Определение Нижегородского областного суда
от 14 августа 2012 г. N 33-6026
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Щербакова М.В.,
судей Кузьмичева В.А., Ионовой А.Н.,
при секретаре Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства социальной политики Нижегородской области на решение Починковского районного суда Нижегородской области от 17 апреля 2012 года по иску К.Е.П. к Администрации Починковского района, Администрации Наруксовского сельсовета Починковского муниципального района, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании акта обследования жилого дома от 15.12.2011 года и заключения межведомственной комиссии от 15.12.2011 года о признании жилого помещения пригодным для проживания, постановление администрации Починковского района от 15.03.2012 года N *** о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания, распоряжения администрации Наруксовского сельсовета от 22.03.2012 года N 04-р о снятии с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконными, о признании права на социальную поддержку в виде получения сертификата на приобретение жилья, о восстановлении в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, о понуждении Министерства социальной политики выплатить единовременную денежную компенсацию на приобретение или строительство жилья.
Заслушав доклад судьи Кузьмичева В.А., объяснения представителя Министерства социальной политики Нижегородской области М.С.А., К.Е.П. и ее представителя по доверенности П.Н.Н., судебная коллегия установила:
К.Е.П. обратилась в суд с названными исковыми требованиями к Администрации Наруксовского сельсовета, администрации Починковского муниципального района, Министерству социальной политики Нижегородской области, указывая на то, что является вдовой участника Великой Отечественной войны и имеет право на социальную поддержку по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. В мае 2011 года она обратилась в жилищную комиссию при администрации Наруксовского сельсовета с заявлением на улучшение жилищных условий, 02.06.2011 года она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как в ее собственности находится жилой дом по адресу: ":", признанный межведомственной жилищной комиссией при администрации Починковского района 05.05.2011 года непригодным для проживания.
15.12.2011 года принято новое заключение межведомственной комиссии, согласно которого принадлежащий ей жилой дом является пригодным для проживания. На основании этого заключения, постановлением администрации Починковского района N *** от 15.03.2012 года ее жилой дом признан пригодным для проживания и администрация Наруксовского сельсовета постановлением N *** от 22.03.2012 года сняла ее с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В суд первой инстанции представитель администрации Наруксовского сельсовета не явился, просил рассмотреть дело без представителя администрации Наруксовского сельсовета. Согласно заявлению иск признает.
Представитель Министерства социальной политики в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, о чем в деле имеется уведомление о вручении и отзыв на исковое заявлении, в котором изложено ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Представитель администрации Починковского района в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, о вручении повестки в материалах дела также имеется расписка.
Решением Починковского районного суда Нижегородской области от 17 апреля 2012 года постановлено:
Исковые требования удовлетворить.
Признать акт обследования жилого дома от 15.12.2011 года и заключение межведомственной комиссии от 15.12.2011 года о признании жилого помещения по адресу: ":", пригодным для проживания, постановление администрации Починковского района от 15.03.2012 года N *** о признании жилого помещения, принадлежащего К.Е.П., пригодным для постоянного проживания, распоряжение администрации Наруксовского сельсовета от 22.03.2012 года N *** о снятии К.Е.П. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий - незаконными.
Признать право К.Е.П. на социальную поддержку в виде получения сертификата на приобретение жилья.
Восстановить К.Е.П. в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 02.06.2011 года.
Обязать Министерство социальной политики выплатить К.Е.П. единовременную денежную компенсацию на приобретение или строительство жилья.
В апелляционной жалобе Министерства социальной политики Нижегородской области поставлен вопрос об отмене решения суда в части обязания министерства выплатить К.Е.П. единовременную выплату на приобретение или строительство жилого помещения, как незаконного и необоснованного. Заявитель жалобы указывает, что судом не учтены положения Закона Нижегородской области "О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области". Министерством права и законные интересы не нарушались.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части признания права К.Е.П. на социальную поддержку в виде получения сертификата на приобретение жилья.
Как следует из материалов дела К.Е.П. является вдовой участника ВОВ - К.Н.Е., умершего 28.02.2000 года.
На праве собственности К.Е.П. принадлежит одноэтажный жилой дом общей площадью 43,6 кв.м., расположенный по адресу: ":" который обследовался межведомственной комиссией, назначенной постановлением главы администрации Починковского муниципального района N 49 от 20.11.2007 года 05.05.2011 года, о чем составлен акт обследования и заключение, жилое помещение признано непригодным для проживания.
Распоряжением администрации Наруксовского сельсовета Починковского муниципального района Нижегородской области N 50-р от 02.06.2011 года К.Е.П. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д. 28).
Согласно акту обследования помещения от 15.12.2011 года межведомственной комиссии и заключению этой комиссии от 15.12.2011 года жилое помещение по адресу: ":" признано пригодным для проживания.
Администрацией Починковского муниципального района вынесено постановление N *** от 15.03.2012 года о признании жилого помещения по адресу: ":" пригодным для проживания, в связи с чем, постановлением администрации Наруксовского сельсовета Починковского района N *** от 22.03.2012 года К.Е.П. снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Решение суда в части удовлетворения требований о признании акта обследования жилого дома от 15.12.2011 года, заключения межведомственной комиссии от 15.12.2011 года о признании жилого дома пригодным для проживания, постановления администрации Починковского района от 15.03.2012 года N *** о признании жилого дома пригодным для постоянного проживания, распоряжения администрации Наруксовского сельсовета от 22.03.2012 года N *** о снятии К.Е.П. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконными не оспаривается.
Таким образом, К.Е.П. является вдовой умершего ветерана Великой отечественной войны и имеет права на льготы и преимущества, установленные ст. 21 Федерального закона "О ветеранах", в частности как нуждающаяся в улучшении жилищных условий на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем.
Пунктом 1 ст. 23.2 названного федерального закона предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 21 настоящего федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно ст. 6 Закона Нижегородской области от 07.07.2006 N 68-З "О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области" предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области на основании распоряжения Правительства Нижегородской области.
Таким уполномоченным органом государственной власти Нижегородской области является Министерство социальной политики Нижегородской области.
Пунктами 1 и 2 ст. 2 Закона Нижегородской области "О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области" предусмотрено, что меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются в форме предоставления жилого помещения по договорам социального найма. По письменным заявлениям отдельных категорий граждан обеспечение жильем может осуществляться в форме однократного предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома).
Разрешая требование о возложении на Министерство социальной политики обязанности по осуществлению единовременной выплаты на приобретение жилья, суд обоснованно исходил из того, что К.Е.П. отнесена к категории граждан, имеющих в силу приведенных выше нормативно-правовых положений право на меру социальной поддержки в виде единовременной выплаты на приобретение жилья.
Довод апелляционной жалобы относительно отсутствия оснований для возложения на Министерство обязанности по осуществлению единовременной выплаты судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку в результате снятия с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении К.Е.П. фактически была лишена возможности реализации права на меру социальной поддержки по приобретению жилья, осуществляемом в порядке, установленном Законом Нижегородской области "О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области" Министерством социальной политики Нижегородской области.
При этом решение не предусматривает осуществление выплаты непосредственно К.Е.П., на что указано в апелляционной жалобе.
По смыслу ст. 6 указанного закона перечисление единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилого помещения осуществляется на счета застройщиков, строительных либо подрядных организаций либо продавцов жилых помещений (в том числе жилых домов) в течение десяти рабочих дней со дня представления гражданами - получателями единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома) либо социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома) документов, указанных в части 2 настоящей статьи.
Вместе с тем судебная коллегия не соглашается с выводом суда о признании права К.Е.П. на социальную поддержку в виде получения сертификата на приобретение жилья, поскольку выдача сертификата на приобретение жилья не предусмотрена Законом Нижегородской области "О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области".
В указанной части решение принято судом с нарушением норм материального права и в силу п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене с вынесением решения об отказе в удовлетворении данного требования.
В остальной части решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Починковского районного суда Нижегородской области от 17 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Нижегородского областного суда от 14 августа 2012 г. N 33-6026
Текст определения официально опубликован не был