Законодательное Собрание области постановляет:
1. Принять обращение Законодательного Собрания Нижегородской области "К Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву по вопросу совершенствования законодательства в области обращения с отходами производства и потребления".
2. Направить настоящее постановление и указанное обращение Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву.
3. Направить настоящее постановление и указанное обращение в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать обращение.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Собрания |
Е.В. Лебедев |
Обращение
законодательного собрания нижегородской области к Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву по вопросу совершенствования законодательства в области обращения с отходами производства и потребления
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Проблема обращения с отходами производства и потребления является одной из самых актуальных для обеспечения безопасности окружающей среды и здоровья человека. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 26 апреля 2013 года дано поручение Правительству Российской Федерации обеспечить до 1 мая 2014 года доработку и принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и другие законодательные акты Российской Федерации" в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами. В России накоплено более 90 млрд тонн отходов, большая часть которых не имеет собственников. Ежегодно образуется порядка 3,5 млрд тонн отходов. На переработку идет менее 25 процентов. Практически весь указанный объем в дальнейшем размещается на полигонах отходов, санкционированных и несанкционированных свалках. Общая площадь свалок в стране неуклонно растет и превышает 2,5 тыс. км2. По данным Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, только в Приволжском федеральном округе в 2013 году выявлено более 19 000 несанкционированных свалок. Природоохранными органами Нижегородской области ежегодно выявляется более 1 000 фактов нарушения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления. Законодательным Собранием Нижегородской области в 2013 году проведен мониторинг правоприменения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления. В результате мониторинга был выявлен ряд проблемных вопросов, препятствующих эффективному действию законодательства в данной сфере и требующих правовой регламентации на федеральном уровне.
Рост числа несанкционированных свалок во многом связан с исключением деятельности по транспортировке отходов из перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. На наш взгляд, возвращение лицензирования деятельности по транспортировке отходов I - IV классов опасности позволит повысить эффективность контрольных мероприятий и усилит ответственность за нарушение законодательства в данной сфере.
В соответствии с федеральным законодательством услуги по сбору и вывозу бытовых отходов оказываются на основании возмездного гражданско-правового договора, однако обязанность граждан заключать такой договор в законодательстве не установлена. Собственники помещений в многоквартирных жилых домах, в отличие от собственников индивидуальных жилых домов, платят за сбор и вывоз мусора, так как эта услуга входит в плату за содержание помещений. Многие владельцы индивидуальных жилых домов не вывозят свой мусор на полигоны самостоятельно и не заключают договоры с компаниями, предоставляющими услуги по вывозу отходов. Собственники индивидуальных жилых домов бесплатно используют расположенные в жилом секторе мусоросборные контейнеры или выбрасывают образующиеся у них отходы на несанкционированные свалки. В связи с этим необходимо внести изменение в законодательство с целью установления обязанности собственников индивидуальных жилых домов заключать договоры на вывоз бытовых отходов.
Не менее важным является вопрос расчета платы за сбор и вывоз твердых бытовых отходов. В соответствии с действующим жилищным законодательством услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, в связи с чем плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме. Таким образом, плата за вывоз мусора взимается с единицы площади квартиры. Однако объем отходов, образующихся в многоквартирном жилом доме, напрямую зависит от количества проживающих в нем граждан, поэтому предлагается отнести услугу по сбору и вывозу бытовых отходов к коммунальным услугам и выделить ее в расчете платы в отдельную строку.
Важной проблемой является выработка мер государственной поддержки предприятий и организаций, занимающихся переработкой и вторичным использованием отходов производства и потребления. Со вступлением России во Всемирную торговую организацию открылись границы для поставок импортного вторичного сырья, вследствие чего российский рынок наполняется вторичными материальными ресурсами иностранного производства. Уровень развития индустрии переработки отходов европейских стран не позволяет отечественным переработчикам отходов конкурировать с аналогичными европейскими предприятиями. Во многих зарубежных странах в стоимость продукции уже включена стоимость ее утилизации (переработки). За счет средств утилизационного сбора европейские компании получают дополнительные субсидии на переработку отходов. Отсутствие утилизационного сбора в России приводит к тому, что отходы в основном направляются не на переработку, а на полигоны и несанкционированные свалки. Для развития индустрии переработки отходов необходимо совершенствовать систему мер государственной поддержки экологически ориентированного бизнеса, ужесточить таможенное регулирование при ввозе вторичного сырья иностранного производства, ввести экономические стимулы для предприятий, внедряющих технологии производства, сокращающие образование отходов.
Еще одной эффективной формой государственной поддержки отрасли переработки отходов могло бы стать создание стимулирующих мер для предпринимателей при участии в закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Так, например, представляется целесообразным установить соответствующие преимущества в отношении предприятий и организаций, занимающихся производством продукции с использованием вторичных материальных ресурсов.
Законодательное Собрание Нижегородской области просит Вас рассмотреть вышеизложенные предложения по совершенствованию федерального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления и учесть их при исполнении поручения Президента Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 27 февраля 2014 г. N 1233-V "Об обращении Законодательного Собрания Нижегородской области "К Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву по вопросу совершенствования законодательства в области обращения с отходами производства и потребления"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления официально опубликован не был