Определение Нижегородского областного суда
от 6 марта 2012 г. N 33-1547/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе
председательствующего судьи: Пряничниковой Е.В.
судей: Журавлевой Н.М., Никитиной И.О.
при ведении протокола судебного заседания секретарем: К.
рассмотрела в открытом судебном заседании по кассационной жалобе К.И.Е. на решение Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 18 октября 2011 года гражданское дело по иску К.И.Е. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области о признании решения об отказе в государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на недвижимое имущество и сделок с ним незаконным.
Заслушав доклад судьи областного суда Пряничниковой Е.В., выслушав объяснения представителей С.Н.А. и Б.С.Б., судебная коллегия установила:
К.И.Е. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области о признании решения об отказе в государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на недвижимое имущество и сделок с ним незаконным. В обоснование заявленных требований К.И.Е. указал, что он обратился в Управление за государственной регистрацией перехода права собственности и государственной регистрацией права собственности на земельные участки: земельный участок, кадастровый номер: ***Нижегородская область, Дальнеконстантиновский район, Западная часть земельного массива северо-восточнее д. ***на расстоянии 730 м. от северо-восточной границы д. ***, уч. 110; земельный участок, кадастровый номер: ***Нижегородская область, Дальнеконстантиновский район, Западная часть земельного массива северо-восточнее д. ***на расстоянии 700 м от северо-восточной границы д. ***, уч. 109, на основании договора купли-продажи от 18 апреля 2011 года, совершенного с ОАО "СХП "Нижегородский". В качестве основания внесения изменений в Единый государственный реестр прав был представлен кадастровый паспорт земельного участка N***, выданный Федеральным государственным учреждением "Земельная кадастровая палата" по Нижегородской области от 31 августа 2010 года. 20 июня 2011 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области в государственной регистрации внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: Нижегородская обл., Дальнеконстантиновский район местоположение: Западная часть земельного массива северо-восточнее д.***на расстоянии 700 м. от северо-восточной границы д.***, участок 109, земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: Нижегородская область, Дальнеконстантиновский район местоположение: Западная часть земельного массива северо-восточнее д.***на расстоянии 730 м от северо-восточной границы д. ***, участок 110 было отказано. Данный отказ К.И.Е. считает незаконным.
На этом основании, К.И.Е. просил суд: признать решение Управления Росреестра по Нижегородской области об отказе государственной регистрации перехода права и права собственности на земельные участки: кадастровый номер ***, расположенный по адресу: Нижегородская область, Дальнеконстантиновский район, местоположение: западная часть земельного массива северо-восточнее д.***на расстоянии 700 м от северо-восточной границы д. ***, участок 109, кадастровый номер ***, расположенный по адресу: Нижегородская область, Дальнеконстантиновский район, местоположение: Западная часть земельного массива северо-восточнее д.***на расстоянии 730 м от северо-восточной границы д. ***, участок 110 в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка с "для ведения сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения незаконным. Обязать Управление Росреестра по Нижегородской области зарегистрировать переход права и права собственности на земельные участки: кадастровый номер *** расположенный по адресу: Нижегородская область, Дальнеконстантиновский район местоположение: западная часть земельного массива северо-восточнее д. ***на расстоянии 700 м от северо-восточной границы д. ***, участок 109, кадастровый номер ***, расположенный по адресу: Нижегородская область, Дальнеконстантиновский район местоположение: Западная часть земельного массива северо-восточнее д.***на расстоянии 730 м от северо-восточной границы д. ***, участок 110 на основании договора купли-продажи имущества от 18.04.2011 г. заключенного между ОАО "СХП "Нижегородец" и К.И.Е.; обязать Управление Росреестра по Нижегородской области внести изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении земельных участков: кадастровый номер *** расположенный по адресу: Нижегородская область, Дальнеконстантиновский район местоположение: западная часть земельного массива северо-восточнее д.***на расстоянии 700 м от северо-восточной границы д.***, участок 109, кадастровый номер ***расположенный по адресу: Нижегородская область, Дальнеконстантиновский район местоположение: Западная часть земельного массива северо-восточнее д.***на расстоянии 730 м от северо-восточной границы д. ***, участок 110 в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка с "для ведения сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения на основании кадастрового паспорта данного земельного участка.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области исковые требования не признало.
Правительство Нижегородской области исковые требования не признало.
Решением Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 18 октября 2011 года в удовлетворении исковых требований К.И.Е. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области о признании незаконными решений об отказе в государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на недвижимое имущество и сделок с ним отказано.
В кассационной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.
Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в редакции, действующей до 01 января 2012 года.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене состоявшегося решения по следующим основаниям.
Как установлено судом и усматривается из материалов гражданского дела, земельный участок, кадастровый номер: ***Нижегородская область, Дальнеконстантиновский район, Западная часть земельного массива северо-восточнее д. ***на расстоянии 730 м. от северо-восточной границы д. ***, уч. 110, и земельный участок, кадастровый номер: ***Нижегородская область, Дальнеконстантиновский район, Западная часть земельного массива северо-восточнее д. ***на расстоянии 700 м от северо-восточной границы д. ***, уч. 109, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, находятся в собственности ОАО "СХП "Нижегородский".
18 апреля 2011 года между ОАО "СХП "Нижегородский" и К.И.Е. был совершен договор купли-продажи указанных земельных участков, в отношении которых к моменту отчуждения собственником было принято решение об изменении вида разрешенного использования с "для сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства".
В связи с чем, 20 апреля 2011 года К.И.Е. обратился в Управление за государственной регистрацией перехода права собственности и государственной регистрацией права собственности на земельные участки: земельный участок, кадастровый номер: ***Нижегородская область, Дальнеконстантиновский район, Западная часть земельного массива северо-восточнее д. ***на расстоянии 730 м. от северо-восточной границы д. ***, уч. 110; земельный участок, кадастровый номер: ***Нижегородская область, Дальнеконстантиновский район, Западная часть земельного массива северо-восточнее д. ***на расстоянии 700 м. от северо-восточной границы д. ***, уч. 109.
Одновременно с этим, Б.Д.А., действующая от имени ОАО СПХ "Нижегородский", также обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области с заявлением о внесении изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на вышеуказанные земельные участки в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка с "для ведения сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. В качестве основания внесения изменений в Единый государственный реестр прав был представлен кадастровый паспорт земельного участка N***, выданный Федеральным государственным учреждением "Земельная кадастровая палата" по Нижегородской области от 31 августа 2010 года.
20 июня 2011 года решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области в государственной регистрации внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и перехода права собственности от ОАО "СХП "Нижегородский" к К.И.Е. в отношении земельного участка с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: Нижегородская обл., Дальнеконстантиновский район местоположение: Западная часть земельного массива северо-восточнее д.*** на расстоянии 700 м от северо-восточной границы д.***, участок 109, и земельного участка с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: Нижегородская область, Дальнеконстантиновский район местоположение: Западная часть земельного массива северо-восточнее д.*** на расстоянии 730 м от северо-восточной границы д.***, участок 110 было отказано, с чем выразил несогласие К.И.Е. в предъявленном в суд первой инстанции исковом заявлении.
В соответствии со ст.17 и 18 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц. Тексты документов, представляемых на государственную регистрацию прав, должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц - без сокращения, с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью. Не подлежат приему на государственную регистрацию прав документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, документы, исполненные карандашом, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание. Если в связи с изменением сведений об объекте недвижимого имущества, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, требуется внесение соответствующих изменений в подраздел I Единого государственного реестра прав, уточненные сведения о таком объекте недвижимого имущества вносятся в Единый государственный реестр прав без заявления правообладателя и без повторной регистрации при внесении в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" этих сведений в государственный кадастр недвижимости.
Из приведенных положений закона следует, что возможность регистрации перехода права собственности на основании совершенного между сторонами договора об отчуждении недвижимого имущества одновременно с регистрацией изменений сведений об объекте недвижимого имущества, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, допускается при соблюдении первоначальным собственником отчуждаемого имущества установленных законом условий изменения сведений об указанном объекте недвижимого имущества.
Несоблюдение указанных условий препятствует осуществлению регистрационных действий и является предусмотренным ст.19 и 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основанием для приостановления и отказа в государственной регистрации прав.
Основываясь на правильном толковании и применении положений ст.1, 8, 12, 77 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.1, 6, 8 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", суд первой инстанции обоснованно указал, что одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Деление земель по целевому назначению на категории предусмотрено п.1 ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации, в их числе названы земли сельскохозяйственного назначения.
Согласно ст.77 Земельного кодекса Российской Федерации в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
При этом в соответствии со ст.79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования, что закреплено в ст.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В отношении земельных участков с кадастровыми номерами *** и ***, право собственности на которые зарегистрированы за ОАО "СХП "Нижегородский", установлен вид разрешенного использования, что отражено в данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество - "для ведения сельскохозяйственного производства".
Вид использования "для дачного строительства" не предусмотрен в отношении земель, ранее предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с п.1 ст.78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, в частности, хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями, а также гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Таким образом, виды разрешенного использования категории земель сельскохозяйственного назначения определяются в зависимости от правового положения собственников, владельцев участков земель сельскохозяйственного назначения.
Как следует из материалов дела, Общество не относится к тем организациям, которым в силу ст. 78, 81 Земельного кодекса Российской Федерации и ст.1, 14 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" могут быть предоставлены земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения для садоводства, огородничества или дачного строительства.
Кроме того, Законом Нижегородской области от 27 декабря 2007 года "Об осуществлении оборота земель сельскохозяйственного назначения в Нижегородской области" в ст.4, 10, 11, 12 установлено, что Правительство Нижегородской области является органом государственной власти, обеспечивающим принцип сохранения целевого использования земельных участков сельскохозяйственного назначения и осуществляющим государственное регулирование в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения. Правительство Нижегородской области имеет преимущественное право покупки земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов. При этом при продаже земельного участка сельскохозяйственного назначения с публичных торгов, Правительство Нижегородской области в случае отсутствия покупателя такого земельного участка, обязано выкупить такой земельный участок. При обычной продаже земельного участка, если Правительство Нижегородской области откажется от своего преимущественного права покупки либо не уведомит в письменной форме продавца земельного участка о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение тридцати дней со дня поступления извещения продавца, продавец земельного участка вправе в течение года продать земельный участок третьему лицу на условиях, указанных в извещении, но не ниже указанной в извещении цены.
Таким образом, изменение вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения возможно лишь при условии предварительного выполнения тех правовых ограничений, которые установлены законодательством об обороте земель сельскохозяйственного назначения. А в связи с тем, что государственное регулирование в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения осуществляется высшим исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации, изменение вида разрешенного использования должно быть согласовано собственником земельного участка с высшим исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации - Правительством Нижегородской области.
Однако вопрос об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка с Правительством Нижегородской области не согласовывался.
Доказательств обратному, со стороны заявителя и иных заинтересованных лиц, не представлено и судом не добыто. Сам факт наличия изменений в кадастровом паспорте земельных участков не свидетельствует о правомерности изменения вида их разрешенного использования.
При недоказанности соблюдения со стороны ОАО "СХП "Нижегородский" обязательных условий изменения вида разрешенного использования в отношении земельных участков с кадастровыми номерами ***и ***с "для ведения сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства", суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что у Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии отсутствовали достаточные правовые основания для государственной регистрации изменений сведений об указанных объектах недвижимого имущества, и, как следствие регистрации перехода права собственности на основании договора купли-продажи от 18 апреля 2011 года, где в качестве предмета отчуждения указаны земельные участки с кадастровыми номерами *** и *** с разрешенным видом использования "для дачного строительства", в соответствии с требованиями ст.19 и 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В целом, доводы заявителя в кассационной жалобе выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут служить основанием к отмене или изменению принятого судебного акта, поскольку фактически воспроизводят доводы возражений, являвшиеся предметом судебного исследования и получившие в соответствии с требованиями ст.194, 196, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации надлежащую правовую оценку в решении суда, с которыми судебная коллегия соглашается.
При таком положении нет оснований считать, что, рассматривая гражданское дело, суд неправильно применил нормы материального права. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено. Кассационная жалоба К.И.Е. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда определила:
решение Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 18 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу К.И.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Нижегородского областного суда от 6 марта 2012 г. N 33-1547/2012
Текст определения официально опубликован не был