В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки (камеральной или выездной), а также с выводами и предложениями проверяющих налогоплательщик (его представитель) в силу п. 6 ст. 100 НК РФ в течение 15 рабочих дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения.
Указание в приведенной статье НК РФ только на возможность представления письменных возражений не является исключением для представления соответствующему налоговому органу письменного ходатайства о снижении налоговой санкции.
Процедура рассмотрения материалов налоговой проверки предусматривает права налогоплательщика участвовать в рассмотрении лично и (или) через своего представителя и давать свои объяснения, даже при отсутствии письменных возражений (п. 2 и 4 ст. 101 НК РФ).
Заявить ходатайство можно до вынесения налоговым органом решения, а значит, вне рамок его обжалования в вышестоящий налоговый орган и судебного разбирательства.
В свою очередь, нормы ст. 101 НК РФ дают право руководителю (заместителю руководителя) в ходе рассмотрения акта, в том числе выявлять смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения обстоятельства.
К обстоятельствам, смягчающим ответственность за совершение налогового правонарушения, отнесены, помимо перечисленных в пп.1, 2 и 2.1 п. 1 ст. 112 НК РФ, иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность (пп.3 п. 1 ст. 112 НК РФ).
Следовательно, перечень обстоятельств, которые могут быть отнесены к смягчающим не является закрытым, а должностное лицо налогового органа, рассматривающее дело о налоговом правонарушении, вправе самостоятельно по своему внутреннему убеждению относить те или иные обстоятельства к числу смягчающих налоговую ответственность.
В случае наличия хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей гл. 16 "Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение" НК РФ за совершение налогового правонарушения (п. 3 ст. 114 НК РФ).
Анализ практики применения положений п. 1 ст. 112 НК РФ позволяет выделить: - общие для всех категорий налогоплательщиков основания снижения санкций; - основания, применяемые в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц; - основания, применяемые в отношении индивидуальных предпринимателей и физических лиц.
Общими основаниями для снижения штрафных санкций по ходатайствам налогоплательщиков являются следующие: отсутствие неблагоприятных экономических последствий для бюджета; незначительная просрочка представления декларации; совершение правонарушения впервые за весь период осуществления деятельности; представление уточненных налоговых деклараций и уплата доначисленных сумм налогов по акту налоговой проверки до вынесения решения налогового органа; наличие у налогоплательщика непогашенных кредитов и займов; наличие переплаты по налогу на день вынесения налоговым органом решения; тяжелое финансовое положение; несоразмерность санкции последствиям совершенного правонарушения.
Для снижения штрафных санкций по ходатайствам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей можно учитывать следующие обстоятельствами: финансирование налогоплательщика из бюджета и (или) осуществление им социально-значимой деятельности; последствия взыскания налоговых санкций в полной сумме в виде банкротства налогоплательщика; уничтожение первичной бухгалтерской документации в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством (пожар, наводнение и т.п.).
Основаниями снижения штрафа по ходатайствам индивидуальных предпринимателей и физических лиц являются: наличие на иждивении у налогоплательщика несовершеннолетних детей или родителей, а также иных лиц; тяжелое материальное положение; наличие тяжелого заболевания; наличие государственных наград; наличие инвалидности; участие налогоплательщика в ликвидации природных (экологических) катастроф (Чернобыльская катастрофа, авария на производственном объединении "Маяк" и т.п.); участие налогоплательщика в боевых действиях.
Установление в некоторых статьях гл. 16 НК РФ минимального размера штрафа (в частности, в п. 1 ст. 119 НК РФ) не исключает возможности снижения санкции.
Обстоятельства, приводимые налогоплательщиком в ходатайстве, должны быть подтверждены соответствующими прилагаемыми к ходатайству документами (их копиями).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснения УФНС России по Нижегородской области от 29 января 2013 г. "У налогоплательщика есть возможность снизить штрафные санкции, выявленные в ходе налоговой проверки"
Текст разъяснений размещен на сайте УФНС России по Нижегородской области http:\\www.r52.nalog.ru