Определение Нижегородского областного суда
от 23 октября 2012 г. N 33-7887/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Кутыревой Е.Б.,
судей: Лысовой Е.В., Сокуровой Ю.А.,
при секретаре: г.,
с участием: представителя Военного комиссариата Нижегородской области С.В.Н. (по доверенности),
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи областного суда Лысовой Е.В. дело по апелляционной жалобе Военного комиссариата Нижегородской области на решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 26 января 2012 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к Военному комиссариату Нижегородской области о перерасчете пенсии, установила:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о перерасчете пенсии, указывая, что является подполковником в отставке, состоит на учете в Военкомате Канавинского района г. Н.Новгорода с 29.05.2011 г. Пенсию получает из должностного довольствия по военной должности, которую занимал перед увольнением в запас - начальник группы хранения вооружения и техники войсковой части N (на тот момент 8 т.р.). На эту должность истец был назначен в связи с заменой из Дальневосточного военного округа с должности начальника артиллерии мотострелкового полка (11 т.р.), т.е. с высшей должности на низшую. Назначить истца на равную должность не представлялось возможным из-за проводимых в округе организационно-штатных мероприятий. Приказ о сохранении за истцом месячного оклада по ранее занимаемой воинской должности был подписан командующим войсками МВО только после обращения в суд 21.05.2001 г. на основании приказа МО РФ от "..." N. На этот момент истец был уже уволен в запас.
В соответствии с п.п."а" п.9 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941 истец имеет право на получение пенсии, исходя из оклада по ранее занимаемой воинской должности, т.е. по 11 тарифному разряду. Истец неоднократно обращался к ответчику, но получал только формальные отписки. Работники центра социального обеспечения ссылаются на то, что на низшую должность истец был назначен в связи с заменой из Дальневосточного военного округа и по собственному желанию. Также ответчик мотивирует свой отказ тем, что в "боковике" приказа об увольнении истца не указано, что ему положено выплачивать пенсию по высшей должности. Из-за отсутствия цифр в "боковике" истец не может получать ту пенсию, которую заслужил. После обращения в гарнизонный суд, ответчиком добровольно, без вынесения решения судом, была исправлена часть документов, но приказ об увольнении исправлен не был.
На основании изложенного, с учетом измененных исковых требований в порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса РФ, истец ФИО1 просит обязать военный комиссариат Нижегородской области исчислить ему пенсию исходя из должностного оклада начальника артиллерии мотострелкового полка с 30 апреля 2001 года, поскольку не по его вине пенсия ему была исчислена не из положенного в соответствии с законом оклада.
В судебном заседании суда первой инстанции истец ФИО1 исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Военного комиссариата Нижегородской области ФИО8 (по доверенности) исковые требования не признал.
Решением Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 26 января 2012 года постановлено:
Исковые требования ФИО2 удовлетворить. Обязать военный комиссариат Нижегородской области произвести перерасчет выплачиваемой ФИО1 пенсии с 30 апреля 2001 года из должностного оклада начальника артиллерии N мотострелкового полка 99 мотострелковой дивизии Дальневосточного военного округа.
В апелляционной жалобе Военный комиссариат Нижегородской области просит решение Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 26 января 2012 года отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права.
В возражениях относительно апелляционной жалобы ФИО1 просит решение Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 26 января 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность оспариваемого судебного решения проверена судебной коллегией по правилам Главы 39 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно нее.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав объяснения явившихся по делу лиц, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку оно постановлено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ФИО1, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, характер спорных правоотношений, к которым применил нормы материального права, их регулирующие, дал надлежащую оценку представленным доказательствам в их совокупности. Оснований сомневаться в объективности оценки и исследования доказательств не имеется.
Доводы апелляционной жалобы военного комиссариата Нижегородской области подлежат отклонению по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец ФИО1 приказом Командующего войсками Московского военного округа N от 18 ноября 1998 года в звании подполковника с должности начальника артиллерии N мотострелкового полка 99 мотострелковой дивизии Дальневосточного военного округа и состоящего в распоряжении Командующего войсками округа, был назначен начальником группы хранения вооружения и техники (артиллерийской) отдела хранения вооружения и техники (танкового) N гвардейской базы хранения вооружения и техники (танковых войск), N.
21 мая 2001 года в данный приказ были внесены изменения, п.1 приказа изложен в новой редакции, согласно которой подполковник ФИО1, бывший начальник артиллерии N мотострелкового полка 99 мотострелковой дивизии Дальневосточного военного округа, прибывший по замене и состоящий в распоряжении командующего войсками Московского военного округа, назначен начальником группы хранения вооружения и техники отдела хранения вооружения и техники N гвардейской базы хранения вооружения и техники, N. Перемещен с согласия военнослужащего на воинскую должность с меньшим месячным окладом в связи с организационно-штатными мероприятиями с сохранением права в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 марта 1999 года N на получение оклада по ранее занимаемой воинской должности. Должностной оклад на день перемещения - "..." рублей (11 тарифный разряд).
Приказом Главнокомандующего войсками Московского военного округа N от 22 января 2001 года ФИО1 уволен с военной службы с зачислением в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (подпункт "а" п.1 ст.51 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе") с выслугой лет в календарном исчислении - 27 лет 2 месяца, в льготном исчислении - 37 лет 6 месяцев.
Таким образом, на 1998 год, год перемещения истца на нижеоплачиваемую должность, он имел выслугу лет, позволяющую ему уволиться в запас, получать пенсию (24 года).
Также установлено, что после перевода истец на нижеоплачиваемой должности прослужил более 2 лет.
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, регламентировано Федеральным законом от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Статья 43 названного Закона предусматривает, что пенсии военнослужащим, назначаемые по его нормам, исчисляются из оклада по должности, воинскому или специальному званию и процентной надбавки за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данного предписания Советом Министров - Правительством Российской Федерации 22 сентября 1993 года принято Постановление N 941, пунктами 8 и 9 которого установлено, что все составляющие денежного довольствия, исходя из специфики военной службы, учитываются на дату увольнения военнослужащего, так как к этому моменту оно обычно достигает максимального размера, благодаря чему обеспечиваются и максимальные размеры пенсий.
Согласно п.п. "а" п.9 Постановления Правительства РФ N 941 от 22.09.1993 г. "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсии в порядке, предусмотренном п.8 настоящего Постановления включается уволенным с военной службы военнослужащим (кроме указанных в подпунктах "в", "г" и "д" настоящего пункта) - оклад по последней штатной должности (с учетом абзаца второго настоящего подпункта), оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентную надбавку за выслугу лет, исчисленную из этих окладов.
Офицерам, переведенным по состоянию здоровья или возрасту с летной работы, подводных лодок (подводных крейсеров), атомных надводных кораблей (в том числе офицерам органов безопасности, обслуживающим атомные надводные корабли и атомные подводные крейсеры, включая вторые экипажи и экипажи строящихся крейсеров) и минных тральщиков на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, пенсия при последующем увольнении их с военной службы может исчисляться исходя из оклада по штатной должности, которую они занимали до указанного перевода. В таком же порядке могут исчисляться пенсии при увольнении с военной службы также офицерам в званиях подполковника, ему равном и выше, переведенным в интересах службы по состоянию здоровья, возрасту или в связи с организационно-штатными мероприятиями с должностей, которые они занимали не менее одного года, на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет.
Право офицера в званиях подполковника, ему равном и выше, переведенным в интересах службы по состоянию здоровья, возрасту или в связи с организационно-штатными мероприятиями с должностей, которые они занимали не мене одного года, на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, при увольнении на исчисление пенсии исходя из оклада по штатной должности, которую они занимали до указанного перевода установлено Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 1995 года N 1143 "О внесении изменений в постановление Совета Министров -Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Постановления Правительства РФ от 20 ноября 1995 года следует читать: "N 1134"
Таким образом, положения п.9 Постановления Правительства РФ N 941 от 22.09.1993 г. устанавливают дополнительные гарантии социального обеспечения отдельных категорий офицеров ввиду особых условий прохождения ими военной службы.
Пункт "а" ст.5 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" устанавливает, что военнослужащие приобретают право на пенсию за выслугу лет, если они имеют предусмотренную этим Законом выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Пункт "а" ст.13 указанного Закона устанавливает, что право на пенсию за выслугу лет имеют военнослужащие, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.
Анализируя вышеуказанные нормы действующего законодательства, суд пришел к правильному выводу о том, что при увольнении с военной службы истец имел право на исчисление пенсии исходя из оклада по штатной должности начальника артиллерии N мотострелкового полка N мотострелковой дивизии Дальневосточного военного округа, которую он занимал до перевода на должность начальника группы хранения вооружения и техники отдела хранения вооружения и техники N гвардейской базы хранения вооружения и техники, N, с которой впоследствии был уволен в запас.
При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что вышеприведенные положения Постановления Правительства РФ N 941, как на день перевода истца на нижеоплачиваемую должность, так и на день увольнения его из вооруженных сил, действовали и должны были быть распространены на истца, поскольку на день перевода истца на нижеоплачиваемую должность он имел выслугу лет более 20 лет, дающую ему право на пенсию по выслуге лет, имел звание подполковника, переведен на нижеоплачиваемую должность в связи с организационно-штатными мероприятиями в Вооруженных силах РФ, с сохранением права в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 марта 1999 года N 305 на получение оклада по ранее занимаемой воинской должности.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждены доказательствами, имеющимися в материалах дела и приведенными в решении суда. Оснований для признания выводов суда первой инстанции неправильными судебной коллегией не установлено.
Вместе с тем с учетом положений ст.58 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", согласно которым сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком, суд 1 инстанции правильно возложил на военный комиссариат Нижегородской области обязанность произвести перерасчет выплачиваемой ФИО1 пенсии с 30 апреля 2001 года.
В обоснование доводов апелляционной жалобы военный комиссариат Нижегородской области ссылается на то, что решение об исчислении пенсии при увольнении исходя из оклада по штатной должности, занимаемой до перевода на должность с меньшим окладом, принимается Министром обороны РФ в индивидуальном порядке с оформлением льготного "боковика", что является основанием для назначения пенсии из сохраненного оклада.
Данный довод не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку отсутствие в боковике приказа о назначении на должность военнослужащего указания о сохранении за ним права на получение пенсии при увольнении, исходя из оклада по ранее занимаемой должности, не может служить основанием для ограничения права истца на получение пенсии в размере, установленном п.9 Постановления Правительства РФ N 941 от 22.09.1993 г.
Кроме того, внесение изменений в приказ с указанием оснований перевода ФИО1 таких, как организационно-штатные мероприятия, с сохранением права в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 марта 1999 года N 305 на получение оклада по ранее занимаемой воинской должности, в свою очередь, подтверждает факт наличия у истца права на получение пенсии в большем размере.
Издание должностными лицами Министерства обороны РФ приказа о назначении ФИО1 на должность с меньшим должностным окладом без обязательного указания основания такого назначения, без сохранения права на исчисление пенсии из оклада по предыдущей должности повлекло нарушение пенсионных прав истца, в связи с чем исковые требования истца правомерно признаны судом законными и обоснованными.
В целом доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда, несоответствии выводов суда установленным по делу обстоятельствам правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенным судом первой инстанции толкованием действующего законодательства и подлежат отклонению.
Ссылок на факты, оставшиеся без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.
Решение суда соответствует требованиям ст.198 Гражданского процессуального кодекса РФ, основания к отмене решения суда, установленные ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ отсутствуют.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда определила:
Решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 26 января 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу военного комиссариата Нижегородской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Нижегородского областного суда от 23 октября 2012 г. N 33-7887/2012
Текст определения официально опубликован не был