Досье на проект Федерального Закона
До 2013 года в федеральном законодательстве действовала норма, предусматривающая обязанность налогоплательщиков представлять в налоговые органы промежуточную бухгалтерскую отчетность.
Однако с 1 января 2013 года данная норма была отменена, что негативным образом сказывается на работе банковского сектора и контролирующих органов.
В целях оценки финансового положения заемщика и формирования резерва на возможные потери по ссудам коммерческие банки требуют от заемщиков представления бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках ежеквартально. Такая необходимость вызвана оценкой рисков в отношении заемщика, анализом его деятельности с целью возможной переклассификации ссуды в иную категорию качества.
Кроме того, если по заемщику в течение периода более одного квартала отсутствует информация (бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках), то ссуда классифицируется, как минимум, во II-ю категорию качества с формированием резерва в размере не менее 20 процентов. Если же по заемщику указанная информация отсутствует дольше двух кварталов, ссуда классифицируется в III-ю категорию качества с формированием резерва в размере не менее 50 процентов.
Таким образом, представление заемщиком бухгалтерской отчетности по итогам каждого квартала необходимо банкам для формирования кредитного досье и вынесения мотивированного суждения в отношении кредитного риска и размера резерва.
Кроме того, Центральный банк Российской Федерации при проверке кредитных портфелей банков в том числе выезжает по месту деятельности заемщиков и сверяет с данными налоговых инспекций достоверность содержащихся балансов заемщиков у банков в кредитных досье.
В случае установления факта представления заемщиком отчетности, которая является недостоверной или отличной от отчетности, представленной заемщиком органам государственной власти или официально опубликованной, банк обязан классифицировать ссуду, предоставленную такому заемщику, не выше чем в III-ю категорию качества с формированием резерва в размере не менее 50 процентов, что является прямым уменьшением собственного капитала банка.
В целях выполнения основной задачи налоговых органов - осуществления контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации других обязательных платежей, также необходимо представление налогоплательщиками в налоговые органы наряду с налоговой отчетностью и промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Обязанность представления налогоплательщиками в налоговые органы промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности необходима в том числе:
- для целей мониторинга контроля формирования бюджетных назначений;
- для расчета поступлений платежей в бюджетную систему на среднесрочную перспективу;
- для реализации материалов налоговых проверок и права на принятие налоговыми органами обеспечительных мер, предусмотренных пунктом 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении имущества налогоплательщика и определения по данным бухгалтерского учета налогоплательщика стоимости его имущества;
-для эффективного осуществления одной из форм налогового контроля (камеральной налоговой проверки).
Согласно статье 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговой декларации и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
В ходе камеральной налоговой проверки используются как внутридокументные, так и междокументные контрольные соотношения.
Внутридокументные контрольные соотношения, определяющие соответствие показателей, отраженных в различных разделах налоговой декларации, проверяются в автоматизированном режиме.
Другая группа контрольных соотношений, которые проверяются в неавтоматизированном режиме, основана на сопоставлении ряда показателей налоговой декларации информации, содержащейся в документах, представленных налогоплательщиком вместе с декларацией. В связи с отсутствием промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности возникает необходимость дополнительного истребования документов как у налогоплательщика, так и из внешних источников, что приводит к возникновению дополнительного документооборота, к дополнительным трудозатратам как со стороны налогоплательщика, так и со стороны налогового органа.
В связи с изложенным представленным проектом федерального закона предлагается внести изменения в подпункт 5 пункта 1 статьи 23 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и часть 2 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" в части представления предприятиями и организациями в налоговые органы ежеквартальной (промежуточной) бухгалтерской отчетности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.