Определение Нижегородского областного суда
от 13 декабря 2011 г. N 33-12281
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе
председательствующего судьи Давыдова А.П.,
судей: Старковой А.В., Башаркиной Н.Н.
при секретаре судебного заседания Б.
с участием: истца Б.И.В., представителя истца А.М.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Нижегородского областного суда Старковой А.В. по кассационной жалобе нотариуса Б.А.В. на решение Дальнеконстантиновского районного суда Нижегородской области от 18 октября 2011 года гражданское дело по иску Б.И.В. к нотариусу Дальнеконстантиновского района Нижегородской области Б.А.В. о совершении нотариальных действий установила:
Б.И.В. обратилась в суд с иском, в котором просит обязать нотариуса Д-Константиновского района Нижегородской области Б.А.В. совершить нотариальное действие, предусмотренное ст. 59 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 года, установив ее личность по документу, удостоверяющему ее личность " свидетельству об удостоверении тождественности личности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке, N "...", выданному 25 апреля 2007 года нотариусом Д-Константиновского района Нижегородской области Б.А.В.
Требования мотивированы тем, что 19 августа 2011 года она обратилась к нотариусу Д-Константиновского района Нижегородской области Б.А.В. об удостоверении доверенности на продажу или дарение жилого дома и земельного участка в с. Кажлейка Д-Константиновского района Нижегородской области и на продажу или дарение квартиры в г.Н.Новгороде ул. "..." д.15 кв.73, предоставив свидетельство об удостоверении тождественности личности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке. Когда получала данный документ в 2007 году предоставляла нотариусу паспорт. Позже паспорт был утерян и она отказалась от получения паспорта по религиозным соображениям. Нотариус вынесла постановление об отказе в совершении нотариального действия по тем основаниям, что свидетельство об удостоверении тождественности личности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке, не может быть использовано для реализации ее основных неотчуждаемых конституционных прав.
В судебном заседании заявитель требования поддержала. Представитель заявителя А.М.И. поддержал требования Б.И.В. пояснив, что для православного человека указание числа " 666" в документе, удостоверяющем его личность, недопустимо. Отказ Б.А.В. в совершении нотариального действия нарушает право заявительницы на распоряжение собственностью. Нотариус оспаривает выданное ею же свидетельство об удостоверении тождественности личности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке и ставит под сомнение факт установления личности Б.И.В. при выдаче данного свидетельства.
В судебное заседание нотариус Б.А.В. не явилась. Представлено заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Решением Дальнеконстантиновского районного суда Нижегородской области от 18 октября 2011 года заявление Б.И.В. удовлетворено.
Отказ нотариуса Д-Константиновского района Нижегородской области Б.А.В. в удостоверении доверенности от 19.08.2011 года на продажу или дарение жилого дома и земельного участка в с. Кажлейка, на продажу или дарение квартиры в Н.Новгороде ул. "..." д.15, кв.73 признан недействительным.
Нотариус Д-Константиновского района Нижегородской области Б.А.В. обязана совершить нотариальное действие, удостоверив доверенность на продажу или дарение жилого дома и земельного участка в с. Кажлейка, на продажу или дарение квартиры в Н.Новгороде ул. "..." д.15, кв.73.
В кассационной жалобе нотариус Б.А.В. просит отменить решение суда ввиду незаконности и необоснованности.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 40 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения явившихся по делу лиц, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда и удовлетворению кассационной жалобы заявителя.
Из материалов гражданского дела следует, что 19 августа 2011 года Б.И.В. обратилась к нотариусу Д-Константиновского района Нижегородской области Б. А.В. по поводу удостоверения доверенности на продажу или дарение жилого дома и земельного участка в с. Кажлейка Д-Константиновского района Нижегородской области, д.87 и на продажу или дарение квартиры в г. Н.Новгороде, ул. "..." д.15 кв.73, удостоверив ее личность по документу, удостоверяющему ее личность свидетельству об удостоверении тождественности личности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке, N "..." от 25 октября 2007 года, выданному нотариусом Д-Константиновского района Нижегородской области Б.А.В.
Постановлением нотариуса Б.А.В. от 19 августа 2011 года заявительнице в удостоверении доверенности было отказано по тем основаниям, что свидетельство об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке, выданное нотариусом Б.А.В. 25 октября 2007 года, не является документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Удовлетворяя требования Б.И.В., суд первой инстанции исходил из того, что представленное нотариусу Б.А.В. свидетельство об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке, N "..."), оформленное по установленной Минюстом России форме и выданное самой Б.А.В., а также дополнительно предоставленные заявителем свидетельство о рождении и свидетельство о браке содержат сведения, необходимые для идентификации Б.И.В. как лица, указанного в заявлении о совершении нотариального действия.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Нотариат в Российской Федерации является одной из правовых инфраструктур общества, обеспечивающих бесперебойность отношений гражданского оборота на этапе их формирования и служит целям защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, обеспечивая совершение нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации (статья 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате), что гарантирует доказательственную силу и публичное признание нотариально оформленных документов.
Нотариальная деятельность, таким образом, носит публично-правовой характер, а нотариальные действия, совершаемые как государственными, так и частными нотариусами от имени Российской Федерации, являются публично значимыми действиями (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 1999 года N 18-П).
Соответственно, к нотариальной деятельности законодатель предъявляет ряд определенных требований, обеспечивающих публичность и доступность для граждан и юридических лиц данного вида квалифицированной юридической помощи, гарантированной статьей 48 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 310 Гражданского процессуального права РФ заинтересованное лицо, считающее неправильными совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе подать заявление об этом в суд по месту нахождения нотариуса или по месту нахождения должностного лица, уполномоченного на совершение нотариальных действий.
Нотариальные действия по удостоверению доверенностей, как и иные нотариальные действия, совершаются в соответствии с законодательными и иными нормативными актами, действующими в Российской Федерации, и с соблюдением требований, предусмотренных Основами законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы).
Согласно ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом (представляемым) другому лицу (представителю) для представительства перед третьими лицами.
При совершении нотариального действия по удостоверению доверенности нотариус должен соблюдать основные правила совершения нотариальных действий, предусмотренных гл. IX Основ.
В соответствии со ст. 42 Основ законодательства РФ о нотариате (далее - Основы о нотариате) при совершении нотариального действия нотариус устанавливает личность обратившегося за совершением нотариального действия гражданина, его представителя или представителя юридического лица. Такое установление должно производиться на основании паспорта или других документов, исключающих любые сомнения относительно личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия.
Установление личности сводится к выявлению тождественности фактических данных гражданина, обратившегося к нотариусу, с юридическими данными, изложенными в официальных документах. Нотариус тем самым устанавливает факт личного обращения гражданина за совершением нотариального действия под собственным именем.
Анализ данной правовой нормы позволяет сделать вывод о том, что Основы о нотариате не содержат полный перечень документов, по которым нотариус должен устанавливать личность. Дается лишь общая характеристика представляемого документа - он должен исключать любые сомнения относительно личности обратившегося.
Как было указано выше, установление нотариусом личности гражданина происходит на основании паспорта или иного документа, исключающего любые сомнения относительно личности гражданина. Это означает, что основным документом для нотариуса при установлении личности должен быть паспорт. Однако Основы о нотариате указывают, что паспорт не является единственным документом, удостоверяющим личность гражданина, что подтверждает Указ Президента РФ от 13 марта 1997 г. N 232, обозначающий его как "основной", но не единственный.
На допустимость установления личности обратившегося за совершением нотариального действия гражданина не только на основании паспорта, но и других документов, исключающих любые сомнения относительно его личности, указано и в Определении Конституционного Суда РФ от 13.10.2009 N 1280-О-О.
В то же время Основы о нотариате не содержат перечень документов, которыми необходимо руководствоваться в нотариальной практике, отдавая оценку определения степени их "надежности" самому нотариусу. Главным в этом случае становится субъективный фактор: какой именно документ нотариус посчитает исключающим любые сомнения относительно личности гражданина, тот и может быть признан достаточным при совершении нотариального действия.
Однако из указанной правовой нормы не вытекает право нотариуса произвольно отказывать гражданам, предъявившим отличный от паспорта документ, в совершении нотариальных действий; напротив, в соответствии с общими принципами права и требованиями статей 2, 17 Конституции Российской Федерации, такие решения нотариусов - в случаях их обжалования в судебном порядке - подлежат оценке судом исходя из конкретных обстоятельств дела.
Возможность удостоверения нотариусом тождественности личности гражданина с лицом, изображенным на представленной этим гражданином фотографии, предусмотрена Основами законодательства Российской Федерации о нотариате (статья 84),
Для совершения указанного нотариального действия заинтересованное лицо подает нотариусу соответствующее заявление, которое может быть как устным, так и письменным. Вместе с заявлением гражданин предоставляет нотариусу паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина (документ, не вызывающий сомнений у нотариуса). Нотариус, установив личность обратившегося на основании документов, удостоверяющих ее (как правило, паспорт), должен убедиться, что именно явившийся к нему гражданин изображен на представленной фотографической карточке.
Нотариус путем визуального сличения лица гражданина с лицом, изображенным на представленной фотографии, принимает одно из следующих решений: выдать свидетельство об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографии, отказать в выдаче указанного заявления с указанием причин с тем, чтобы гражданин мог обжаловать отказ нотариуса в суд.
Конечным результатом совершения данного нотариального действия является выдача свидетельства по форме N 20, утвержденной приказом Министерства Юстиции Российской Федерации от 10 апреля 2002 года N 99.
В свидетельстве об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке, нотариус указывает: город (поселок, село, республика, край, область), дату выдачи, фамилию и инициалы нотариуса, место нахождения конторы нотариуса, фамилию, имя, отчество гражданина, представившего фотографическую карточку, адрес жительства гражданина.
При этом фотографическая карточка помещается (пришивается или приклеивается) в верхнем левом углу выдаваемого свидетельства, скрепляется подписью и печатью нотариуса. Печать должна помещаться частично на фотографической карточке, а частично - на свидетельстве.
Данное свидетельство заверяется подписью нотариуса и его печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации. Порядок совершения данного нотариального действия и атрибуты выдаваемого нотариусом свидетельства гарантируют, как уже говорилось выше, доказательственную силу и публичное признание этого свидетельства. Указанное свидетельство выдается в двух экземплярах, один из которых остается в делах нотариуса.
Как следует из материалов дела, Б.И.В., обратившейся к нотариусу за совершением нотариального действия, не был предъявлен паспорт гражданина Российской Федерации, в подтверждение личности было предъявлено свидетельство об удостоверении тождественности с лицом, изображенным на фотографической карточке N "...", выданное нотариусом Б.А.В. 25.10.2007 года.
Поскольку правило ст. 42 Основ является общим и распространяется в том числе на случаи удостоверения тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографии, суд пришел к правильному выводу о том, что нотариус Б.А.В., совершая указанное нотариальное действие 25.10.2007 года, установила личность лица, предоставившего фотографическую карточку.
Таким образом, выдавая указанное свидетельство, нотариус без всякого сомнения подтвердила, что на фотографической карточке изображена именно Б.И.В., а не другой человек.
Рассматривая заявление Б.И.В. от 12 августа 2011 года об удостоверении доверенности на продажу или дарение принадлежащего заявителю недвижимого имущества, нотариус при личном общении с заявительницей имела полную возможность установить, имеет ли она ту же внешность, что и человек, изображенный на фотографической карточке в свидетельстве.
Однако на какие-либо фактические данные, позволяющие усомниться в том, что гражданка, обратившаяся 12 августа 2011 года за совершением нотариального действия, и гражданка, указанная в свидетельстве об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке, - одно и то же лицо, - нотариус в своем постановлении не сослался, а отказал в совершении требуемого от него нотариального действия по формальным основаниям.
При изложенных обстоятельствах, суд сделал обоснованный вывод о том, что предоставленное нотариусу Б.Т.Д. свидетельство об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке, N "...", оформленное по установленной Минюстом России форме (Приказ от 10 апреля 2002 года N 99), в совокупности с дополнительно представленными документами (свидетельством о рождении заявителя и свидетельством о браке), содержит все сведения, необходимые для идентификации Б.И.В. как лица, указанного в заявлении о совершении нотариального действия.
Доводы, приведенные нотариусом Б.А.В. в обоснование отказа заявителю в совершении нотариального действия, судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку запрета устанавливать личность лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, на основании свидетельства об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке, действующим законодательством не установлено. Закон, определяющий виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, до настоящего времени не принят.
Как следует из письма Федеральной нотариальной палаты исх. N "..." от 28.06.2007 г. "О документе, удостоверяющем личность", адресованное Президентам нотариальных палат субъектов Российской Федерации, "Федеральная нотариальная палата полагает возможным использование при совершении нотариального действия в качестве документа, удостоверяющего личность гражданина, нотариально оформленного свидетельства об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке. Однако использование указанного свидетельства в качестве документа, удостоверяющего личность гражданина, допустимо при представлении, при необходимости, соответствующих документов о сведениях, которые указываются в паспорте гражданина Российской Федерации и понадобятся для совершения нотариального действия, например: свидетельство о рождении - как документ о подтверждении даты рождения и родственных отношений, справка (иной документ) о регистрации по месту жительства или по месту пребывания - как документ о месте жительства гражданина и т.д.
Из обращения Б.И.В. в УФМС России по Автозаводскому району г.Н.Новгорода усматривается, что Б.И.В. УВД Автозаводского района г.Н.Новгорода 14.08.2002 г. был выдан паспорт гражданина Российской Федерации "...", который в 2008 году был украден.
Согласно пояснениям заявительницы, получать и использовать новый паспорт гражданина Российской Федерации ей препятствуют религиозные убеждения.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, руководствуясь положениями ст. ст. 19, 28, 29 и 55 Конституции Российской Федерации, суд сделал правильный вывод о том, что ограничение права Б.И.В. на обращение за совершением нотариального действия в рассматриваемом случае является неправомерным.
Злоупотребления правом со стороны Б.И.В. не усматривается, так как представленные с заявлением материалы содержат теоретическое обоснование ее религиозной позиции о невозможности использовать паспорт гражданина РФ.
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности требования нотариуса об обязательном предъявлении паспорта гражданина Российской Федерации для совершения требуемого заявителем нотариального действия.
Доводы представителя ответчика, изложенные в кассационной жалобе, повторяют его доводы, изложенные в возражениях против требований Б.И.В., они проверялись судом при рассмотрении дела и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям закона и оснований считать их неверными не имеется.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Основания к отмене решения суда по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда, определила:
Решение Дальнеконстантиновского районного суда Нижегородской области от 18 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу заявителя без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Нижегородского областного суда от 13 декабря 2011 г. N 33-12281
Текст определения официально опубликован не был