Определение Нижегородского областного суда
от 7 февраля 2012 г. N 33-998
07 февраля 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
Председательствующего судьи : Кутыревой Е.Б.,
и судей: Лысовой Е.В., Сысаловой И.В.
при секретаре Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи областного суда Сысаловой И.В. дело по кассационной жалобе Министерства социальной политики Нижегородской области на решение Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 20 октября 2011 года по иску Арзамасского городского прокурора в интересах Т.М.В. к Министерству социальной политики Нижегородской области о возложении обязанности включить в список и предоставить единовременную выплату на строительство или приобретение жилого помещения, установила:
Арзамасский городской прокурор обратился в суд с данными требованиями в интересах Т.М.В. к Министерству социальной политики Нижегородской области, указывая, что Т.М.В. является вдовой участника Великой Отечественной войны, инвалида ":" группы Т.Н.И., умершего ":", проживает и зарегистрирована по адресу: ":". Общая площадь квартиры составляет ":"кв.м. В этой квартире совместно с Т.М.В. проживают ее сын - Т.М.Н. и сноха - Т.Г.В., которая является собственником данного жилого помещения. Своего жилья Т.М.В. не имеет.
Постановлением администрации г. Арзамаса ":" Т.М.В. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. По состоянию на 09 августа 2011 года Т.М.В., как вдова умершего участника Великой Отечественной войны, не включена в сводный список граждан, состоящих на учете и имеющих право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Прокурор просил суд обязать ответчика включить вдову умершего участника Великой Отечественной войны Т.М.В., ":" рождения, в список ветеранов Великой Отечественной войны - получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома), обязать ответчика обеспечить вдову умершего участника Великой Отечественной войны Т.М.В. единовременной денежной выплатой на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома).
В суде первой инстанции помощник прокурора Нижегородского района г. Н.Новгорода Кокурина Р.В., действующая на основании поручения, иск поддержала.
Т.М.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена.
Представитель ответчика Министерства социальной политики Нижегородской области по доверенности М.С.А. иск не признал.
Решением Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 20 октября 2011 года иск удовлетворен.
Министерство социальной политики Нижегородской области обязано включить вдову умершего участника Великой Отечественной войны Т.М.В., ":" года рождения, в список ветеранов Великой Отечественной войны - получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения и обеспечить, единовременной денежной выплатой на строительство или приобретение жилого помещения в сумме ":"рублей.
В кассационной жалобе Министерства социальной политики Нижегородской области, поступившей в суд 25 ноября 2011 года, поставлен вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права при несоответствии выводов суда установленным по делу обстоятельствам.
В силу ч.1 ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда исходя из доводов кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
Согласно Указу Президента РФ от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г." обеспечению жильем подлежат нуждающиеся в улучшении жилищных условий члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Пунктом 4 ч.1 ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" в качестве меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусмотрено обеспечение данной категории граждан жильем за счет средств федерального бюджета, что осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона.
Признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется на основании норм Жилищного кодекса Российской Федерации.
В Нижегородской области 07 июля 2006 года принят Закон N 68-З "О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области", согласно которому предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области на основании распоряжения Правительства Нижегородской области, которое доводится до сведения гражданина - получателя меры социальной поддержки по обеспечению жильем (пункт 2).
В соответствии со ст. 3 указанного Закона, на основании списков, подготовленных органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, уполномоченный Правительством Нижегородской области орган исполнительной власти Нижегородской области осуществляет формирование и утверждение сводных списков граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
Меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются в соответствии со сводными списками граждан, сформированными отдельно по каждой категории в хронологической последовательности исходя из даты постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, относящихся к категориям, указанным в статье 1 настоящего Закона.
Органом, осуществляющим полномочия по формированию и утверждению сводных списков граждан, имеющим право на получение мер социальной поддержки и обеспечению жильем, является Министерство социальной политики Нижегородской области.
В целях реализации Закона Нижегородской области от 7 июля 2006 года N 68-З "О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области", организация работы по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан Правительством Нижегородской области было издано Постановление "Об организации работ по реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области" от 24 марта 2010 года N 148, в соответствии с пунктом 1 которого, на Министерство социальной политики Нижегородской области было возложено осуществление полномочий по организации работы по реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области.
Согласно пункту 3.7.10 Положения о Министерстве социальной политики Нижегородской области, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 25 марта 2009 года N 148, Министерство Социальной политики Нижегородской области - осуществляет полномочия по организации работы по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Нижегородской области, установленных:
Пунктом 3.7.11 указанного Положения предусмотрено, что Министерство социальной политики Нижегородской области - осуществляет полномочия по предоставлению категориям граждан, установленным федеральным законодательством, социальных выплат на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.
Судом первой инстанции установлено, что Т.М.В. является вдовой участника Великой Отечественной войны, инвалида ":" группы Т.Н.И., умершего ":" года.
Т.М.В. зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: ":". Указанная квартира принадлежит на праве собственности Т.Г.В.
Постановлением администрации г. Арзамаса ":" Т.М.В. поставлена на учет, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий.
По информации, предоставленной Министерством социальной политики Нижегородской области 13 июля 2011 года, Т.М.В. не включена в сводный список граждан-получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета.
Принимая решение об удовлетворении заявленных прокурором требований, суд первой инстанции правильно установил правоотношение сторон, определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованному выводу о том, что Т.М.В. законно поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, и имеет право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилья в размере ":"рублей (из расчета "..."кв. метров и стоимости 1 кв. метра ":"рублей).
Этот вывод мотивирован, подтвержден доказательствами, имеющимися в материалах дела и приведенными в решении суда. Оснований для признания выводов суда первой инстанции неправильными судебной коллегией не установлено.
Доводы кассационной жалобы о том, что Т.М.В. не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку проживает в жилом помещении в качестве члена семьи собственника, о неправильности судебных постановлений не свидетельствует.
В силу ст. 51 ЖК РФ и ст. 3 Закона Нижегородской области от 16 ноября 2005 года N 179-З "О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" - гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Судом установлено, что Т.М.В. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, она не является также собственником жилого помещения.
Утверждая, что Т.М.В. является членом семьи собственника жилого помещения, Министерство ссылается на договор дарения квартиры от 08 сентября 2005 года (л.д. 26), по условиям которого Т.Г.В. принято условие договора о том, что в квартире проживают и состоят на регистрационном учете также даритель (Т.М.Н.) и мать дарителя (Т.М.В.).
Вместе с тем, указанным договором не предусмотрено, что Т.М.В. проживает в вышеуказанной квартире в качестве члена семьи собственника.
Согласно п. 1 ст. 31 ЖК к членам семьи собственника относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи, т.е. в целях совместного проживания и ведения общего хозяйства.
По смыслу указанной нормы закона для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).
Доказательства того, что Т.М.В. была вселена в вышеуказанную квартиру в качестве члена семьи Т.Г.В., а не по иным основаниям, отсутствуют.
Кроме того, законность постановки Т.М.В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ответчиком в судебном заседании не оспаривалась.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения районного суда.
Основания к отмене решения суда, установленные ст. 362 ГПК РФ, отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.361, 366 ГПК РФ судебная коллегия, определила:
Решение Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 20 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Нижегородского областного суда от 7 февраля 2012 г. N 33-998
Текст определения официально опубликован не был