Определение Нижегородского областного суда
от 21 августа 2012 г. N 33-6055/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе
председательствующего судьи: Погорелко О.В.
судей: Крашенинниковой М.В. и Нижегородцевой И.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем: Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе Министерства социальной политики Нижегородской области на решение Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 09 февраля 2012 года гражданское дело по иску прокурора Навашинского района Нижегородской области в защиту прав и законных интересов М.Т.В. к Министерству социальной политики Нижегородской области об обязании вне очереди предоставить по договору социального найма жилое помещение в черте города Навашино Нижегородской области,
заслушав доклад судьи Нижегородцевой И.Л., выслушав представителя Министерства социальной политики Нижегородской области по доверенности М.С.А., судебная коллегия установила:
Прокурор Навашинского района Нижегородской области обратился в суд в защиту интересов М.Т.В., просил суд обязать Министерство социальной политики Нижегородской области вне очереди предоставить по договору социального найма М.Т.В. жилое помещение в черте города Навашино Нижегородской области, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 33 кв.м.
В обоснование исковых требований указал следующее. 26 августа 1996 года умерла М.О.Н., одинокая мать истицы М.Т.В. 20 августа 1997 года постановлением главы администрации Навашинского района N"..." несовершеннолетняя М.Т.В. "..." г.р., направлена в Детский дом г. Навашино. В связи со смертью матери М.Т.В. в соответствии со ст.1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. М.Т.В. из-за отсутствия жилья, состоит в очереди по улучшению жилищных условий на внеочередное предоставление жилой площади в администрации города Навашино за N"...". 30 июня 2011 года несовершеннолетняя М.Т.В. закончила государственное образовательное учреждение профессиональное училище N"..." по профессии "...". Обучаясь в "...", несовершеннолетняя находилась на полном государственном обеспечении и проживала в общежитии данного образовательного учреждения, расположенном по адресу: "...". По окончании данного образовательного учреждения М.Т.В. будет вынуждена освободить занимаемое ей в общежитии училища жилое помещение. Собственного жилья М.Т.В. не имеет, временно на период обучения зарегистрирована в общежитии училища. В соответствии с п.2 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Таким образом, дополнительные гарантии истца на жилое помещение регулируются законодательством субъекта РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В соответствии со ст.15 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 года N 123-3 "О жилищной политике в Нижегородской области" жилые помещения жилищного фонда Нижегородской области, предоставляемые по договорам социального найма, в том числе, детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения предоставляются на основании принимаемого в соответствии с годовым жилищным планом решения уполномоченного Правительством Нижегородской области органа исполнительной власти Нижегородской области. Согласно постановлению Правительства Нижегородской области от 07.12.2007 года N 460 уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской области определено министерство жилищной политики и жилищного фонда Нижегородской области. В силу п.1 ст.5 Закона Нижегородской области N 147-З от 10.12.2004 года "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, однократно обеспечиваются по месту выявления и первичного устройства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 02.12.2008 г. N 566 "Об утверждении Положения о порядке формирования сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области" сводный список "детей-сирот" составляется Министерством социальной политики Нижегородской области на основании списков "детей-сирот", формируемых соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области. Обязанности по обеспечению жильем "детей-сирот", нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма и включенных в Сводный список "детей-сирот" по Навашинскому району, с 01 января 2010 года возлагаются на Министерство социальной политики Нижегородской области в связи с принятием Закона Нижегородской области от 30.09.2009 г. N 192-3 "О внесении изменений в Закон Нижегородской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений". Таким образом, жилое помещение М.Т.В. должно быть предоставлено Министерством социальной политики Нижегородской области. Согласно ст.15 Жилищного кодекса РФ: жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. В соответствии со ст.50 Жилищного кодекса РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Согласно п.1, 2 ст.12 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 года N 123-3 "О жилищной политике в Нижегородской области" жилые помещения жилищного фонда Нижегородской области предоставляются гражданам по договорам социального найма (далее также - жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма) в виде отдельных квартир, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Норма предоставления общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, устанавливается в размере: не менее 33 кв.метров - для одиноко проживающих граждан. В соответствии со ст.57 ЖК РФ истице должно быть предоставлено по договору социального найма благоустроенное и расположенное в черте г."..." жилое помещение не менее 33 квадратных метров общей площади. В силу ст.18 Конституции РФ "Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием". Статьей 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилое помещение детям сиротам предоставляется вне очереди. Данная норма является нормой прямого действия на территории РФ и подлежит непосредственному применению. Таким образом, Министерство социальной политики, не предоставив до настоящего времени истице благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, грубо нарушает ее жилищные права.
Представитель Министерства социальной политики Нижегородской области П.Е.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, пояснил суду, что согласно положениям Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон) и Закона Нижегородской области от 10.12.2004 года N 147-3 "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области" (далее - Закон) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Положением о формировании сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 02.12.2008 г. N 566, предусмотрено, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, включенным в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, за счет средств областного бюджета в Нижегородской области на соответствующий финансовый год. Сводный список на соответствующий финансовый год составляется министерством на основании списков, формируемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Согласно пунктам 12, 13 Положения список муниципального образования формируется ежегодно, и в срок до 1 марта года, предшествующего планируемому году, представляется в министерство на бумажном и электронном носителях, министерство формирует и утверждает Сводный список на планируемый год в срок до 1 мая года, предшествующего планируемому году. Администрация Навашинского района Нижегородской области предоставила сведения по М.Т.В. для включения в Сводный список на 2012 год в установленный срок. Однако, в соответствии с п.13, 14, 15 Положения на основании приложенных к списку муниципальных образований документов министерство осуществляет проверку и обоснованность включения детей-сирот в список муниципального образования. Министерство при формировании Сводного списка на 2012 год вправе запросить от органов местного самоуправления иные документы, подтверждающие основания включения детей-сирот в Сводный список. В случае отказа во включении детей-сирот в Сводный список министерство уведомляет об этом органы местного самоуправления в месячный срок со дня утверждения Сводного списка с обоснованием причины такого отказа. Министерство не включило М.Т.В. в Сводный список, в связи с тем, что отсутствует информация об отце М.Т.В., без которой не имеется возможности определить статус истицы для отнесения ее к категории детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Данная информация была доведена до администрации Навашинского района Нижегородской области письмом министерства от 26.05.2011 г. N "...". Однако указанные нарушения администрацией устранены не были. Исходя из вышеизложенного, в настоящее время у Министерства социальной политики Нижегородской области отсутствуют правовые основания для включения М.Т.В. в Сводный список на 2012 год и обеспечения ее жилым помещением. Вместе с тем, в случае предоставления недостающей информации, М.Т.В. может быть включена в Сводный список на 2012 год и обеспечена жилым помещением. Таким образом, в настоящее время у прокурора отсутствуют основания для предъявления заявленных требований по предоставлению М.Т.В. жилого помещения.
М.Т.В., представители третьих лиц - органа опеки и попечительства, администрации города Навашино Нижегородской области - в суд не явились.
Решением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 09 февраля 2012 года постановлено: Обязать Министерство социальной политики Нижегородской области вне очереди предоставить по договору социального найма М.Т.В., "..." года рождения, уроженке "...", жилое помещение в черте города Навашино Нижегородской области, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 33 квадратных метров.
В апелляционной жалобе Министерства социальной политики Нижегородской области поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции. Указано, что М.Т.В. не могла быть обеспечена жилым помещением по причине несоблюдения порядка по предоставлению жилых помещений, установленного Положением о формировании сводного списка детей-сирот. Судом не учтено, что Министерство не включило М.Т.В. в сводный список в связи с тем, что отсутствует информации об отце М.Т.В., без которой не имеется возможности определить статус истицы как сироты.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда, согласно требованиям ст.327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 26 августа 1996 года умерла М.О.Н., одинокая мать М.Т.В.
20 августа 1997 года постановлением главы администрации Навашинского района N"..." несовершеннолетняя М.Т.В. "..." г.р., направлена в детский дом г. Навашино.
В связи со смертью матери М.Т.В. в соответствии со ст.1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. М.Т.В. из-за отсутствия жилья, состоит в очереди по улучшению жилищных условий на внеочередное предоставление жилой площади в администрации города Навашино за N 3.
30 июня 2011 года несовершеннолетняя М.Т.В. закончила государственное образовательное учреждение профессиональное училище "..." по профессии "...". Обучаясь в "...", несовершеннолетняя находилась на полном государственном обеспечении и проживала в общежитии данного образовательного учреждения, расположенном по адресу: "...". Занимаемое М.Т.В. в общежитии училища жилое помещение предоставлено ей только на период обучения. В общежитии истица зарегистрирована временно. Собственного жилья М.Т.В. не имеет.
Разрешая гражданское дело по существу заявленных требований, суд первой инстанции сделал вывод о наличии правовых оснований для удовлетворения требований прокурора.
Довод апелляционной жалобы о том, что ответчик обоснованно не включил М.Т.В. в сводный список в связи с тем, что отсутствует информации об отце М.Т.В., без которой не имеется возможности определить статус истицы как сироты, является необоснованным.
Ответчиком не указано, какие дополнительные сведения затребовались и необходимы для уточнения информации об отце истицы при наличии данных, что сведения об отце М.Т.В. в свидетельстве о рождении записаны со слов матери.
Суд с учетом имеющихся в материалах делах достоверных доказательств - свидетельства о рождении и справки ЗАГС (л.д. 9, 10) - установив отсутствие отца у М.Т.В., обоснованно удовлетворил иск, заявленный прокурором в ее интересах.
В силу изложенного доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда и подлежат отклонению как необоснованные.
Нормы материального права применены судом правильно, существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, также не допущено, поэтому оснований к отмене решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст.328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда определила:
Решение Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 09 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социальной политики Нижегородской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Нижегородского областного суда от 21 августа 2012 г. N 33-6055/2012
Текст определения официально опубликован не был