Справка
По результатам обобщения практики применения положений законодательства РФ и Нижегородской области федеральными судами г. Н.Новгорода и Нижегородской области в 2011 - 2012 гг. при разрешении споров, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью.
Обобщение проведено по делам, которые были рассмотрены районными судами г. Н.Новгорода и районными и городскими судами Нижегородской области в 2011 и 2012 годах.
Установлено, что судьи при рассмотрении дел данной категории в основном правильно устанавливали обстоятельства, имеющие значение для разрешения заявленных требований, применяли нормы процессуального и материального права, принимали законные и обоснованные решения.
Нормативные акты, которые должны применяться судами при рассмотрении дел указанной категории
- Конституция РФ (ст.ст. 38, 40),
- ЖК РФ,
- ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года,
- Семейный кодекс РФ,
- ГК РФ (статьи 31 - 36),
- Закон Нижегородской области от 10.12.2004 г. N 147-З "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области" (ст. 5),
- Закон Нижегородской области от 30.08.2008 г. N 116-З "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных правоотношений" (ст. 2),
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона следует читать как "30.09.2008"
- Закон Нижегородской области от 07.09.2007 г. N 123-З "О жилищной политике в Нижегородской области",
- постановление Правительства Нижегородской области от 28.05.2010 г. N 315 об утверждении Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет областного бюджета и субсидий, поступающих на указанные цели из федерального бюджета (п. 1.4).
Порядок разрешения споров, связанных с реализацией права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на обеспечение жильем
Предъявление иска
Споры, связанные с реализацией права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на обеспечение жильем, разрешаются районным судом.
Предъявление иска осуществляется по правилам ст. 28 ГПК РФ с учетом ч. 10 ст. 29 ГПК РФ.
Истцом по указанным требованиям может выступать сам обладатель права на получения жилья (по достижении 18 лет) и прокурор в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.
Споры данной категории носят неимущественный характер.
От уплаты государственной пошлины могут быть освобождены только категории граждан, указанные в ст. 333.36 НК РФ - п. 17 ч. 1 истцы - по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов, п.9 ч.1 - прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.
Судебное разбирательство ведется в порядке, предусмотренном главой 15 ГПК РФ.
По общему правилу гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд.
Особенности рассмотрения дел
В статье 8 ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ устанавливаются дополнительные гарантии для определенной категории граждан на жилое помещение.
Эти гарантии устанавливаются для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством):
- имевших закрепленное жилое помещение, право на которое сохраняется на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В случаях произвольного изменения (перерегистрации ребенка с одной жилплощади на другую) родителями несовершеннолетнего договора социального найма жилого помещения, когда происходит явное ухудшение жилищных условий несовершеннолетнего, органом опеки и попечительства должны приниматься меры по восстановлению законных прав несовершеннолетнего - об этом указано Минобразования в письме от 09.06.1999 г. N 244/26-5 "О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних".
- не имеющих закрепленного жилого помещения, обеспечение которым осуществляется после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы,
Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или Законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляются жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма жилого помещения.
Таким образом, с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также детьми, находящимися под опекой (попечительством), не имеющими закрепленного жилого помещения, заключается договор социального найма жилого помещения.
Обязанность обеспечивать детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилыми помещениями по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм, оспаривалась муниципальным образованием - городским округом "Город Чита" в Конституционном Суде РФ в связи с нарушением установлением данной обязанности конституционных прав и свобод.
В ответ на жалобу муниципального образования Конституционный Суд РФ в Определении от 05.02.2009 г. N 250-О-П указал, что нормативное положение, закрепленное в абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласуется с положениями Конституции РФ, ее ст. 7, 10, 12, 72 и 133, и не нарушает гарантированную ею самостоятельность местного самоуправления, так как возлагает обязанности по осуществлению государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации и не допускает возможности их передачи органам местного самоуправления без принятия в установленном федеральным законом порядке закона субъекта Российской Федерации о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями.
При удовлетворении исковых требований по делам данной категории суды Нижегородской области в 2011 - 2012 гг. возлагали обязанность по обеспечению жильем детей-сирот с учетом абзаца второго части первой статьи 8 ФЗ РФ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пункта 1.4 постановления Правительства Нижегородской области от 28 мая 2010 г. N 315 "Об утверждении Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета и субсидий, поступающих на указанные цели из федерального бюджета" и ст. 1 постановления Правительства Нижегородской области от 07.12.2007 г. N 460 "Об определении уполномоченного органа исполнительной власти Нижегородской области по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской области" на Министерство социальной политики Нижегородской области.
Так, решением Чкаловского районного суда Нижегородской области от 1 июня 2011 года по иску Прокурора Чкаловского района Нижегородской области постановлено возложить на Министерство социальной политики Нижегородской области, уполномоченного органом исполнительной власти Нижегородской области по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда субъекта, обязанность по предоставлению Б.А.М. вне очереди жилое помещение за счет средств бюджета.
Аналогичная позиция нашла свое отражение в постановлении Президиума Нижегородского областного суда от 25 апреля 2012 года по гражданскому делу по иску М.Э. А. к Администрации Ленинского района г. Н. Новгорода, Правительству Нижегородской области и Министерству социальной политики Нижегородской области о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма (дело N 44-Г-17).
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ (ст. 85 Бюджетного кодекса РФ).
Предоставляемое жилое помещение должно быть изолированным и благоустроенным, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам и быть юридически и фактически свободным. Оно должно быть свободно от прав иных лиц и пригодно для проживания. Как правило, жилое помещение предоставляется в виде отдельной квартиры.
Особое требование предъявляется к площади предоставляемого жилого помещения.
Комментируемая статья требует предоставления жилья площадью "не ниже установленных социальных норм". Имеется в виду норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленная ст. 50 ЖК РФ.
Норма предоставления жилого помещения устанавливается как минимальное количество квадратных метров жилой площади, приходящихся на одного человека при получении им жилого помещения по договору социального найма.
Так, решением Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода от 25 мая 2011 года по иску Борского городского прокурора постановлено обязать Министерство социальной политики Нижегородской области предоставить Б.Н.С. вне очереди в срок до 30.12.2011 г. по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 33 кв.м, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления. Федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъектов РФ, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.
В Нижегородской области такие нормы в настоящее время установлены постановлениями и решения администраций муниципальных районов, городских поселений, и их законодательными органами в Сеченовском районе, г. Шахунья, г. Навашино, Ветлужском районе, г. Саров, г. Дзержинск, Больше-Мурашкинском районе, Бутурлинском районе, Варнавинском районе и др.
Например, Советом депутатов городского округа г. Выкса Нижегородской области решением от 31 января 2012 г. N 6 норма предоставления общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма на территории городского округа, установлена в размере не менее 18 кв. метров на одного человека.
Или, решением городской Думы г. Шахунья Нижегородской области от 31 июля 2008 г. N 31-3 минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договорам социального найма (норма предоставления), установлен 13 кв. м общей площади на одного члена семьи.
На основании положений ч. 1 и ч. 2 ст. 12 Закона Нижегородской области от 7 сентября 2007 года N 123-З "О жилищной политике в Нижегородской области" жилые помещения жилищного фонда Нижегородской области предоставляются гражданам по договорам социального найма в виде отдельных квартир, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Норма предоставления общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, устанавливается в размере не менее 33 кв. метров - для одиноко проживающих граждан.
Так, решением Лукояновского районного суда Нижегородской области от 13 июля 2011 года по иску Прокурора Лукояновского района Нижегородской постановлено обязать ответчика предоставить В.В.А., относящемуся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, по договору социального найма, жилое помещение в Лукояновском районе жилой площадью не ниже установленных социальных норм в срок до 1 января 2012 года.
Или, решением Кстовского городского суда Нижегородской области от 8 февраля 2012 года по иску Кстовского городского Министерство социальной политики Нижегородской области обязано включить М.А.П. в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договорам социального найма за счет средств областного бюджета, и обеспечить ее жилым помещением в 2012 году общей площадью не ниже установленных социальных норм по месту учета в качестве нуждающейся - в Администрации Кстовского муниципального района.
Изучение судебной практики показало, что размер предоставляемой по решению суда площади жилья фактически устанавливался исходя из того, где суд определял место исполнения обязанности по предоставлению жилой площади.
Не смотря на то, что в Нижегородской области действует Закон от 10 декабря 2004 года N 147-З "О мерах социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области" часть 1 статьи 5 которого определяет механизм реализации на территории области предусмотренных Федеральным законом дополнительных гарантий для названной категории детей, а также действие Закона области по обеспечению жильем распространено на детей, по месту выявления и первичного устройства, при предоставлении жилых помещений суды Нижегородской области, устанавливая, что постановка на учет таких лиц в качестве нуждающихся в предоставлении жилья своевременно не произведена, в ряде случаев возлагали обязанность по предоставлению жилья по месту выявления и первичного устройства в детские учреждения детей-сирот, а по ряду дел - с учетом права гражданина на выбор места жительства, т.е. по месту фактического проживания на момент соответствующего обращения в суд, а в случае постановки таких лиц на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья, суды определяли место жительства, по которому и обязывали обеспечить жильем, по месту осуществления такого учета.
Например, решением Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 9 февраля 2012 года по иску прокурора Навашинского района постановлено возложить на Министерство социальной политики Нижегородской области обязанность вне очереди предоставить по договору социального найма З.Е.И. жилое помещение в черте города Навашино Нижегородской области, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 33 квадратных метров. При этом суд исходил из того, что З.Е.И. на момент завершения профессионального образования в ГОУ ПУ N 10 п. Шиморское Выксунского района Нижегородской области, в общежитии которого состояла на временном регистрационном учете, принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в г. Навашино Нижегородской области, в котором она проживала на момент выявления и первичного устройства в детское учреждение и где выразила желание проживать в дальнейшем.
Или, решением Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода от 7 июня 2011 года по иску Борского городского прокурора Нижегородской области постановлено обязать Министерство социальной политики Нижегородской области предоставить по договору социального найма С.А.Н. жилое помещение в черте Борского района Нижегородской области, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 33 кв.м. При этом суд исходил из наличия распоряжения Администрации Борского района Нижегородской области от 2 декабря 2009 года N 4755 о гарантированности С.А.Н. предоставления жилого помещения в порядке, предусмотренном действующим законодательством, взамен закрепления права пользования жилым помещением до его совершеннолетия, которое располагалось на территории данного муниципального района.
Так, решением Тоншаевского районного суда Нижегородской области от 11 августа 2011 года иск Прокурора Тоншаевского района Нижегородской постановлено обязать Министерство социальной политики Нижегородской области включить С.К.В. в сводный список учета детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета Нижегородской области на 2012 года до 1 мая 2012 года и обеспечить в 2012 году вне очереди жилой площадью не менее установленной социальной нормы и отвечающим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. При этом суд установил, что местом выявления и первичного устройства в детские учреждения сестер С.К.В. и С.Н.В. является Тоншаевский муниципальный район Нижегородской области, а постановление главы местного самоуправления г. Шахунья Нижегородской области N 70 от 29 марта 2005 года о сохранении за ними права пользования жилым помещением отменено, на момент разрешения спора сестры С.Н.В. и К.В. проживали по месту жительства их опекуна - М.Т.Г. в г. Н. Новгороде.
Решением Дзержинского городского суда Нижегородской области от 28 октября 2011 года по иску К.А.О. постановлено признать незаконным и отменить постановление Администрации г. Дзержинска N 3653 от 11.12.2007 г. в части отказа К.А.О. в постановке на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, в связи с чем, на Администрацию г. Дзержинска Нижегородской области возложена обязанность принять К.А.О. на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма по категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, а на Министерство социальной политики Нижегородской области - предоставить К.А.О. жилое помещение вне очереди согласно норме предоставления жилой площади в Нижегородской области. При этом судом установлено, что К.А.О., которому отказано в постановке на учет для получения жилья как лицу, достигшему возраста 23 лет, проживает у брата К.П.О. в г. Дзержинске, который ранее являлся его опекуном.
Указанная правовая позиция судов области предполагается правильной, поскольку, определяя предоставление жилого помещения детям этой категории только по месту их выявления и первичного устройства, как это указано в Законе субъекта, изложенное в ФЗ от 21.12.1996 г. понятие "место жительства" значительно сужается.
Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (п. 1 ст. 20 ГК РФ).
Местом жительства может быть жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ (ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").
Местом жительства ребенка признается место жительства его законных представителей, то есть родителей, усыновителей или опекунов.
Опекун или попечитель назначается по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве (ст. 35 ГК РФ).
Лица, не достигшие возраста 14 лет, не вправе самостоятельно определять место своего жительства - оно определяется как место жительства их законных представителей. Мнение ребенка учитывается лишь при решении вопроса о том, с кем из родителей при раздельном их проживании желает жить несовершеннолетний.
Местом жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся на полном государственном обеспечении, является соответствующее детское государственное учреждение.
Раздельное проживание ребенка, достигшего 16 лет, и его попечителя допускается с разрешения органа опеки и попечительства. Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства может являться место закрепления за ними жилой площади.
При разрешении дел указанной категории суды исходили из того обстоятельства, что дети-сироты, имеющие закрепленное жилое помещение, могут обеспечиваться вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма при условии, что возвращение их в ранее занимаемые и сохраненные за ними жилые помещения противоречит их интересам, при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) проживание в жилом помещении лиц:
- лишенных родительских прав;
Так, решением Ардатовского районного суда Нижегородской области от 20 июля 2012 года по иску М.И.И. постановлено признать М.И.И. нуждающимся в обеспечении жилым помещением на льготных основаниях и обязать Администрацию муниципального района поставить его на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жильем по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Судом установлено, что в закрепленном за М.И.И. жилом помещении проживает его мать - М.Е.С., которая лишена в отношении истца родительских прав.
- отстраненных в установленном порядке от выполнения обязанностей опекунов или попечителей;
- бывших усыновителей, если усыновление (удочерение) отменено вследствие невыполнения ими возложенных на них обязанностей;
- не являющихся членами семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Так, решением Чкаловского районного суда Нижегородской области от 22 марта 2012 года по иску Прокурора Чкаловского района Нижегородской области постановлено возложить на Администрацию Чкаловского района Нижегородской области включить Т.Т.И. в список детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилья по договорам социального найма за счет средств бюджета Нижегородской области на 2012 года, а на Министерство социальной политики Нижегородской области - включить Т.Т.И. в сводный список детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма на 2012 год за средств бюджета Нижегородской области, и предоставить ей вне очереди жилое помещение не ниже установленных социальных норм. При этом судом первой инстанции установлено, что Т.Т.И. неоднократно до достижения возраста 23 лет обращалась для постановки на учет для получения жилья, однако в результате бездействия органов местного самоуправления на учет не поставлена. Кроме того, она не может вселиться в жилое помещение, право на которое было за ней закреплено, поскольку в указанном жилье проживают посторонние граждане.
Или, решением Арзамасского городского суда Нижегородской области от 28 мая 2012 года по иску Т.Д.А. постановлено признать пункт 2 постановления Администрации Арзамасского района от 12 сентября 2000 года N 368 о сохранении права пользования жилым помещением по адресу: с. Х, ул. Х, дом Х за Т.Д.А. недействительным и обязать Администрацию муниципального района поставить его на учет как лицо, оставшееся без попечения родителей, и нуждающееся в обеспечении жилым помещением. При этом судом установлено, что данное жилое помещение в настоящее время находится в долевой собственности, участником которой истец не является.
- больных хроническим алкоголизмом или наркоманией, состоящих на учете в соответствующих учреждениях здравоохранения;
- страдающих тяжелой формой хронического заболевания;
2) общая площадь помещения, приходящаяся на одного проживающего в данном жилом помещении, ниже учетной нормы площади жилого помещения;
Например, решением Кстовского городского суда Нижегородской области от 8 февраля 2012 года по иску Кстовского городского прокурора в интересах М.А.П. постановлено обязать Министерство социальной политики Нижегородской области обязано включить М.А.П. в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилья по договорам социального найма за счет средств областного бюджета и обеспечить ее жилым помещением в 2012 году общей площадью не ниже установленных социальных норм. При этом судом первой инстанции установлено, что общая площадь помещения, приходящаяся на одного проживающего в квартире, предоставленной Администрацией г. Кстово М.А.П. по договору социального найма, ниже учетной нормы площади жилого помещения, установленной решением Земского Собрания Кстовского района Нижегородской области.
3) признание жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания;
Например, решением Балахнинского городского суда Нижегородской области от 15 ноября 2011 года иск К.Д.М. удовлетворен - К.Д.М. признана лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей и Администрация Балахнинского муниципального района обязана включить ее в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилья по договорам социального найма за счет средств бюджета Нижегородской области на 2012 год. При этом судом установлено, что закрепленное за К.Д.М. жилое помещение состоит из проходных комнат, не имеет отопления и удобств.
Или, решением Краснобаковского районного суда Нижегородской области от 26 августа 2011 года по иску М.Н.В. постановлено обязать ответчика предоставить М.Н.В. вне очереди по договору социального найма жилое помещение в пос. Шеманиха Краснобаковского района Нижегородской области. При этом судом первой инстанции установлено, что жилое помещение право пользование которым сохранено за истцом при устройстве в детское учреждение межведомственной комиссией при Администрации района признано непригодным для проживания.
4) наличие у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тяжелых форм хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно.
Таким образом, суды приходили к выводу, что таким детям и лицам из их числа, которые имеют закрепленное жилое помещение, но в силу определенных причин не могут вернуться в него, должны предоставляться жилые помещения вне очереди.
В комментируемой статье не установлено какого-либо срока предоставления жилых помещений детям-сиротам. Субъекты РФ также не уполномочены устанавливать такие сроки предоставления жилья.
В связи с изложенным, такие сроки устанавливались судами при разрешении дел указанной категории.
А именно, решением Тоншаевского районного суда Нижегородской области от 11 августа 2011 года иск Прокурора Тоншаевского района Нижегородской области удовлетворен частично - постановлено обязать Администрацию Тоншаевского муниципального района Нижегородской области признать нуждающимися в предоставлении жилых помещений и включении в список учета детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области С.К.В. и Н.В., в связи с чем, включить их в список учете детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области до 1 января 2012 года, а Министерство социальной политики Нижегородской области обязано включить С.К.В. в сводный список учета детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета Нижегородской области на 2012 года до 1 мая 2012 года и обеспечить в 2012 году вне очереди жилой площадью не менее установленной социальной нормы и отвечающим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
Или, решением Чкаловского районного суда Нижегородской области от 22 марта 2012 года по иску Прокурора Чкаловского района Нижегородской постановлено возложить на Администрацию Чкаловского района Нижегородской области включить Т.Т.И. в список детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилья по договорам социального найма за счет средств бюджета Нижегородской области на 2012 года, а на Министерство социальной политики Нижегородской области - включить Т.Т.И. в сводный список детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма на 2012 год за счет средств бюджета Нижегородской области, и предоставить ей вне очереди жилое помещение не ниже установленных социальных норм.
Указанной выше нормой ФЗ от 21.12.1996 г. законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста (п. 1 ст. 54 СК РФ), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие Закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться правом на получение жилья до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).
Норма ст. 8 позволяет судам общей юрисдикции отказывать во внеочередном предоставлении жилья только сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, которые не были учтены до достижения 23-летнего возраста и не имеют закрепленного жилого помещения (Определение Конституционного Суда РФ от 19.10.2010 г. N 1282-О-О).
Так, определением СК по гражданским делам Нижегородского областного суда от 25 октября 2011 года решение Бутурлинского районного суда Нижегородской области от 23 августа 2011 года в части возложения на Министерство социальной политики Нижегородской области обязанности предоставить С.Н.В. вне очереди жилое помещение отменено с принятием в этой части нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в данной части - суд кассационной инстанции установил, что С.Н.В. по состоянию на дату обращения с требованием о предоставлении ей жилья (в 2011 г.) утратила свое право на меры социальной поддержки для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с достижением в 2006 году возраста 23-х лет, установленного законом как предельного для возможности получения мер социальной поддержки.
При изучении судебной практики по делам данной категории установлено, что при разрешении судами вопроса о праве указанных выше лиц на обеспечение жилой площадью вне очереди по достижении ими возраста 23 лет при отсутствии постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении суды Нижегородской области исходили как из отсутствия обращений этих лиц по решению жилищных вопросов до достижениями ими возраста 23 лет, так и отсутствия причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчиков - Министерства социальной политики Нижегородской области и администраций районов г. Н. Новгорода, администрации г. Н. Новгорода, администрации Нижегородской области, администраций муниципальных районов и городских поселений, и неполучением истцами гарантированной законом социальной адаптации и реабилитации, своевременной государственной социальной поддержки, в том числе на обеспечение жильем во внеочередном порядке.
Вместе с тем, при изучении судебной практики выявлены дела, по которым приняты решения об удовлетворении требований в отношении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об обеспечении жилой площадью.
Так, решением Дзержинского городского суда Нижегородской области от 28 октября 2011 года по иску К.А.О. постановлено признать незаконным и отменить постановление Администрации г. Дзержинска N 3653 от 11.12.2007 г. в части отказа К.А.О. в постановке на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма (п. 4 приложения N 5 к постановлению Администрации г. Дзержинска от 11.12.2007 г. N 3653), в связи с чем, на Администрацию г. Дзержинска Нижегородской области возложена обязанность принять К.А.О. на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма по категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, а на Министерство социальной политики Нижегородской области - предоставить К.А.О. жилое помещение вне очереди согласно норме предоставления жилой площади в Нижегородской области. При этом судом установлено, что в 2001 г. со стороны Администрации Арзамасского детского дома-интерната для глубоко умственно-отсталых детей, в котором находился К.А.О., имело место обращение в Администрацию г. Дзержинска о сохранении за ним права пользования квартирой N Х, расположенной по адресу: г. Дзержинск, проспект Х, дом Х, в которой состояла на регистрационном учете мать К.А.О., отказавшаяся от воспитания сына и лишенная в отношении него на основании решения суда Дзержинского городского суда Нижегородской области от 4 декабря 2000 года родительских прав, однако, постановление о закреплении жилой площади за К.А.О. на время его нахождения в детском доме не принималось, а в 2007 г. - направлено заявление в интересах К.А.О. о включении его в льготную очередь на получение жилой площади как лица, оставшегося без попечения родителей, однако постановлением Администрации города от 11.12.2007 г. N 3653 К.А.О. необоснованно отказано в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма, как лица, оставшегося без попечения родителей. Определением СК по гражданским делам Нижегородского областного суда от 14 февраля 2012 года решение суда оставлено без изменения.
Или, решением Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода от 9 февраля 2011 года по иску Прокурора Автозаводского района города Н. постановлено признать незаконным бездействие Государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения "Арзамасский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей" по защите прав и законных интересов П.Д.Ю., в связи с чем, на Министерство социальной политики Нижегородской области возложена обязанность предоставить вне очереди по договору социального найма П.Д.Ю. жилое помещение в черте города Нижнего Новгорода, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 33 квадратных метров. При этом суд первой инстанции исходил из констатации факта бездействия со стороны Арзамасского детского дома-интерната, где с 1999 года находился П.Д.Ю., являющийся инвалидом с детства, указывая, что данное Учреждение должно было принять меры к тому, чтобы Потапенко Д.Ю., страдающий психическим заболеванием и в силу умственного развития не в полной мере осознающий и понимающий свои права, своевременно был поставлен на учет нуждающихся в предоставлении жилья как ребенок-сирота. Определением СК по гражданским делам Нижегородского областного суда от 26 апреля 2011 года решение суда оставлено без изменения.
При этом решением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 16 января 2012 года Б.Р.Н. отказано в иске к Министерству социальной политики Нижегородской области, администрации г. Нижнего Новгорода и Государственному специальному (реабилитационному) учебно-воспитательному учреждению "Автозаводский дом-интернат" о признании бездействий незаконными и предоставлении жилого помещения по договору социального найма со ссылкой на то обстоятельство, что при достижении совершеннолетия истец сама не реализовала предоставленные ей права до достижения возраста 23 лет. Отменяя данное судебное постановление, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в определении от 15 мая 2012 года указала, что Б. Р.Н., имеющая 2 группу инвалидности, в 18 лет не отчисленная из интерната и продолжавшая проходить курс реабилитации в связи с имеющимся психическим заболеванием, согласно индивидуальной программе реабилитации получила возможность самостоятельно проживать только после достижения возраста 30 лет. Таким образом, истица хотя и являлась совершеннолетней и дееспособной, но в силу своего психического здоровья находилась на попечении специального учреждения, которое и должно было принять меры к тому, чтобы Б.Р.Н., страдающая с детства психическим заболеванием, в силу умственного развития не в полной мере осознающая и понимающая свои права, была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как ребенок-сирота, для получения в дальнейшем жилого помещения. В связи с изложенным, констатировав факт бездействия администрации Автозаводского дома-интерната, а также, принимая во внимание, что на момент рассмотрения спора истец жильем по договору социального найма не обеспечена - имеет лишь временную регистрацию в общежитии на койко-месте, суд апелляционной инстанции признал незаконным бездействие Государственного специального (реабилитационного) учебно-воспитательного учреждения "Автозаводский дом-интернат" по защите прав и законных интересов Б.Р.Н. и возложил на Министерство социальной политики Нижегородской области обязанность вне очереди предоставить по договору социального найма Б.Р.Н. жилое помещение в черте города Нижнего Новгорода, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 33 квадратных метров.
Вместе с тем, следует учитывать, что достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2006 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27.09.2006)).
При этом, обеспечение лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, временным жилым помещением не свидетельствует о выполнении требований закона о предоставлении вне очереди указанной категории лиц жилого помещения по договору социального найма на постоянной основе.
Так, решением Богородского городского суда Нижегородской области от 17 января 2011 года по иску Богородского городского прокурора постановлено обязать ответчика предоставить Ш.К.Н., как лицу из числа детей-сирот, отдельное жилое помещение на условиях договора социального найма, соответствующее степени благоустройства применительно к г. Богородску Нижегородской области с учетом нормы обеспечения жилой площадью не менее 14 кв.м. за счет средств областного бюджета. При этом судом указано, что возражения в связи с вселением Ш.К.Н. и его регистрацией по адресу: г. Богородск Нижегородской области, ул. Х, д. Х являются несостоятельными, поскольку из дела видно, что регистрация в данном жилье является временной.
Судебная практика показывает, что иногда возникают спорные моменты, связанные с таким условием получения жилья, как факт окончания гражданином пребывания в образовательном учреждении.
Так, решением Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 9 февраля 2012 года постановлено возложить на Министерство социальной политики Нижегородской области обязанность вне очереди предоставить по договору социального найма З.Е.И. жилое помещение в черте города Навашино Нижегородской области, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 33 квадратных метров. При этом суд первой инстанции исходил из того, что З.Е.И. завершила своей профессиональное образование.
Аналогичная позиция изложена в Определении СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 08.02.2011 г. N 29-В10-12.
Изменения в законодательстве в части обеспечения детей-сирот жильем
В связи с вступлением в силу с 1 января 2013 года Федерального закона РФ от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" статья 8 ФЗ от 21.12.1996 г. изложена в иной редакции - порядок обеспечения жилья указанной категории изменен.
А именно, указанным лицам, если они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются по достижении возраста 18 лет, а также в случае приобретения полной дееспособности до достижения совершеннолетия, а в случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, и ранее чем по достижении возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме этих лиц жилые помещения будут предоставляются по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, возложены обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, а именно в список должны включаются лица, достигшие возраста 14 лет. Предоставление жилых помещений является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Законодателем установлено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
- проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно - утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378;
- если жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
- если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения - ст. 50 ЖК РФ, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот;
- иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
В ч. 6 ст. 8 ФЗ установлено, что срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет, но в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз.
А по окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания указанного выше содействия, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
Законодателем установлено, что по договорам найма специализированных жилых помещений жилье предоставляется в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Обязательство по предоставлению детям-сиротам жилья относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Действие положений статьи 8 в указанной редакции распространяется на правоотношения, возникшие до 1 января 2013 года, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ - 1 января 2013 года.
При этом, ФЗ от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ, которым ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. изложена в новой редакции, внесены изменения в Жилищный кодекс РФ:
- пункт 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ - о праве лиц, указанных категорий, на внеочередное предоставление жилья, - признан утратившим силу с 1 января 2013 года,
- ст. 92 ЖК РФ - виды жилых помещений специализированного жилищного фонда, - дополнена пунктом 8, в связи с чем, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда отнесены жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
- введена статья 98.1 - назначение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а именно установлено, что эти жилые помещения предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации,
- статья 103 дополнена частью 5 о том, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления других благоустроенных жилых помещений, которые должны находиться в границах соответствующего населенного пункта.
Судья |
Н.Л. Пятова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Обобщение практики применения положений законодательства РФ и Нижегородской области федеральными судами г. Н.Новгорода и Нижегородской области в 2011 - 12 гг. при разрешении споров, связанных с обеспечением детей"
Текст обзора получен из Нижегородского областного суда в соответствии с Договором об информационном сотрудничестве