Решение Нижегородского областного суда
от 2 августа 2012 г. N 7-451/2012
Судья Нижегородского областного суда Самарцева В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Т.А.Н. на постановление судьи Кулебакского городского суда Нижегородской области от 26 июня 2012 года, которым Т.А.Н. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.12.24 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей, установил:
Постановлением судьи Кулебакского городского суда Нижегородской области от 26 июня 2012 года Т.А.Н. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.12.24 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1 000 рублей.
В жалобе Т.А.Н. просит отменить постановление судьи Кулебакского городского суда Нижегородской области от 26 июня 2012 года о привлечении его к административной ответственности по ч.1 ст.12.24 КоАП РФ, как вынесенное незаконно, необоснованно, с нарушением норм процессуальных норм КоАП РФ, а также с неправильным определением обстоятельств по данному делу.
Жалоба Т.А.Н. рассматривается с его участием. Т.А.Н. разъяснены процессуальные права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ и ст. 51 Конституции РФ. Права ясны, понятны, ходатайств и отводов не заявлено. При рассмотрении жалобы Т.А.Н. принимает участие его представитель адвокат Ф.Р.С., которому разъяснены процессуальные права, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ. Ходатайств, отводов не заявлено.
Жалоба Т.А.Н. рассматривается без участия потерпевшего по делу Л.М.М., который был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела по жалобе Т.А.Н. Ходатайств об отложении рассмотрения дела в судебную коллегию не поступало.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы Т.А.Н., заслушав участвующих по делу лиц, суд пересматривающий дело по жалобе, приходит к следующему.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно ч.1 ст.12.24 КоАП РФ, нарушение правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет.
В соответствии с п.1.5. ПДД, участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
В соответствии с п.10.1 ПДД, водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.
При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
Как следует из протокола об административном правонарушении N**************, составленным **.**.**** года инспектором по ИАЗ ГИБДД ОМВД России по Кулебакскому району, **.**.**** года в ** часов ** минут на 164 км. Автодороги *********-*******-****** *********** района, водитель Т.А.Н., в нарушение п.10.1 ПДД РФ, управляя автомобилем "******", гос.номер ********, совершил ДТП повлекшее причинение легкого вреда здоровью гражданина Л.М.М.
При рассмотрении данного дела об административном правонарушении в отношении Т.А.Н., судья Кулебакского городского суда Нижегородской области исследовал представленные доказательства: протокол об административном правонарушении N********* от **.**.****г. (л.д. 3), определение о возбуждении дела об административном правонарушении N***** от 10.05.2011 года (л.д. 4), заключение эксперта N***** от 17.05.2012 года (л.д. 5 - 6), определение о назначении экспертизы (л.д. 7), объяснения Т.А.Н., полученные в судебном заседании, счел их достаточными, оценил их в совокупности и, исходя из оценки доказательств, пришел к выводу о нарушении Т.А.Н. п.10.1 ПДД, и совершении административного правонарушения по ч.1 ст.12.24 КоАП РФ.
Однако суд, пересматривающий дело по жалобе не может согласиться с выводами судьи Кулебакского городского суда Нижегородской области по тем основаниям, что при рассмотрении данного дела судьей Кулебакского городского суда были нарушены фундаментальные процессуальные требования КоАП РФ, которые не позволили объективно и всесторонне рассмотреть данное дело.
В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, : устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а так же показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, судья:, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно ст.28.1.1 КоАП РФ, в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного ст.12.24 КоАП РФ, составляется протокол осмотра места совершения административного правонарушения (ч.1 ст.28.1.1 КоАП РФ). Как следует из последующих частей данной нормы :
2. Протокол осмотра места совершения административного правонарушения составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
3. Осмотр места совершения административного правонарушения осуществляется лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с ч.1 ст.28.3 КоАП РФ, в присутствии двух понятых.
4. В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, непосредственно управлявшем транспортным средством в момент совершения административного правонарушения, о типе, марке, модели, государственном регистрационном знаке транспортного средства, а также фамилии, имена, отчества, адреса места жительства понятых, свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
5. В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения описываются:
1) действия должностных лиц, указанных в ч.3 ст.28.1.1 КоАП РФ, в том порядке, в каком они производились;
2) состояние и качество дорожного полотна, наличие или отсутствие дорожной разметки, степень освещенности участка дороги, на котором совершено административное правонарушение;
3) тип перекрестка (регулируемый или нерегулируемый), на котором совершено административное правонарушение, исправность или неисправность светофора, наличие или отсутствие знаков приоритета;
4) другие существенные для данного дела обстоятельства.
6. В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения излагаются также заявления лиц, участвовавших в производстве осмотра.
7. При составлении протокола осмотра места совершения административного правонарушения лицам, участвующим в осмотре места совершения административного правонарушения, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
8. В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при производстве осмотра с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.
9. Протокол осмотра места совершения административного правонарушения подписывается составившим его должностным лицом, а также лицами, участвовавшими в производстве осмотра. Копии протокола осмотра места совершения административного правонарушения вручаются лицам, непосредственно управлявшим транспортными средствами в момент совершения административного правонарушения.
Таким образом, в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного ст.12.24 КоАП РФ, составление протокола осмотра места совершения административного правонарушения является обязательным требованием закона.
Аналогичное требование содержится и в п.214 Административного регламента по исполнению государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утв. Приказом МВД от 02 марта 2009 года N 185.
В материалах настоящего административного дела, отсутствует протокол осмотра места происшествия от 17.04.2012 года, предусмотренный ст.28.1.1 КоАП РФ.
Между тем, протокол осмотра места совершения административного правонарушения и зафиксированные в нем обстоятельства имеют существенное значение для правильного и всестороннего рассмотрения данного дела. Место ДТП представляет собой, где произошло событие, связанное с последствиями, свидетельствующими о наличии достаточных данных, указывающих на признаки административного правонарушения.
Таким образом, осмотр места совершения административного правонарушения является незаменимым действием, его несвоевременное или некачественное проведение лишает возможности воссоздать полную и точную картину места происшествия.
Кроме того, в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательством по делу об административном правонарушении, в частности, является протокол об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ протокол является основной формой фиксации доказательств по делам об административных правонарушениях, в связи с чем административным законодательством подробно регламентирована процедура его составления. При нарушении установленной процедуры протокол не может рассматриваться в силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ в качестве доказательства, поскольку несоблюдение процессуального порядка получения доказательства делает его недопустимым доказательством.
Более того, по смыслу ст.28.2 КоАП РФ протокола об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором при описании события правонарушения с указанием юридически значимых обстоятельств фактически формулируется предъявленное обвинение лицу, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении.
В нарушение указанных выше норм, протокол об административном правонарушении N********* от **.**.**** года, составленный инспектором по ИАЗ ГИБДД ОМВД России по Кулебакскому району не содержит описания события административного правонарушения, вменяемого Т.А.Н., что делает невозможным признать его допустимым доказательством по делу.
Кроме того, как следует из документов, находящихся в деле, событие правонарушения, вменяемого Т.А.Н., произошли **.**.**** года, тогда как определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования N**** вынесено инспектором 10.05.2012 года, при этом материалы дела не содержат сведений о направлении копии данного определения в адрес участников ДТП, имевшего место **.**.**** года, что в свою очередь нарушает права лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренные нормами КоАП РФ.
В силу ст. 28.7 КоАП РФ административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных должностных лиц, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. К перечню таких процессуальных действий следует отнести действия уполномоченного должностного лица, связанные, с получением объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаний потерпевшего и свидетелей (ст. 26.3 КоАП), если получить данные объяснения или показания при составлении протокола невозможно; назначением экспертизы (ст. 26.4 КоАП); отбором проб и образцов, необходимых для проведения экспертизы (ст. 26.5 КоАП); необходимостью получения показаний специальных технических средств (ст. 26.8 КоАП); направлением в соответствующие территориальные органы и исполнением ими запросов и поручений (ст. 26.9 КоАП); истребованием сведений (ст. 26.10 КоАП).
Исходя из смысла названной нормы административное расследование в обязательном порядке должно сопровождаться осуществлением уполномоченным должностным лицом хотя бы одного из вышеперечисленных процессуальных действий. Совершение таких действий должно подтверждаться соответствующими материалами дела (например, письменными объяснениями участника дела, определением о назначении экспертизы, протоколом отбора образцов, иными протоколами, запросами, поручениями, письменными требованиями о представлении сведений), оформленными должностным лицом, в производстве которого данное дело находится.
Материалы административного дела не содержат письменных объяснений участников ДТП : водителей Т.А.Н. и Ш.А.Н., потерпевшего Л.М.М.
Согласно ч.1 ст.26.3 КоАП РФ объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.
Кроме того, в материалах дела отсутствует схема места совершения административного происшествия, составленная с участием понятых и всех участников ДТП, что также не дает восстановить полноту событий, произошедших **.**.**** года в ** часов ** минут на 164 км. Автодороги *********-********-*********** ************ района, с участием водителей Т.А.Н. и Ш.А.Н., потерпевшего Л.М.М.
В соответствии с ч.4 ст.26.4 КоАП РФ до направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об (административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.
В соответствии с п.12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ", при решении вопроса о назначении экспертизы по делу об административном правонарушении с учетом объема и содержания прав, предоставленных потерпевшему и лицу, в отношении которого ведется производство по делу (ч.1 ст.25.1, ч.2 ст.25.2, ч.4 ст.26.4 КоАП РФ), необходимо выяснить у названных участников производства по делу их мнение о кандидатуре эксперта, экспертного учреждения и о вопросах, которые должны быть разрешены экспертом.
Как следует из материалов дела, с определением (л.д. 7) о назначении по данному делу судебно-медицинской экспертизы, лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении - Т.А.Н. ознакомлен не был, тем самым он не смог реализовать свое право, предписанное ч.4 ст.26.4, ч.1 ст.25.1 КоАП РФ.
В соответствии с п.18. Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5 от 24.03.2005 года "О некоторых вопросах возникающих у судов при применении КоАП РФ", при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ, статьей 51 Конституции Российской Федерации, а свидетели, специалисты, эксперты не были предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по статье 17.9 КоАП РФ, а также существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы.
Кроме того, согласно ч.3 ст.25.2 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Из материалов административного дела усматривается, что потерпевший по делу Л.М.М. не был извещен судьей Кулебакского городского суда о времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом. В материалах дела отсутствуют какие-либо сведения о направлении ему извещения и о надлежащем его извещении, как потерпевшего о времени и месте рассмотрения дела. В деле отсутствует уведомление, с которым было отправлено письмо, выписки из реестра отправления заказной корреспонденции, выписки из журнала реестра почты.
Кроме того, при рассмотрении дела не принимал участие в судебном заседании и второй участник ДТП водитель Ш.А.Н., проживающий в г. ********* ул. ********** дом ***. Однако его участие в судебном заседании является необходимым, поскольку вред здоровью Л.М.М. причинен при столкновении двух транспортных средств: автомобиля ****** под управлением Т.А.Н. и автомобиля ******** под управлением водителя Ш.А.Н. Объяснения водителя Ш.А.Н. имеют существенное значение для дела, поскольку в вину Т.А.Н. вменяется нарушение п.10.1 ПДД.
При таких обстоятельствах постановление судьи Кулебакского городского суда Нижегородской области от 26.06.2012 года нельзя признать правильным и законным, поскольку судьей нарушены процессуальные требования КоАП РФ, что не позволило рассмотреть данное дело всесторонне и объективно.
В соответствии с ч.1 п.4 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно ст.4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения составляет 1 год со дня совершения административного правонарушения.
Учитывая положения ст.4.5 КоАП РФ, суд, рассматривающий данное дело считает возможным отменить постановление судьи Ленинского районного суда г.Нижнего Новгорода от 29.12.2010 года и в соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ возвратить дело на новое рассмотрение судье Кулебакского городского суда Нижегородской области, полномочному рассмотреть дело.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6 и 30.7 КоАП РФ, суд, пересматривающий дело по жалобе, решил :
Постановление судьи Кулебакского городского суда Нижегородской области от 26 июня 2012 года, которым Т.А.Н. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.12.24 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей - отменить.
Передать настоящее дело в отношении Т.А.Н. о привлечении его к административной ответственности по ч.1 ст.12.24 КоАП РФ на новое рассмотрение судье Кулебакского городского суда Нижегородской области, полномочному рассмотреть дело по существу.
Копию настоящего решения выслать в адрес Т.А.Н., Л.М.М., ИАЗ ГИБДД ОМВД России по Кулебакскому Району Нижегородской области в течение трех дней со дня вынесения настоящего решения.
Судья областного суда |
В.В. Самарцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Нижегородского областного суда от 2 августа 2012 г. N 7-451/2012
Текст решения официально опубликован не был