Определение Нижегородского областного суда
от 11 декабря 2012 г. N 33-9221/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
Председательствующего: Железновой Н.Д.,
Судей: Старковой А.В., Захаровой С.В.,
при секретаре: К.,
с участием представителя Министерства социальной политики Нижегородской области С.Л.Г. (по доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Захаровой С.В., дело по апелляционной жалобе Министерства социальной политики Нижегородской области на решение Бутурлинского районного суда Нижегородской области от 05 сентября 2012 года по иску прокурора Бутурлинского района Нижегородской области в интересах К.М.К. к Администрации Бутурлинского муниципального района, Министерству социальной политики Нижегородской области о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как ребенка, оставшегося без попечения родителей, и предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, установила:
Прокурор Бутурлинского района Нижегородской области в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах К.М.К. к Администрации Бутурлинского муниципального района Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как ребенка, оставшегося без попечения родителей, и предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Бутурлинского района Нижегородской области проведена проверка по обращению К.М.К. по вопросу обеспечения жилым помещением как лица, оставшегося без попечения родителей.
Решением Бутурлинского районного суда Нижегородской области от 17 октября 2000 года родители К.М.К., ххх года рождения, К.Г.В., ххх г. рождения (мать), и К.К.А., ххх1 г. рождения (отец), лишены в отношении него родительских прав.
Постановлением главы администрации Бутурлинского района Нижегородской области от 16 ноября 2000 г. N х К.М.К. помещен в социальное учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей - Х.
Данным постановлением за ним было закреплено жилое помещение по адресу: Нижегородская обл., Бутурлинский район, х, д. х, кв. х.
В соответствии с актом комиссии Ягубовской сельской администрации Бутурлинского района Нижегородской области от 12 апреля 2012 года, вышеуказанное жилое помещение находится в аварийном состоянии и непригодно для постоянного проживания по жилищно-бытовым условиям.
В нарушение действующего законодательства К.М.К. в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения на учет поставлен не был, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жильем, не включен.
Прокурором в Администрацию Бутурлинского муниципального района Нижегородской области было направлено требование о проведении обследования на предмет пригодности для проживания жилого помещения, расположенного по адресу: Нижегородская обл., Бутурлинский район, х, ул. х, д. х, кв. х.
Ответом Администрации N хх от 22 марта 2012 года в удовлетворении данного требования отказано на том основании, что межведомственная комиссия Бутурлинского района не может провести обследование жилого помещения по вышеназванному адресу ввиду непредставления К.М.К. нотариально заверенных копий правоустанавливающих документов на жилое помещение, плана жилого помещения с его техническим паспортом, заключения специализированной организации, проводящей обследование жилого помещения.
На основании изложенного прокурор просил суд:
- признать незаконным бездействие Администрации Бутурлинского муниципального района Нижегородской области по непризнанию нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении К.М.К. как ребенка, оставшегося без попечения родителей;
- обязать Администрацию Бутурлинского муниципального района Нижегородской области признать К.М.К. нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении;
- обязать Администрацию Бутурлинского муниципального района Нижегородской области внести сведения о К.М.К. в список детей - сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета, формируемый Администрацией Бутурлинского муниципального района Нижегородской области на 2013 год;
- обязать Министерство социальной политики Нижегородской области внести сведения о К.М.К. в сводный список детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета, формируемый Министерством социальной политики Нижегородской области на 2013 год;
- обязать Министерство социальной политики Нижегородской области предоставить К.М.К. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, пригодное для проживания граждан, отвечающего санитарным и техническим правилам, площадью не ниже установленных действующим жилищным законодательством социальных норм в 2013 году.
В судебном заседании помощник прокурора Бутурлинского района Нижегородской области Назаркин А.Н. исковые требования поддержал.
К.М.К. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика - Администрации Бутурлинского муниципального района Нижегородской области по доверенности Коваленко Т.Б. исковые требования не признала.
Представитель ответчика - Министерства социальной политики Нижегородской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве исковые требования не признал.
Решением Бутурлинского районного суда Нижегородской области от 05 сентября 2012 года исковые требования удовлетворены частично.
Суд обязал Администрацию Бутурлинского муниципального района Нижегородской области внести сведения о К.М.К. в список детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета, формируемый Администрацией Бутурлинского муниципального района Нижегородской области на 2013 год.
Министерство социальной политики Нижегородской области обязано внести сведения о К.М.К. в сводный список детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета, формируемый Министерством социальной политики Нижегородской области на 2013 год.
Министерство социальной политики Нижегородской области обязано предоставить К.М.К. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, пригодное для проживания граждан, отвечающее санитарным и техническим правилам, площадью не ниже установленных действующим жилищным законодательством социальных норм в 2013 году.
В удовлетворении исковых требований о признании незаконным бездействия Администрации Бутурлинского муниципального района Нижегородской области по непризнанию нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении К.М.К. как ребенка, оставшегося без попечения родителей, об обязании признать К.М.К. нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении - отказано.
В апелляционной жалобе Министерство социальной политики Нижегородской области просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное. Заявитель жалобы указывает, что вывод суда о непригодности закрепленного за К.М.К. жилого помещения является недоказанным, невозможность К.М.К. собрать необходимый пакет документов для подачи в межведомственную комиссию для получения заключения о признании закрепленного за ним помещения непригодным для проживания документально не подтверждается. Кроме того, дети-сироты, имеющие закрепленное жилое помещение и являющиеся малоимущими, подлежат обеспечению жильем за счет средств местного, а не областного бюджета, что судом учтено не было.
Исходя из принципа диспозитивности и в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Разрешая спор и удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, характер спорных правоотношений, к которым применил нормы материального права, их регулирующие, дал надлежащую оценку представленным доказательствам в их совокупности.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что К.М.К., ххх г. рождения, как лицо, оставшееся без попечения родителей, должен быть включен в список детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета, формируемый Администрацией Бутурлинского муниципального района Нижегородской области на 2013 год, и соответствующий Сводный список, формируемый Министерством социальной политики Нижегородской области, поскольку жилье, которое закреплено за ним по адресу Нижегородская обл., Бутурлинский район, х, д. х, кв. х, является непригодным для проживания, т.е. К.М.К. не обеспечен пригодным для постоянного проживания жильем, отвечающим установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
При этом суд, с учетом изложенных обстоятельств, пришел к обоснованному выводу о включении К.М.К. в указанный Сводный список, так как согласно положениям ст. 18 Конституции РФ, ч.ч.1, 2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, а также положениям ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", обязанность соответствующих органов предоставить вне очереди не ниже установленных социальных норм жилое помещение распространяется в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не имеют закрепленного жилого помещения.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции правильными.
По смыслу ст. 49 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
Жилые помещения государственного жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
По смыслу п. 4, 5 указанной статьи Жилищного кодекса РФ, решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.
Согласно п. 1 ст. 5 Закона Нижегородской области "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее также - дети-сироты и лица из их числа), не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, однократно обеспечиваются по месту выявления и первичного устройства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Таким образом, по смыслу приведенных норм права, законодательством Нижегородской области предусмотрены дополнительные гарантии прав лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных учреждениях по предоставлению жилого помещения, относящиеся к расходным обязательствам субъекта РФ, однако круг данных лиц ограничен критерием закрепления за такими лицами жилого помещения. Кроме того, лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления им жилого помещения должно встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 23 лет.
Согласно Положению о порядке формирования сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета, утвержденному постановлением Правительства Нижегородской области от 02 декабря 2008 года N 566, предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений по договору социального найма в Нижегородской области осуществляется в соответствии со сводными списками детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, за счет средств областного бюджета в Нижегородской области на соответствующий финансовый год.
Сводный список на соответствующий финансовый год составляется Министерством социальной политики Нижегородской области на основании списков, формируемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Из материалов дела следует, что К.М.К. является ребенком, оставшимся без попечения родителей. Решением Бутурлинского районного суда Нижегородской области от 17 октября 2000 г. его родители - К.Г.В. и К.К.А. были лишены в отношении него родительских прав.
На основании постановления главы администрации Бутурлинского района Нижегородской области от 16 ноября 2000 года N х К.М.К. помещен в социальное учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей - Х.
Этим же постановлением за ним закреплено право пользования жилым помещением по адресу: Нижегородская обл., Бутурлинский район, х, д. х, кв. х.
Распоряжением Администрации Бутурлинского муниципального района Нижегородской области от 23 апреля 2004 г. N х К.М.К. включен в льготную очередь на получение жилого помещения, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, на том основании, что жилой дом по адресу Нижегородская обл., Бутурлинский район, х, д. х, кв. х, где проживала его мать, находится в разрушенном, непригодном для проживания состоянии (акт комиссии Х сельской администрации от 12.04.2004 г.).
Как следует из Акта обследования жилищно-бытовых условий проживания детей семьи К. от 12 апреля 2004 г., составленного Х сельской администрацией, квартира N х в доме N х по ул. х в с. х, находящаяся в четырехквартирном кирпичном доме, расположена на первом этаже, данный дом находится в аварийном состоянии, оконные и дверные блоки отсутствуют, в доме нет света, полов и отопления. В указанном доме никто не проживает, жилищно-бытовые условия неудовлетворительные.
Согласно справке комиссии по жилищным вопросам Администрации Бутурлинского муниципального района Нижегородской области от 13 августа 2012 г. N х К.М.К. признан нуждающимся в жилом помещении и поставлен на учет в качестве такового как ребенок, оставшийся без попечения родителей, на основании распоряжения Администрации Бутурлинского муниципального района Нижегородской области от 23 апреля 2004 г. "О включении в льготную очередь на получение жилья".
В январе 2011 г. Администрацией Бутурлинского муниципального района Нижегородской области был составлен список очередности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из числа Бутурлинского муниципального района Нижегородской области на получение жилого помещения по состоянию на 01 января 2011 г., в данном списке под N х значится К.М.К.
24 февраля 2011 г. Администрацией Бутурлинского муниципального района Нижегородской области в Министерство социальной политики Нижегородской области был направлен список детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилья по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в 2012 г., в данном списке под N х также был указан К.М.К.
Однако Министерством социальной политики было отказано во включении К.М.К. в Сводный список на 2012 г. на том основании, что у него уже имеется закрепленное жилое помещение, а заключение межведомственной комиссии о признании данного жилого помещения непригодным для проживания отсутствует.
Таким образом, из представленных суду вышеуказанных доказательств следует вывод, что жилое помещение, закрепленное за К.М.К. как лицом, оставшимся без попечения родителей и состоящим с 2004 г. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, является непригодным для проживания.
Ни акт обследования жилого помещения от 12 апреля 2004 г., ни распоряжение Администрации Бутурлинского муниципального района Нижегородской области от 23 апреля 2004 г. N х-р в установленном законом порядке и сроки не оспорены.
Доказательств того, что за К.М.К. закреплено иное пригодное для постоянного проживания жилое помещение, в материалах дела не имеется, суду первой и апелляционной инстанции не представлено.
Поскольку К.М.К. относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения по причине его фактического разрушения, то в соответствии с действующим законодательством он имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Возражения заявителя жалобы о том, что обязанность по предоставлению К.М.К. жилого помещения должна быть возложена на органы местного самоуправления, судебная коллегия находит несостоятельными.
В силу положений Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Тем самым, обязательства по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа подлежат исполнению субъектом Российской Федерации, а не муниципальным образованием.
В соответствии с Положением о Министерстве социальной политики Нижегородской области, утв. постановлением Правительства области от 25.03.2009 N 148, Министерство ведет сводные списки граждан для предоставления жилых помещений в жилищном фонде Нижегородской области социального использования и оказания содействия Нижегородской области в улучшении жилищных условий (отдельно по каждой из форм содействия) в очередном финансовом году (п. 3.6.11); принимает в пределах своей компетенции решение о предоставлении жилых помещений жилищного фонда Нижегородской области по договорам социального найма гражданам и выступает наймодателем жилых помещений жилищного фонда Нижегородской области в соответствии с действующим законодательством (п. 4.4).
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно возложил на Министерство социальной политики Нижегородской области обязанность по предоставлению К.М.К. вне очереди жилого помещения по договору социального найма, пригодного для проживания граждан, отвечающего санитарным и техническим правилам, площадью не ниже установленных действующим жилищным законодательством социальных норм в 2013 году.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание и отмену оспариваемого судебного постановления не влекут, поскольку они основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, регулирующих вопросы предоставления жилья детям-сиротам, и несогласии с произведенной судом оценкой доказательств.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом обсуждения в суде первой инстанции, им дана надлежащая оценка. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Учитывая изложенное, решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила:
Решение Бутурлинского районного суда Нижегородской области от 05 сентября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социальной политики Нижегородской области - без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Нижегородского областного суда от 11 декабря 2012 г. N 33-9221/2012
Текст определения официально опубликован не был