установлены основания приобретения права собственности на древесину гражданами и юридическими лицами при использовании лесов.
Частью 5 ст. 21 Лесного кодекса РФ определено, что в целях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
Положения ч. 5.1 ст. 21 Лесного кодекса РФ предписывают, что в защитных лесах предусмотренные частью 5 настоящей статьи, в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ, выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан допускаются в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для целей, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса РФ заготовка древесины является одним из видов использования лесов.
В соответствии с ч. 2 ст. 25 Лесного кодекса РФ леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных ч. 1 настоящей статьи, если иное не установлено настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Заготовка древесины, как следует из положений п. 8 статьи 29 Лесного кодекса РФ, представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой зеленых насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением, вывозом из леса древесины. Граждане и юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договора аренды лесных участков, в случае заготовки древесины без предоставления лесного участка.
Пункт 8.1 ст. 29 Лесного кодекса РФ устанавливает, что в случае, если федеральными законами допускается осуществление заготовки древесины федеральными государственными учреждениями, лесные участки, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться этим учреждениям для указанной цели в постоянное (бессрочное) пользование.
Частью 8.2 ст. 29 Лесного кодекса РФ за представительными органами государственной власти субъектов РФ закреплены полномочия по определению исключительных случаев заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
Положениями ст. 75 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной и муниципальной собственности. К договору купли-продажи лесных насаждений применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом РФ.
Частью 5 ст. 75 Лесного кодекса РФ определено, что порядок подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и форма примерного договора купли-продажи лесных насаждений утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Статьей 102 Лесного кодекса определены леса, относящиеся к категории защитных лесов исходя из особенностей их правового регулирования.
Согласно положениям части 1 ст. 102 Лесного кодекса РФ к защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 Лесного кодекса РФ.
Частью 4 ст. 12 Лесного кодекса РФ установлено, что защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
В силу ч. 5 ст. 102 Лесного кодекса РФ в защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
Согласно частям 1 и 2 ст. 105 Лесного кодекса РФ проведение сплошных рубок лесных насаждений в данной категории защитных лесов запрещено, за исключением определенных Лесным кодексом РФ случаев. Выборочные рубки лесных насаждений в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, проводятся в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Положениями ч. 1 ст. 16 Лесного кодекса РФ установлено, что рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) являются процессы их спиливания, срубания, срезания.
Частью 2 этой нормы определено, что для заготовки древесины, если иное не установлено Лесным кодексом РФ, допускается осуществление рубок:
1) спелых, перестойных лесных насаждений;
2) средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, уходе за лесами;
3) лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, предусмотренных статьями 13, 14 и 21 настоящего Кодекса.
Третья часть этой же статьи Лесного кодекса РФ предписывает, что порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Статьей 17 Лесного кодекса РФ определены понятия выборочных и сплошных рубок лесных насаждений.
Так согласно ч. 1 этой статьи, рубки лесных насаждений осуществляются в форме выборочных рубок или сплошных рубок.
Часть 2 статьи 17 Лесного кодекса РФ определяет, что выборочными рубками являются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубается часть деревьев и кустарников.
Сплошными рубками, согласно ч. 3 этой же статьи, признаются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубаются лесные насаждения с сохранением для воспроизводства лесов отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников.
Четвертая часть ст. 17 Лесного кодекса РФ предписывает, что в защитных лесах сплошные рубки осуществляются в случаях, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 Лесного кодекса РФ, и в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций.
Согласно ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Частью 2 ст. 51 Лесного кодекса РФ определено, что охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Пунктом 7 второй части ст. 53.1 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий.
Частями 1, 2, 3 ст. 53.6 Лесного кодекса РФ установлено, что мероприятиями по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, являются аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении такой чрезвычайной ситуации (ч. 1).
Классификация чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, порядок введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 2).
При проведении указанных в части 1 настоящей статьи мероприятий на лесных участках, расположенных в границах территории, признанной зоной чрезвычайной ситуации, допускается осуществление выборочных рубок и сплошных рубок лесных насаждений без предоставления лесных участков, в том числе в целях создания противопожарных разрывов. Решение об осуществлении таких рубок принимают органы государственной власти или органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса (ч. 3).
Положения ст. 55 Лесного кодекса РФ предписано, что в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются:
1) лесозащитное районирование (определение зон слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы);
2) лесопатологические обследования и лесопатологический мониторинг;
3) авиационные работы и наземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов;
4) санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия);
Статьей 64 Лесного кодекса РФ определено понятие ухода за лесами. Правила ухода за лесами устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Кроме Лесного кодекса РФ в соответствии с положениями ч. 3 ст. 16 Лесного кодекса РФ вопросы заготовки древесины регламентированы Правилами заготовки древесины, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 184.
Согласно п. 1 указанных Правил заготовки древесины настоящие Правила заготовки древесины разработаны в соответствии со статьей 29 Лесного кодекса Российской Федерации и устанавливают требования к заготовке древесины во всех лесных районах Российской Федерации.
Пунктом 2 Правил заготовки древесины определено, что заготовка древесины осуществляется гражданами и юридическими лицами на основании договоров аренды в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду.
Заготовка древесины без предоставления лесного участка осуществляется гражданами и юридическими лицами на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка).
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 года N 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах.
Пунктом 1 Правил санитарной безопасности в лесах определено, что настоящие Правила устанавливают единые порядок и условия организации защиты лесов от вредных организмов, а также от негативных воздействий на леса и санитарные требования к использованию лесов, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах.
Правила санитарной безопасности в лесах для каждого лесного района устанавливаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
Пунктами 28 - 32 Правил санитарной безопасности в лесах установлено, что санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений осуществляется путем проведения выборочных или сплошных санитарных рубок.
При выявлении лесов, требующих проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, которые не предусмотрены лесохозяйственным регламентом лесничества или лесопарка, а также проектом освоения лесов, указанные мероприятия планируются на основании материалов лесопатологического обследования.
По результатам лесопатологического обследования осуществляется корректировка лесохозяйственного регламента лесничества или лесопарка и проекта освоения лесов.
Санитарно-оздоровительные мероприятия проводятся с учетом требований правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных в установленном лесным законодательством порядке.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 185 были утверждены Правила ухода за лесами.
Пунктом 1 указанных Правил ухода за лесами установлено, что настоящие Правила ухода за лесами разработаны в соответствии со статьей 64 Лесного кодекса Российской Федерации и устанавливают порядок осуществления мероприятий по уходу за лесами во всех лесных районах Российской Федерации.
Пунктами 2 - 4 Правил ухода за лесами предписано, что уход за лесами осуществляется в целях повышения продуктивности лесов и сохранения их полезных функций путем вырубки части деревьев и кустарников, проведения агролесомелиоративных и иных мероприятий.
Уход за лесами осуществляется в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов.
Уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов, или органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 8 Правил ухода за лесами, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 16.07.2007 N 185, в защитных лесах мероприятия по уходу за лесами направлены на достижение целей сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов.
Правилами определен исчерпывающий перечень мероприятий по уходу за лесом, в том числе допустимые виды рубок ухода за лесами.
Пункт 9 Правил ухода за лесами установил, что целями рубок ухода за лесом являются:
улучшение породного состава лесных насаждений;
повышение качества и устойчивости лесных насаждений;
сохранение и усиление защитных, водоохранных, санитарно-гигиенических и других полезных свойств леса;
сокращение сроков выращивания технически спелой древесины;
рациональное использование ресурсов древесины.
Пунктом 10 Правил ухода за лесами, обновления, проводимые в приспевающих, спелых и перестойных насаждениях для создания благоприятных условий для роста молодых перспективных деревьев, имеющихся в насаждении, отнесены к одному из видов рубок, осуществляемых в зависимости от возраста лесных насаждений и целей ухода.
Сопоставив и проанализировав приведенные выше нормы Лесного кодекса РФ, исходя из их системного толкования, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Лесной кодекс РФ, установив, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, регулирует вопросы собственности на леса, определяет понятие защитных лесов, порядок отнесения лесов к защитным, виды использования и порядок использования защитных лесов, регламентирует случаи и виды проведения рубок лесных насаждений в защитных лесах для осуществления заготовки древесины в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи спелых, перестойных лесных насаждений на лесных участках, не делая исключения для лесных насаждений, не переданных в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, устанавливает порядок приобретения права собственности на древесину, добытую в защитных лесах. Кроме того, Лесным кодексом РФ предусмотрены Правила: правила ухода за лесом, правила рубки, правила санитарного ухода за лесом и мероприятия по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров.
Правилами ухода за лесами, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами заготовки древесины, правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Приказами Министерства природных ресурсов РФ, определены цели, условия, основания, виды и правила рубки лесных насаждений. Указанные правила не содержат исключений для применения их положений в отношении спелых и перестойных насаждений в защитных лесах, независимо от того, переданы они в аренду или постоянное (бессрочное) пользование.
Кроме того, сопоставив положения ч. 8.2 ст. 29 Лесного кодекса и положения статей 81 и 82 Лесного кодекса РФ, можно сделать вывод о том, что субъект Российской Федерации, исходя из своих полномочий, перечисленных в статье 82 Лесного кодекса РФ, вправе установить исключительные случаи, заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи только в тех случаях, когда эти случаи не определены полномочиями Российской Федерации, указанными в статье 81 Лесного кодекса РФ, или когда государственное правовое регулирование этих вопросов не установлено уполномоченным федеральным органом.
Полномочия субъекта Российской Федерации в области лесного законодательства перечислены в ст. 82 Лесного кодекса РФ и фактически к ним отнесены полномочия, касающиеся лесов, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации.
Так согласно положениям ст. 82 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, например, относятся: владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; отнесение лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 настоящего Кодекса), выделение особо защитных участков лесов и установление их границ.
Довод представителя Законодательного Собрания области о том, что в силу ч. 8.2 ст. 29 Лесного кодекса РФ субъект Российской Федерации вправе отнести к исключительным случаям заготовки древесины для государственных и муниципальных нужд определенной категории лесов - в защитных лесах, не переданных в аренду или постоянное пользование, по мнению судебной коллегия, является ошибочным.
В случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, то есть не переданных в аренду или пользование, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
При размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины. В этих целях заключается договор, в котором содержатся элементы государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений.
На основании п. 5 Положения об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 418 (с последующими изменениями) размещение заказа осуществляется одновременно с продажей лесных насаждений для заготовки древесины.
Таким образом, вопрос осуществления мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, то есть не переданных в аренду или пользование, когда это не возложено на лиц, использующих леса, также регламентирован федеральным законодателем.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что случаи осуществления заготовки древесины для обеспечения государственных или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе и на территории Нижегородской области, как и случаи заготовки древесины при проведении рубки спелых, перестойных лесных насаждений на лесных участках, не переданных в аренду, постоянное (бессрочное) пользование в защитных лесах, в целях сохранения их средообразующих, водоохранных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций урегулированы федеральным законодательством и в соответствии с положениями ст. 81 Лесного кодекса РФ и отнесены к полномочиям федеральных органов государственной власти.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с доводом Прокурора о том, что пункт 6 части 1 статьи 2 Закона Нижегородской области от 05.06.2009 N 71-З "Об исключительных случаях заготовки лесных ресурсов на основании договора купли-продажи лесных насаждений" (в редакции закона Нижегородской области от 01.09.2011 N 117-З) противоречит федеральному законодательству включая слова: "за исключением случаев, установленных Лесным кодексом Российской Федерации", поскольку случаи заготовки древесины при проведении рубки спелых, перестойных лесных насаждений на лесных участках, не переданных в аренду, постоянное (бессрочное) пользование в защитных лесах, в целях сохранения их средообразующих, водоохранных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций, как это было указано выше в решении, урегулированы федеральным законодательством, и в соответствии с положениями ст. 81 Лесного кодекса РФ отнесены к полномочиям федеральных органов государственной власти. Субъект Российской Федерации не наделен полномочиями внесения изменений в федеральное законодательство.
Такое суждение судебной коллегии основано на положениях частей 5 и 6 ст. 76 Конституции Российской Федерации и на положениях п.п. 60 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Учитывая изложенное судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемый пункт 6 части 1 статьи 2 Закона Нижегородской области от 05.06.2009 N 71-3 "Об исключительных случаях заготовки лесных ресурсов на основании договора купли-продажи лесных насаждений" (в редакции Закона Нижегородской области от 01.09.2011 N 117-З) принят Законодательным Собранием области с превышением полномочий, переданных субъекту Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пунктах 17 и 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2009 года N 48 (в ред. от 10.06.2010 года) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", судебная коллегия принимала во внимание, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности:
полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;
форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;
предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта (п. 17).
При проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшими нормативный правовой акт, необходимо выяснять, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения. При этом следует иметь в виду, что законодатель субъекта Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов вправе самостоятельно осуществлять правовое регулирование при отсутствии соответствующего регулирования на федеральном уровне.
В указанных случаях суду необходимо проверять, принят ли оспариваемый акт или его часть в пределах усмотрения субъекта Российской Федерации, предоставленного ему при решении вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. 18).
Оспариваемый пункт 6 части 1 статьи 2 Закона Нижегородской области от 05.06.2009 N 71-З "Об исключительных случаях заготовки лесных ресурсов на основании договора купли-продажи лесных насаждений" (в редакции Закона Нижегородской области от 01.09.2011 N 117-З) принят в пределах усмотрения субъекта Российской Федерации, однако с нарушением, то есть с превышением полномочий и пределов органа на издание нормативных правовых актов по данному вопросу.
Поэтому судебная коллегия находит заявление Прокурора обоснованным, убедительным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Доводы возражений представителя Законодательного Собрания Нижегородской области К.О.Н. судебная коллегия находит необоснованными по мотивам, изложенным выше в настоящем решении.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный акт действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного времени.
Оспариваемые положения пункта 6 части 1 статьи 2 Закона Нижегородской области от 05.06.2009 N 71-3 "Об исключительных случаях заготовки лесных ресурсов на основании договора купли-продажи лесных насаждений" (в редакции Закона Нижегородской области от 01.09.2011 N 117-З) вступили в противоречие с нормами Лесного кодекса РФ со дня его принятия, то есть с 01.09.2011 года.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 48 от 29 ноября 2007 года "О практике рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вступили в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу.
Судебная коллегия полагает, что оспариваемая норма Закона области N 71-З применялась и на основании применения этой нормы были реализованы права граждан, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления Нижегородской области.
Поэтому норму, признанную судебной коллегией противоречащей федеральному законодательству, следует признать недействующей с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 253 ГПК РФ решение суда или сообщение о решении суда подлежит опубликованию в печатном издании, в котором был опубликован нормативный правовой акт. Поэтому судебная коллегия считает необходимым возложить на Законодательное Собрание Нижегородской области обязанность по опубликованию сведений о настоящем решении в средстве массовой информации - в газете "Нижегородские новости", в которой был опубликован оспариваемый нормативный правовой акт.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, судебная коллегия, решила:
Заявление прокурора Нижегородской области о признании недействующим п. 6 ч. 1 ст. 2 закона Нижегородской области от 05.06.2009 года N 71-З "Об исключительных случаях заготовки лесных ресурсов на основании договора купли-продажи лесных насаждений" (в редакции закона Нижегородской области от 01.09.2011 N 117-З) - удовлетворить.
Признать недействующим п. 6 ч. 1 ст. 2 закона Нижегородской области от 05.06.2009 года N 71-З "Об исключительных случаях заготовки лесных ресурсов на основании договора купли-продажи лесных насаждений" (в редакции закона Нижегородской области от 01.09.2011 N 117-З) со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Обязать Законодательное Собрание Нижегородской области опубликовать сведения о настоящем решении в газете "Нижегородские новости" после вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня вынесения настоящего решения в окончательной форме через Нижегородский областной суд.
Председательствующий |
В.В. Самарцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.