Постановлением Правительства Нижегородской области от 6 ноября 2013 г. N 813 в настоящее постановление внесены изменения
Постановление Правительства Нижегородской области
от 14 мая 2005 г. N 120
"Об утверждении правил охраны жизни людей на водных объектах
в Нижегородской области"
20 января 2006 г., 26 января, 7 марта, 3 сентября, 21 декабря 2007 г., 12 февраля, 11 апреля 2008 г., 14 января 2009 г., 6 ноября 2013 г.
В соответствии с частью 3 статьи 6, пунктом 8 статьи 25 Водного кодекса Российской Федерации, статьей 7 Закона Нижегородской области от 3 мая 2007 года N 40-З "Об охране и использовании водных объектов в Нижегородской области" Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые правила охраны жизни людей на водных объектах в Нижегородской области (далее - Правила).
2. Координацию действий при осуществлении охраны жизни людей на водных объектах в Нижегородской области осуществляет комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Нижегородской области.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области:
3.1. Внести соответствующие дополнения в положения о комиссиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований.
3.2. В соответствии с пунктом 1.3. и разделом 2 Правил определить места для массового отдыха, купания, туризма и спорта на водных объектах в пределах соответствующей территории.
3.3. Ежегодно (до 1 марта) рассматривать и утверждать:
- план обеспечения безопасности людей на водных объектах на соответствующей территории, включающий мероприятия по подготовке мест отдыха населения на водных объектах и порядок привлечения сил и средств при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций на акваториях с доведением его до всех организаций, имеющих спасательные силы и средства;
- по согласованию с районными (городскими) органами внутренних дел - порядок привлечения сил и средств на охрану общественного порядка в местах отдыха населения на водных объектах.
3.4. Ежегодно перед началом купального сезона (до 20 мая) организовывать работу комиссий по приемке пляжей и других мест отдыха населения на водных объектах.
3.5. При разработке проектов местных бюджетов предусматривать необходимое финансирование мероприятий, необходимых для реализации Правил.
3.6. Обеспечить опубликование настоящего постановления с приложениями в местных средствах массовой информации.
4. Управлению общественных связей Администрации Губернатора Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления с приложениями в средствах массовой информации.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Губернатор |
Г.М. Ходырев |
Постановлением Правительства Нижегородской области от 6 ноября 2013 г. N 813 в настоящие Требования внесены изменения
Правила
охраны жизни людей на водных объектах в Нижегородской области
(утв. постановлением Правительства Нижегородской области
от 14 мая 2005 г. N 120)
20 января 2006 г., 26 января, 3 сентября, 21 декабря 2007 г., 12 февраля, 11 апреля 2008 г., 14 января 2009 г., 6 ноября 2013 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 года N 835 "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", Законом Нижегородской области от 4 января 1996 года N 17-З "О защите населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и другими нормативными правовыми актами, регламентирующими обеспечение безопасности населения на водных объектах.
1.2. Настоящие Правила устанавливают условия, обеспечивающие безопасность людей на водных объектах: на пляжах, в купальнях и других организованных местах купания (далее именуются - пляжи), местах туризма, спорта и массового отдыха населения на водных объектах (далее именуются - места массового отдыха), на переправах и наплавных мостах, и обязательны для выполнения всеми водопользователями, организациями, иными юридическими и физическими лицами.
В тексте настоящих Правил используются приведенные в приложении 1 (таблицы 1 - 4) полные и сокращенные наименования администрации бассейнов внутренних водных путей, органов технического надзора и классификации судов на внутреннем водном транспорте, органов надзора за безопасностью судоходства в соответствии с их территориальными границами деятельности на судоходных реках и водохранилищах Нижегородской области, установленными Министерством транспорта Российской Федерации и находящимися в его ведении службами и агентствами.
Примечание. В тексте настоящих Правил термин "судоходные реки" означает реки, водохранилища и другие водные объекты на территории Нижегородской области, отнесенные распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.12.2002 N 1800-р в соответствии со статьей 7 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации к внутренним водным путям и открытые для судоходства (Волга, Ока, Сура, Ветлуга, Клязьма, Горьковское и Чебоксарское водохранилища и др.).
1.3. Определение водных объектов для организованного массового отдыха и купания на постоянной или временной (сезонной) основе и регулирование их использования осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с документами территориального планирования и действующим градостроительным, земельным и водным законодательством по согласованию с министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области, Главным управлением МЧС России по Нижегородской области (в том числе отделом Государственной инспекции по маломерным судам в составе Главного управления МЧС России по Нижегородской области (далее - ГИМС МЧС России по Нижегородской области)) и управлением Роспотребнадзора по Нижегородской области.
На водных объектах, относящихся к особо охраняемым природным территориям и объектам, организация пляжей и зон отдыха допускается, если это не противоречит установленному режиму особой охраны указанных особо охраняемых природных территорий.
Сооружение новых или обустройство (открытие для эксплуатации) существующих публичных (для общего пользования населением) пляжей для организованного купания и массового отдыха на территории муниципального образования определяется потребностями населения и финансовыми возможностями местных бюджетов и осуществляется по решениям органов местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством. В случае сооружения или обустройства пляжей на судоходных реках такое решение должно быть согласовано с администрацией бассейна внутренних водных путей в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Положением об особых условиях пользования береговой полосой внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2003 года N 71.
Сооружение или обустройство ведомственных пляжей для организованного купания и массового отдыха осуществляется по инициативе и за счет средств заинтересованных ведомств, иных организаций вне зависимости от форм собственности и физических лиц, при расположении на судоходных реках по согласованию с администрацией бассейна внутренних водных путей в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Положением об особых условиях пользования береговой полосой внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2003 года N 71.
При ограниченных финансовых возможностях местных бюджетов по обустройству и открытию объектов для купания и массового отдыха на водных объектах органами местного самоуправления в традиционных местах массового отдыха и купания должны создаваться необходимые условия и осуществляться профилактические мероприятия для обеспечения безопасности жизни людей посредством привлечения средств из источников, не запрещенных действующим законодательством, и общественности (т.е. добровольных помощников, спасателей на общественных началах), Всероссийского общества спасания на водах (далее - ВОСВОД).
1.4. Ограничение, приостановление или запрещение использования водных объектов для купания, массового отдыха, плавания на маломерных судах или других рекреационных целей осуществляется Правительством Российской Федерации, Правительством Нижегородской области или органами местного самоуправления по представлению компетентных органов в строгом соответствии с нормами Водного кодекса Российской Федерации либо по решению суда.
Оповещение населения об ограничении, приостановлении или запрещении использования водных объектов общего пользования осуществляется органами местного самоуправления через средства массовой информации, специальными информационными знаками или иными способами.
Информационные знаки в обязательном порядке должны содержать указание на причины соответствующего ограничения, приостановления или запрещения (например, "Купание не рекомендуется - микробиологические показатели воды по кишечной палочке превышают норму (дата, наименование и N документа).
1.5. Правительство Нижегородской области регулярно рассматривает состояние охраны жизни людей на водных объектах. Главное управление МЧС России по Нижегородской области совместно с государственным казенным учреждением Нижегородской области "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Нижегородской области" (далее - Управление по делам ГО, ЧС и ПБ Нижегородской области) формируют и представляют на утверждение Правительству Нижегородской области годовые программы и/или планы мероприятий обеспечения безопасности жизни людей на реках и водных объектах на основе предложений, представленных комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Нижегородской области, ГИМС МЧС России по Нижегородской области, другими заинтересованными сторонами и общественными организациями.
Органы местного самоуправления регулярно рассматривают вопросы охраны жизни людей на водных объектах на соответствующей территории и утверждают годовые, сезонные и иные планы и программы обеспечения безопасности людей на водных объектах на основе областных программ, планов и предложений Главного управления МЧС России по Нижегородской области (в том числе ГИМС МЧС России) и районных, городских, областных советов ВОСВОД.
1.6. Проведение на водных объектах соревнований (регат), праздников и других массовых мероприятий с использованием маломерных судов осуществляется в местах, устанавливаемых: для мероприятий федерального и областного значения соответствующим органом исполнительной власти области, местного значения - соответствующим органом местного самоуправления по согласованию с органами, осуществляющими государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, ГИМС МЧС России по Нижегородской области, территориальными отделами управления Роспотребнадзора по Нижегородской области и другими надзорными органами, осуществляющими полномочия в отношении маломерных судов, с учетом правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, устанавливаемых органами местного самоуправления. В случае, если соответствующая акватория водного объекта предоставлена на основании договора водопользования или лицензии на водопользование, дополнительно требуется согласование с водопользователем. В случае проведения мероприятий на судоходных реках дополнительно требуется согласование с администрацией соответствующего бассейна внутренних водных путей.
1.7. Организации при проведении экскурсий, коллективных выездов на отдых или других массовых мероприятий на водных объектах выделяют лиц, ответственных за безопасность людей на водных объектах, общественный порядок и охрану окружающей среды и владеющих навыками оказания неотложной медицинской помощи при травмах и утоплении.
1.8. Организация надзора и контроля за выполнением правил по обеспечению безопасности людей и охраны жизни людей на базах (сооружениях) для стоянок маломерных судов, пляжах, переправах и наплавных мостах осуществляется ГИМС МЧС России по Нижегородской области в рамках своей компетенции и другими уполномоченными на то органами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.9. Соответствие санитарно-эпидемиологического состояния пляжей и качества поверхностных вод государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам обеспечивают органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, в чьем ведении находится пляж, по программам производственного контроля за соблюдением санитарных правил, согласованным с территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области.
1.10. Дежурство медицинского персонала и санитарных машин для оказания медицинской помощи пострадавшим на пляжах и в местах массового отдыха на водных объектах осуществляется на основании утвержденных соответствующим органом программ и планов обеспечения безопасности людей на водных объектах.
Охрана общественного порядка сотрудниками полиции на пляжах и в местах массового отдыха на водных объектах осуществляется органами внутренних дел по территориальному принципу.
1.11. Поисковые и аварийно-спасательные работы при чрезвычайных ситуациях на водных объектах (паводки, наводнения, аварии судов и др.) осуществляются силами Главного управления МЧС России по Нижегородской области с привлечением служб постоянной готовности (спасательные станции, диспетчеры гаваней, речных портов и др.) в соответствии с главой 11 настоящих правил и другими нормативными актами, регламентирующими организацию и порядок проведения этих работ.
1.12. Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляет комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Нижегородской области, а также иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции.
1.13. Лица, нарушающие или не выполняющие требования настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
2. Требования к пляжам
2.1. Лица, эксплуатирующие пляжи (далее - владельцы пляжей), должны обеспечивать соответствие пляжей (за исключением лечебных пляжей) требованиям государственного стандарта ГОСТ 17.1.5.02-80 "Охрана природы. Гидросфера. Гигиенические требования к зонам рекреации водных объектов", а лечебных пляжей - требованиям СанПиН 4060-85 "Лечебные пляжи. Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации".
2.1.1. Перед началом купального сезона в обязательном порядке производится водолазное обследование и очистка дна акватории пляжа.
Водолазное обследование проводится в соответствии с Инструкцией о порядке проведения водолазных работ по обследованию и очистке дна акватории пляжей и учета времени пребывания водолазов под водой, утвержденной приказом Госкомэкологии Российской Федерации от 8 октября 1996 года N 429.
Для определения готовности пляжа к эксплуатации проводятся ежегодные и внеочередные технические освидетельствования.
Ежегодное техническое освидетельствование проводится перед началом купального сезона в объеме настоящих Правил для подтверждения основных характеристик, проверки наличия и состояния соответствующего оборудования и снаряжения.
Внеочередное техническое освидетельствование проводится после капитального ремонта, модернизации или переоборудования, стихийного бедствия и т.п., вызвавших изменение основных характеристик пляжа.
Техническое освидетельствование проводится в соответствии с Правилами технического надзора за маломерными судами, поднадзорными государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водных объектах, переправами и наплавными мостами, утвержденными приказом МЧС России от 29 июня 2005 года N 501, в сроки, установленные руководителями подразделений ГИМС МЧС России по Нижегородской области по согласованию с владельцами пляжей.
Результаты технического освидетельствования оформляются актом в двух экземплярах, один экземпляр которого передается владельцу пляжа. При соответствии технического состояния пляжа установленным требованиям дается разрешение на пользование пляжем, о чем делается запись в акте.
Каждый пляж должен быть предоставлен для осмотра соответствующим местным органом санитарно-эпидемиологического надзора с целью получения письменного заключения о санитарном состоянии территории пляжа.
Техническое освидетельствование маломерных судов, приписанных к ведомственному спасательному посту, производится в соответствии с требованиями по техническому надзору за маломерными судами на годность к плаванию.
2.2. Открытие и эксплуатация пляжей осуществляется после положительного заключения об их годности постоянно действующей районной комиссией по приемке в эксплуатацию объектов, либо специально утвержденной главой администрации местного самоуправления комиссией по приемке пляжей и мест отдыха населения на водных объектах, состоящей из представителей соответствующих органов местного самоуправления, здравоохранения, ГИМС МЧС России по Нижегородской области, представителей общественности (общества спасания на водах) и территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области, которое оформляется актом приемки пляжа. В акте должны быть отражены вопросы выполнения требований, установленных настоящим разделом.
Независимо от наличия или отсутствия акта приемки пляжа в течение всего купального сезона владелец пляжа обязан обеспечивать соблюдение всех требований по безопасности на водных объектах и должное санитарное состояние акватории и территории пляжа.
2.3. На период купального сезона владельцы пляжей назначают административный персонал пляжа (ответственного за обеспечение безопасности жизни людей, общественный порядок и охрану окружающей среды), определяют порядок пользования пляжем посетителями и вывешивают его для всеобщего обозрения, организуют охрану и развертывание на пляжах спасательных постов с необходимыми плавсредствами, оборудованием (в составе оборудования спасательные посты должны иметь наборы для оказания первой медицинской помощи, транспортные шины, воздуховоды, дыхательные мешки, языкодержатели), снаряжением и обеспечивают дежурство спасателей для предупреждения несчастных случаев с людьми и оказания помощи терпящим бедствие на водных объектах, организуют и обеспечивают проведение производственного лабораторного контроля качества воды водного объекта и почвы пляжа по программе производственного контроля в течение купального сезона.
Перечень и количество имущества, необходимого для обеспечения спасательного поста, зависит от разряда пляжа, определяемого с учетом площади поверхности водного зеркала, и устанавливается в приложении 2 к настоящим Правилам.
Спасатели этих постов должны пройти обучение в государственном образовательном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Центр подготовки спасателей Нижегородской области" либо в других образовательных заведениях (школах ВОСВОДа, частных школах), имеющих лицензию по требуемой программе обучения, получить допуск к спасательным работам в порядке, установленном Федеральным законом от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", уметь оказывать неотложную медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Расписание работы пляжа и спасательного поста (дежурства спасателей или охраны вплоть до круглосуточного) устанавливается владельцем пляжа по согласованию с органом местного самоуправления и вывешивается для всеобщего обозрения.
Контроль за работой спасательных постов возлагается на владельцев пляжей, органы местного самоуправления.
Контроль обеспечения безопасности людей на водных объектах в пределах своей компетенции осуществляет ГИМС МЧС России по Нижегородской области.
2.4. Пляжи располагаются на расстоянии не менее 500 метров выше по течению от мест спуска сточных вод, не ближе 250 метров выше и 1000 метров ниже портовых, гидротехнических сооружений, пристаней, причалов, пирсов, дебаркадеров, нефтеналивных приспособлений.
2.5. Береговая территория пляжа должна иметь ограждение (допускается установка на стойках аншлагов с надписями "граница пляжа", в т.ч. по краям береговой линии - знаков с надписью "место купания (с указанием границ в метрах)") и стоки для дождевых вод, а дно его акватории - постепенный скат без уступов до глубины 2 метров при ширине полосы от берега не менее 15 метров и очищено от водных растений, коряг, стекла, камней и других предметов.
2.6. Площадь водного зеркала в месте купания на проточном водном объекте должна обеспечивать не менее 5 кв. м на одного купающегося, а на непроточном водном объекте в 2 - 3 раза больше. На каждого человека должно приходиться не менее 2 кв. м площади береговой части пляжа, в купальнях - не менее 3 кв. м.
2.7. В местах, отведенных для купания, не должно быть выхода грунтовых вод, водоворота, воронок и течения, превышающего 0,5 метра в секунду. Купальни должны соединяться с берегом мостками или трапами, быть надежно закреплены, сходы в воду должны быть удобными и иметь перила.
При выборе территории пляжа должна быть исключена возможность возникновения неблагоприятных и опасных природных процессов - оползней, селей, лавин, обвалов. Пляж и берег у места купания должны быть отлогими, без обрывов и ям. Пляж должен иметь хорошо инсолируемые площадки, защищенные от ветра. Не допускается устройство пляжей на глинистых участках.
2.8. Границы плавания в местах купания обозначаются буйками оранжевого цвета, расположенными на расстоянии 20-30 метров один от другого и до 25 метров от места с глубиной 1,3 метра. Границы заплыва не должны выходить в зоны судового хода.
2.9. На пляжах отводятся участки акватории для купания детей и для не умеющих плавать с глубинами не более 1,3 метра. Эти участки обозначаются знаками с надписями "место купания детей (с указанием границ в метрах)", линией поплавков или леерным ограждением (штакетным или декоративным забором).
2.10. Оборудованные на пляжах места для прыжков в воду должны находиться в естественных участках акватории с приглубными берегами. При отсутствии таких участков устанавливаются деревянные мостки или плоты до мест с глубинами, обеспечивающими безопасность при нырянии. Могут также устанавливаться вышки для прыжков в воду в местах с глубинами, обеспечивающими безопасность при выполнении прыжков.
2.11. Мостки, трапы, плоты и вышки должны иметь сплошной настил и быть испытаны на рабочую нагрузку.
2.12. Пляжи оборудуются аншлагами-указателями, стендами с планом пляжа и месторасположением акватории для купания, поста спасателей, медпункта, туалетов (при отсутствии канализации необходимо предусмотреть водонепроницаемый выгреб или установку биотуалетов), кабин для переодевания, извлечениями из настоящих Правил, материалами по профилактике несчастных случаев с людьми на водных объектах, данными о температуре воды и воздуха, прогнозом погоды, планом акватории для купания с указанием глубин и профиля дна, обеспечиваются в достаточном количестве лежаками, тентами, зонтами, грибками и навесами для защиты от солнечных лучей, душами с естественным подогревом воды, а при наличии водопроводов - фонтанчиками с питьевой водой, игровыми устройствами для детей.
2.13. На береговой части пляжа не далее 5 метров от воды выставляются через каждые 50 метров стойки (щиты) с навешенными на них спасательными кругами и концами Александрова. На кругах должно быть нанесено название пляжа (водного объекта) и надпись "Бросай утопающему". Допускается наличие аншлага с надписью "Бросай утопающему".
На пляже устанавливаются аншлаги с надписью "КУПАНИЕ РАЗРЕШЕНО" или с надписью "КУПАНИЕ ЗАПРЕЩЕНО", дополненного аншлагом с указанием причины запрета купания.
2.14. Пляжи должны быть радиофицированы, иметь телефонную связь и помещения для оказания пострадавшим первой медицинской помощи.
2.15. Продажа спиртных напитков на пляжах запрещается.
2.16. На территории пляжа и в границах заплыва организация пунктов проката маломерных судов, гидроциклов и других плавательных средств, представляющих угрозу жизни и здоровью людей не допускается.
3. Меры по обеспечению безопасности населения на пляжах
и в других местах массового отдыха на водных объектах
3.1. Работники спасательных станций и постов, водопользователи, дружинники и общественные активисты должны проводить на пляжах и в других местах массового отдыха разъяснительную работу по предупреждению несчастных случаев с людьми на водных объектах с использованием радиотрансляционных установок, магнитофонов, мегафонов, стендов, фотовитрин с профилактическим материалом и т.д.
3.2. Указания работников ГИМС МЧС России по Нижегородской области, спасателей, сотрудников полиции в части обеспечения безопасности людей и поддержания правопорядка на пляжах и в других местах массового отдыха являются обязательными для владельцев пляжей и граждан.
3.3. Каждый обязан оказывать посильную помощь людям, терпящим бедствие на водных объектах.
3.4. На пляжах и в других местах массового отдыха запрещается:
1) купаться в местах, где выставлены щиты (аншлаги) с предупреждающими и запрещающими знаками и надписями;
2) заплывать за буйки, обозначающие границы плавания;
3) подплывать к моторным, парусным судам, весельным лодкам и другим плавсредствам;
4) прыгать с катеров, лодок, причалов, других не приспособленных для этих целей сооружений в воду;
5) загрязнять и засорять водные объекты и берега;
6) распивать спиртные напитки, купаться в состоянии алкогольного опьянения;
7) приводить с собой собак и других животных;
8) играть с мячом и в другие спортивные игры в не отведенных для этих целей местах, а также допускать шалости в воде, связанные с нырянием и захватом купающихся, и др.;
9) в местах, отведенных для купания, и выше их по течению до 500 метров, стирать белье и купать животных;
10) подавать крики ложной тревоги;
11) плавать на досках, бревнах, лежаках, автомобильных камерах, надувных матрацах и др.
3.5. Обучение людей плаванию должно проводиться в специально отведенных местах пляжа. При групповом обучении плаванию группы не должны превышать 10 человек. За группой обучающихся, кроме преподавателя, должны наблюдать опытный спасатель и медицинский работник. Ответственность за безопасность обучаемых несет преподаватель (инструктор, тренер, воспитатель), проводящий обучение или тренировку.
4. Меры по обеспечению безопасности при организации
и проведении водных спортивных туристских походов
4.1. К передвижению на байдарках, надувных лодках, плотах и т.п. не допускаются лица, не умеющие плавать. В составе группы должно быть достаточное количество опытных спасателей.
4.2. Капитаны всех судов должны иметь опыт управления аналогичным судном в походе категории сложности не ниже заявленного, знать местность, намеченную нитку маршрута, особенности его прохождения, порядок движения, сигналы взаимодействия судов и управления группой, иметь необходимые топографические, лоцманские и иные карты. Рекомендуется иметь портативные средства радиосвязи и (или) сотовые телефоны, если зоны покрытия соответствующего оператора связи соответствуют маршруту движения.
4.3. Участники походов по судоходным акваториям обязаны знать Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.10.2002 N 129 и Особенности движения и стоянки судов на внутренних водных путях соответствующего бассейна, утвержденные соответствующей ГРСИ.
Примечание. В границах Нижегородской области при плавании на реках Волга, Ока (от устья до 58,1 км), Сура, Ветлуга, Горьковском и Чебоксарском водохранилищах следует учитывать Особенности движения и стоянки судов по внутренним водным путям Волжско-Камского бассейна, утвержденные приказом Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 15 августа 2011 года N 01-06/70. При плавании на реках Ока (выше 58,1 км), Клязьма следует учитывать Особенности движения и стоянки судов по внутренним водным путям в границах зоны ответственности Центрального управления государственного речного надзора Ространснадзора, утвержденные распоряжением Центрального управления государственного речного надзора Ространснадзора от 12 января 2012 года.
4.4. Разборные, парусные суда должны по своей конструкции соответствовать ожидаемым условиям плавания на маршруте. Каркасные суда должны быть оборудованы дополнительными надежно закрепленными емкостями непотопляемости из расчета на экипаж из двух человек. Надувные суда в походах I и II категории сложности рекомендуется обеспечивать дополнительными емкостями непотопляемости или же суда должны быть секционированы внутренними мембранными переборками с учетом фактического запаса их плавучести. Конструкция парусного вооружения должна предусматривать возможность уменьшения площади и уборки парусов на водных объектах.
4.5. Снабжение судов для походов всех категорий сложности должно включать буксирный конец, спасательный конец с кольцом, водоотливные средства (для каркасных судов), отпорный крюк, топовый огонь, компас, якорь.
4.6. Индивидуальные средства обеспечения безопасности включают спасательный жилет, спички в герметичной упаковке, нож, фонарь, комплект теплой (шерстяной) одежды, непромокаемый костюм. Во время плавания участники должны быть в спасательных жилетах, а при плавании на яхтах использовать страховочные пояса.
4.7. Число судов в походе должно быть, как правило, не менее двух.
4.8. Перед выходом в поход руководитель похода должен получить положительное заключение маршрутно-квалификационной комиссии о возможности совершения группой заявленного похода. Перечень организаций, при которых действуют маршрутно-квалификационные комиссии, указан в приложении 3 к настоящим Правилам.
4.9. При следовании по маршруту необходимо вести постоянное наблюдение за остальными судами группы, особенно за головными, флагманским и замыкающим. Расстояние между судами на маршруте должно обеспечивать постоянно зрительное наблюдение за всеми судами группы, управление группой и, в случае необходимости, немедленное принятие мер для оказания помощи.
4.10. Группа должна регулярно прослушивать радиосообщения о метеорологических условиях в районе похода. При усилении ветра и волнения выше допустимых, при образовании тумана, а также при появлении признаков ухудшения погоды руководитель должен принять меры для отвода группы в ближайшее безопасное укрытие и другие меры для обеспечения безопасности экипажей и судов.
4.11. Для оказания помощи туристам, терпящим бедствие, привлекаются силы и средства постоянной готовности областной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, состав которых утвержден распоряжением администрации Нижегородской области от 20.05.1998 N 754-р.
4.12. Проведение массовых водных спортивных и туристических походов на судовом ходу должно быть согласовано с администрацией бассейна внутренних водных путей.
5. Меры по обеспечению безопасности детей на водных объектах
5.1. При купании и отдыхе детей на водных объектах должны выполняться все требования по обеспечению безопасности населения на пляжах и в других местах массового отдыха на водных объектах(раздел 3). Взрослые обязаны не допускать купания детей в неустановленных местах, их шалостей на водных объектах, плавания на не приспособленных для этого средствах (предметах) и других нарушений на водных объектах.
5.2. Пляжи лагерей отдыха детей и иных детских оздоровительных учреждений (далее - лагеря отдыха детей) должны соответствовать требованиям СанПиН 2.4.4.1204-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей". На этих пляжах оборудуются участки для купания и обучения плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста с глубинами не более 0,7 метра, а также для детей старшего возраста с глубинами не более 1,3 метра.
5.3. Эксплуатация пляжей в лагерях отдыха детей запрещается без инструкторов по плаванию, на которых возлагается ответственность за безопасность детей и методическое руководство обучением их плаванию.
5.4. Купание детей разрешается только группами не более 10 человек и продолжительностью не свыше 10 минут. За купающимися детьми должно вестись непрерывное наблюдение дежурными спасателями, воспитателями и медицинскими работниками.
5.5. Купающимся детям запрещается нырять с перил, мостиков и др., заплывать за границу плавания.
5.6. Во время купания детей на участке запрещается купание и нахождение посторонних лиц, катание на лодках и катерах.
5.7. Купание детей, не умеющих плавать, проводится отдельно от детей, умеющих плавать. Купание таких детей организует и контролирует руководитель лагеря отдыха детей.
5.8. Для проведения уроков по плаванию оборудуется примыкающая к воде площадка, на которой должны быть плавательные доски, резиновые круги, шесты для поддержки не умеющих плавать, плавательные поддерживающие пояса, электромегафоны и другие обеспечивающие обучение средства.
5.9. Контроль за правильной организацией и проведением купания детей в лагерях отдыха осуществляют руководители этих лагерей.
5.10. Для купания детей во время походов, прогулок и экскурсий выбирается неглубокое место на водном объекте с пологим дном без свай, коряг, острых камней, стекла, водорослей и ила. Обследование места купания проводится взрослыми людьми, умеющими хорошо плавать и нырять. Купание детей проводится под контролем взрослых.
5.11. При организации и проведении водных спортивных туристских походов с участием детей ответственность за безопасность детей несут их родители. При этом должны выполняться все требования раздела 4.
При отсутствии родителей организация и проведение водных спортивных туристских походов с участием лиц, не достигших 18 лет, производится в соответствии с требованиями раздела 4 и Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися общеобразовательных школ и профессиональных училищ, воспитанниками детских домов и школ-интернатов, студентами педагогических училищ Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации от 13.07.1992 N 293. При этом является обязательным получение положительного заключения маршрутно-квалификационной комиссии органов образования, действующей в соответствии с Положением, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 28.04.1995 N 223.
Перечень организаций, при которых действуют маршрутно-квалификационные комиссии, указан в приложении 3 к настоящим Правилам.
6. Меры безопасности при пользовании паромными переправами
и наплавными мостами
6.1. Деятельность по проектированию, строительству, переоборудованию, модернизации и ремонту паромных переправ и наплавных мостов должна осуществляться организациями, имеющими действующее Свидетельство о признании Российского Речного Регистра и под его наблюдением (Положение о классификации судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания, утвержденное приказом Минтранса Российской Федерации от 01.11.2002 N 136).
Строительство и эксплуатация наплавных мостов, режим их работы, а также эксплуатация паромных переправ на судоходных реках должна производиться после получения согласования от администрации бассейна внутренних водных путей и других уполномоченных контрольно-надзорных органов.
6.2. Деятельность по эксплуатации паромных переправ может осуществляться организациями, имеющими лицензию на осуществление перевозочной деятельности на внутреннем водном транспорте, выданную:
- в случае использования транспортных средств, зарегистрированных в органах ГИМС, - Приволжским управлением государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта;
- в случае использования транспортных средств, поднадзорных Российскому Речному Регистру, соответствующим органом государственного надзора на внутреннем водном транспорте.
Примечания:
1. В соответствии со статьей 17 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации администрации бассейнов внутренних водных путей осуществляют государственную регистрацию в Государственном судовом реестре судов за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях.
2. В соответствии с Положением о ГИМС МЧС России, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.12.2004 N 835, ГИМС МЧС России осуществляет функции государственного и технического надзора в отношении самоходных судов внутреннего плавания и иных плавучих объектов вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водных мотоциклов (гидроциклов) и несамоходных судов вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), эксплуатируемых во внутренних водах; прогулочных судов пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иных судов и плавучих средств пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водных мотоциклов (гидроциклов) и несамоходных судов вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных судов), используемых в целях мореплавания; баз (сооружений) для стоянок маломерных судов и иных плавучих объектов (средств), пляжей и других мест массового отдыха на водных объектах (далее - пляжи), переправ (кроме паромных переправ), на которых используются маломерные суда, и ледовых переправ (далее - переправы), а также наплавных мостов на внутренних водах, не включенных в Перечень внутренних водных путей Российской Федерации.
3. Лицензирование деятельности по перевозке внутренним водным транспортом производится на основании статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности.
6.3. Конструкция плавсредств, использующихся на переправах, должна удовлетворять Требованиям к конструкции судов внутреннего водного транспорта и судовому оборудованию, утвержденным распоряжением Минтранса Российской Федерации от 15.05.2003 N НС-59-р.
Наплавные мосты, являясь объектами водного транспорта, одновременно являются дорожными сооружениями (Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования" (письмо Росавтодора от 17 марта 2004 года N ОС-28/1270-ис)).
6.4. Паромные переправы и наплавные мосты (далее именуются - переправы) эксплуатируются в соответствии с Инструкцией по ремонту, содержанию и эксплуатации паромных переправ и наплавных мостов (ВСН 50-87), утвержденной Министерством автомобильных дорог РСФСР 01.10.1987. На каждой переправе должны быть разработанные с учетом ее особенностей и утвержденные владельцем переправы правила пользования переправой. Переправы должны находиться в исправном рабочем состоянии, обеспечивать безопасность людей и отсутствие загрязнения окружающей среды.
6.5. Режим работы переправ определяется эксплуатирующими их организациями (владельцами переправ) по согласованию с Правительством Нижегородской области или с органами местного самоуправления (в зависимости от статуса переправы), а на судоходных реках - также с соответствующими ГРСИ и администрацией бассейна внутренних водных путей.
6.6. Утратил силу.
См. текст пункта 6.6
6.7. Используемые на переправах плавсредства должны иметь установленную для них документацию, проходить регистрацию и техническое освидетельствование на годность к плаванию и эксплуатироваться в соответствии с требованиями, устанавливаемыми органами, обеспечивающими безопасность судоходства или ГИМС МЧС России по Нижегородской области, в зависимости от поднадзорности этих плавсредств.
6.8. Плавсредства должны нести соответствующие огни (знаки) и подавать установленные звуковые сигналы. На судоходных реках огни (знаки), которые несут плавсредства, и подаваемые ими звуковые сигналы должны соответствовать Правилам плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14 октября 2002 года N 129 (далее - Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации).
6.9. Проекты строительства наплавных мостов должны выполняться организациями, имеющими соответствующую лицензию. Проект согласовывается с администрацией бассейна внутренних водных путей, а в части касающейся организации движения, - с управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее - УГИБДД) ГУМВД по Нижегородской области."
6.10. Учет, ежегодное техническое освидетельствование переправ и наплавных мостов, выдача разрешений на их эксплуатацию осуществляется органом, уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6.11. Наплавные мосты на судоходных реках должны быть освещены и оборудованы навигационными знаками в соответствии с требованиями Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации.
7. Меры безопасности при пользовании ледовыми переправами
7.1. Ледовые переправы организуются и эксплуатируются в соответствии с Инструкцией по проектированию, строительству и эксплуатации ледовых переправ (Отраслевые дорожные нормы ОДН 218.010-98, утвержденные приказом Федеральной дорожной службы России от 26.08.98 N 228) и настоящими Правилами.
7.2. Должностные лица организаций, эксплуатирующих ледовые переправы (владельцы переправ), несут ответственность за обеспечение мер безопасности при эксплуатации ледовых переправ.
Контроль и надзор за обеспечением мер безопасности людей и охраной окружающей среды при эксплуатации ледовых переправ осуществляется должностными лицами соответствующих контрольных и надзорных органов в соответствии с положениями об этих органах.
7.3. Сроки открытия и закрытия, режим работы ледовых переправ определяются владельцами переправ по согласованию с органами местного самоуправления, ГИМС МЧС России по Нижегородской области, УГИБДД ГУМВД по Нижегородской области.
Порядок движения транспорта и нормы перевозки груза и пассажиров устанавливаются владельцем переправы с учетом ледового прогноза и таблицы максимальной нагрузки на лед, составленной с участием Верхне-волжского межрегионального территориального управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (ВВУГМС).
7.4. Места, отведенные для переправ, должны удовлетворять следующим условиям:
- дороги и спуски, ведущие к переправам, благоустроены;
- в районе переправы отсутствуют (слева и справа от нее на расстоянии 100 метров) сброс теплых вод и выход грунтовых вод, а также промоины, майны и площадки для выколки льда;
- трассы ледовых переправ имеют одностороннее движение. Для встречного движения прокладывается самостоятельная трасса параллельно первой, удаленная от нее на расстояние не менее 40-50 метров.
7.5. Границы переправы обозначаются через каждые 25-30 метров ограничительными маркировочными вехами, в опасных для движения местах выставляются предупредительные знаки.
7.6. На обоих берегах водного объекта у спуска на ледовую переправу оборудуются площадки для стоянки транспортных средств с забетонированной вокруг нее канавой с уклоном в сторону съемной сточной цистерны, устанавливаются отдельные ящики для сбора мусора, выставляются щиты с надписью "Подать утопающему" и с навешенными на них спасательными кругами, страховочным канатом длиной 10 - 12 метров. Рядом со щитами должны быть спасательные доски, багор, шест, лестница, бревна длиной 5 - 6 метров и диаметром 10 - 12 см, используемые для оказания помощи людям при проломе льда.
В период интенсивного движения автотранспорта на переправах должны быть развернуты передвижные пункты обогрева людей и дежурить тягачи с такелажем для возможной эвакуации с рабочей полосы неисправных транспортных средств.
7.7. Для обеспечения безопасности людей на переправе владельцем переправы организуется ведомственный спасательный пост, укомплектованный спасателями, владеющими приемами оказания помощи терпящим бедствие на льду.
В период интенсивного движения автотранспорта на ледовой переправе дополнительно выставляется пост с сотрудниками УГИБДД ГУМВД по Нижегородской области.
7.8. У подъезда к переправе устанавливается специальный щит, на котором помешается информация о том, какому виду транспорта и с каким максимальным грузом разрешается проезд по данной переправе, какой интервал движения и какую скорость необходимо соблюдать, другие требования, обеспечивающие безопасность на переправе.
7.9. Ежедневно утром и вечером, а в оттепель и днем производится замер толщины льда и определяется его структура. Замер льда производится по всей трассе, особенно в местах, где больше скорость течения и глубина водного объекта. Во избежание утепления льда и уменьшения его грузоподъемности регулярно производится расчистка проезжей части переправы от снега.
7.10. На переправах запрещается:
- пробивать лунки для рыбной ловли и других целей;
- переход и переезд в неогражденных и неохраняемых местах.
7.11. Исключен
См. текст пункта 7.11
8. Меры безопасности на льду
8.1. При переходе водного объекта по льду следует пользоваться оборудованными ледовыми переправами, идя проложенными тропами, а при их отсутствии - убедиться в прочности льда с помощью пешни. Если лед непрочен, необходимо прекратить движение и возвращаться по своим следам, делая первые шаги без отрыва ног от поверхности льда.
Категорически запрещается проверять прочность льда ударами ноги.
8.2. Во время движения по льду следует обходить опасные места и участки, покрытые толстым слоем снега. Особую осторожность необходимо проявлять в местах, где быстрое течение, родники, выступают на поверхность кусты, трава, впадают в водный объект ручьи и вливаются теплые сточные воды промышленных предприятий, ведется заготовка льда и т.п.
Безопасным для перехода является лед с зеленоватым оттенком и толщиной не менее 7 см.
8.3. При переходе по льду группами необходимо следовать друг за другом на расстоянии 5 - 6 метров и быть готовым оказать немедленную помощь впереди идущему.
Перевозка малогабаритных, не тяжелых грузов производится на санях или других приспособлениях с возможно большей площадью опоры на поверхность льда.
8.4. Пользоваться на водных объектах площадками для катания на коньках разрешается после тщательной проверки прочности льда, толщина которого должна быть не менее 12 см, а при массовом катании - не менее 25 см.
8.5. При переходе водного объекта по льду на лыжах рекомендуется пользоваться проложенной лыжней, а при ее отсутствии, прежде чем двигаться по целине, следует отстегнуть крепления лыж и снять петли лыжных палок с кистей рук. Рюкзак или ранец необходимо взять на одно плечо.
Расстояние между лыжниками должно быть 5-6 метров.
Во время движения лыжник, идущий первым, ударами палок проверяет прочность льда и следит за его состоянием.
8.6. Во время рыбной ловли нельзя пробивать много лунок на ограниченной площади, прыгать и бегать по льду, собираться большими группами.
Каждому рыболову рекомендуется иметь спасательное средство в виде шнура длиной 12-15 метров, на одном конце которого должен быть закреплен груз весом 400-500 граммов, а на другом - изготовлена петля.
8.7. В местах с большим количеством рыболовов на значительной площади льда в периоды интенсивного подледного лова рыбы органы местного самоуправления организуют спасательные посты, укомплектованные подготовленными спасателями, оснащенные спасательными средствами, электромегафонами, средствами связи и владеющие постоянно информацией о гидрометеорологической обстановке в этом районе.
При угрозе отрыва льда от берега спасатели немедленно информируют об этом рыболовов и принимают меры по удалению их со льда.
9. Меры безопасности при производстве работ по выемке грунта и выколке льда
9.1. Проведение дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, производится на основании решений исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления о предоставлении водных объектов для указанных целей.
9.2. Организации, производящие работы, обязаны ограждать опасные для купания участки знаками береговой и плавучей информации, а по окончании этих работ - выравнивать дно.
9.3. Ответственность за обеспечение безопасности людей в котлованах и карьерах, заполненных водой, до окончания в них работ несут организации, производящие выемку грунта.
9.4. По окончании выемки грунта в котлованах и карьерах, заполненных водой, организации, выполнявшие эти работы, обязаны спланировать: - подводные откосы водных объектов не круче 10° до глубины 3 м, - надводные откосы не круче 5° на высоту до 2 м, а выше не круче 30°.
В местах массового отдыха населения устройство откосов водных объемов выполнить по специальному проекту.
9.5. Организации при производстве работ по выколке льда должны ограждать опасные для людей участки.
10. Знаки безопасности на водных объектах
10.1. Знаки безопасности на водных объектах устанавливаются владельцами пляжей, переправ, баз (сооружений) для стоянок судов и другими водопользователями в целях предотвращения несчастных случаев с людьми на водных объектах.
10.2. Знаки безопасности имеют форму прямоугольника с размерами сторон не менее 50х60 см и изготавливаются из досок, толстой фанеры, металлических листов или из другого прочного материала.
Знаки устанавливаются на видных местах по предписаниям ГИМС МЧС России по Нижегородской области и укрепляются на столбах (деревянных, металлических, железобетонных и др.) высотой не менее 2,5 метра.
10.3. Характеристика знаков безопасности на водных объектах приведена в таблице:
Примечание: знаки в таблице под номером 7, 8, 9 устанавливаются в соответствии с ГОСТ 26600-98.
11. Взаимодействие при организации поиска и спасания людей на водных объектах
11.1. Взаимодействие осуществляется в соответствии с Положением о взаимодействии аварийно-спасательных служб министерств, ведомств и организаций на море и водных бассейнах России, утвержденного МЧС России 21 июня 1995 г., Минобороны России 18 апреля 1995 г., Минтранс России 29 марта 1995 г., Минтопэнерго России 15 марта 1995 г., МВД России 31 марта 1995 г., Минприроды России 25 января 1995 г., Росгидромет 24 января 1995 г., Минздравмедпром России 13 февраля 1995 г., ФПС - Главкомат 27 февраля 1995 г., Роскомрыболовство 27 февраля 1995 г., РАН 15 февраля 1995 г.
Участниками взаимодействия являются:
- Управление по делам ГО, ЧС и ПБ Нижегородской области;- Главное управление МЧС России по Нижегородской области;
- Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области;
- Министерство здравоохранения Нижегородской области;
- Территориальное управление Роспотребнадзора по Нижегородской области;
- ВОСВОД.
В зависимости от наличия необходимых сил и средств, их состояния и местонахождения относительно района (пункта) проведения поисково-спасательных работ на водных объектах, а также других конкретных условий обстановки участниками взаимодействия также могут быть другие организации различных форм собственности.
11.2. Координация действий участников взаимодействия (организаций участников взаимодействия) при осуществлении охраны на водных объектах Нижегородской области возлагается на комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Нижегородской области.
11.3. Участники взаимодействия выделяют для целей поиска и спасания людей и имущества на водных объектах Нижегородской области соответствующие силы и средства, предусмотренные планами организации взаимодействия в поисково-спасательных районах, а также суда и летательные аппараты, находящиеся в районе аварии.
Все указания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Нижегородской области, касающиеся поиска и спасания людей, терпящих бедствие, обязательны для выполнения соответствующими службами, подразделениями, силами и средствами, выделенными участниками взаимодействия для выполнения конкретной поисково-спасательной операции.
11.4. Спасание людей, терпящих бедствие на водах в Нижегородской области, осуществляется безвозмездно, независимо от их статуса, государственной и национальной принадлежности или обстоятельств, при которых они обнаружены.
Расходы, возникающие в процессе поиска и спасания людей, терпящих бедствие на водных объектах, возмещаются за счет средств целевого финансового резерва для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Нижегородской области.
11.5. Участники взаимодействия несут ответственность за своевременное оказание имеющимися в их распоряжении силами и средствами помощи людям, терпящим бедствие на водных объектах Нижегородской области. Контроль за состоянием готовности органов управления, сил и средств РСЧС участников взаимодействия возлагается на организации, выделяющие силы и средства, под общим руководством главного управления МЧС России по Нижегородской области.
11.6. Информация о возникновении или об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций на водных объектах, в том числе об экстремально-высоких загрязнениях на водных объектах, немедленно доводится в единую диспетчерскую службу спасения 01 лицом, получившим такую информацию.
Информация об ожидаемых стихийных гидрометеорологических явлениях и экстремально-высоких загрязнениях, могущих создать угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций на водных объектах, немедленно передается ВВУГМС в единую диспетчерскую службу спасения 01 и другим организациям согласно утвержденным схемам оповещения.
11.7. Организация взаимодействия по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие на водных объектах Нижегородской области, осуществляется на основании настоящих Правил, а также планов организации взаимодействия сил и средств, предназначенных для спасания на водных объектах, которые по мере изменения обстановки корректируются. В этих планах указывается:
состав и дислокация сил и средств, выделяемых участниками взаимодействия по получении сигнала бедствия;
организация управления и связи участников взаимодействия;
организация и порядок обеспечения постоянной готовности аварийно-спасательных служб с указанием организаций участников взаимодействия, которые несут ответственность за поддержание сил и средств в установленной степени готовности;
система донесений, оповещений, связи и взаимного обмена информацией;
первоочередные действия по получении сигнала бедствия;
географические, навигационно-гидрографические, гидрометеорологические и другие особенности данного района, которые учитываются при организации и проведении поисково-спасательной операции;
координация служб (подразделений) для обеспечения эффективности поисково-спасательных действий, осуществляемых разнородными силами участников взаимодействия;
порядок регистрации обнаруженных в ходе поиска предметов, их фотографирования (по возможности), их классификации;
организация медицинской помощи пострадавшим, их эвакуации и госпитализации;
пункты и порядок пополнения топливом судов и транспортных средств в ходе проведения поисково-спасательной операции;
перечень и особенности основных юридических аспектов в вопросах привлечения сил и средств различных форм собственности к решению задач поиска и спасания людей, терпящих бедствие;
организация материально-технического обеспечения поисково-спасательных операций;
карты зон ответственности с нанесением радиусов действия поисково-спасательных сил и средств, другие данные, необходимые для проведения поисково-спасательных операций.
11.8. Непосредственными исполнителями поисковых и спасательных работ на водных объектах Нижегородской области являются соответствующие подразделения, суда участников взаимодействия, действующие как самостоятельно, так и совместно друг с другом.
Участники взаимодействия организуют работу своих подразделений, участвующих в поиске и спасании людей, терпящих бедствие на водных объектах Нижегородской области, таким образом, чтобы обеспечить круглосуточную связь между взаимодействующими подразделениями.
11.9. Руководитель подразделения, прибывшего к месту бедствия первым, принимает на себя функции "командира на месте действия".
Поскольку поисково-спасательная операция может продолжаться в течение длительного времени, то в целях единоначалия назначается командир на месте действия (координатор надводного поиска). Он должен, как правило, оставаться руководителем поисково-спасательных работ до их завершения или до тех пор, пока не станет очевидной бесполезность дальнейших усилий. При этом руководителю поисково-спасательных работ предоставляется свобода действий в отношении использования в районе бедствия сил и средств, в том числе выделенных другими участниками взаимодействия, запроса дополнительных сил и средств, а также принятия или отклонения любых предложений, сделанных ему в ходе ведения работ.
11.10. С целью отработки совместных действий участники взаимодействия регулярно, не реже одного раза в год, проводят комплексные учения по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие на водных объектах Нижегородской области. Организация и планирование таких учений осуществляется участниками взаимодействия при согласовании и координации действий сил и средств участников взаимодействия комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Нижегородской области.
12. Требования по оборудованию баз стоянок маломерных судов
12.1. Под базой для стоянок маломерных судов понимается находящийся в пользовании юридических и физических лиц комплекс береговых и гидротехнических сооружений, а также других специальных объектов, расположенных на берегу акватории водного объекта или его части и предназначенных для стоянки, обслуживания и хранения маломерных судов и других плавсредств.
12.2. База должна иметь: договор водопользования, договор землепользования участка на берегу этого же водного объекта, проектную документацию на строительство, размещение, реконструкцию, ввод в эксплуатацию имеющихся зданий, строений, причалов, судоподъемных, судоремонтных и иных сооружений.
12.3. Территория базы должна обеспечить строительство на ней предусмотренных проектом причальных сооружений, служебных помещений, а дороги и подъездные пути пожарных машин к местам забора воды, стоянки судов и объектам на берегу.
12.4. Территория должна быть ограждена в соответствии с проектной документацией и оборудована площадками с контейнерами для бытовых отходов и ёмкостями для сбора отработанных горючих и смазочных материалов.
На акватории базы стоянки флота запрещена постановка плавучих заправочных станций, поднадзорных Российскому Речному Регистру. Бункеровочные станции, поднадзорные Российскому Речному Регистру ставятся отдельно от других судов на специально отведенных участках, согласованных в установленном порядке, в том числе с администрацией соответствующего бассейна внутренних водных путей. Участки должны находиться ниже (по течению): крупных рейдов и мест постоянной стоянки флота - на расстоянии не менее 1000 метров; пристаней, мостов, водозаборов - на расстоянии не менее 300 метров. При невозможности постановки указанных станций ниже (по течению) допускается размещать их выше (по течению) крупных рейдов и мест постоянной стоянки флота - на расстоянии не менее 5000 метров.
12.5. На территории базы оборудуются стенды с наглядными материалами по обеспечению безопасности и профилактике травматизма людей на водных объектах, расписание действий при пожаре на базе и спасение судов и людей; схемы безопасного движения и маневрирования судов на акватории базы; телефоны подразделений ГИМС МЧС России по Нижегородской области, пожарных, спасателей, скорой медицинской помощи и полиции.
12.6. Техническое оснащение и оборудование баз должно обеспечивать:
- безопасность круглосуточной стоянки судов и их сохранность;
- экологическую безопасность на территории базы;
- пожарную безопасность на территории базы;
- безопасность посадки и высадки людей, их передвижение по причалам;
- информирование судоводителей о гидро-метео и навигационной обстановке;
- охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения;
- осуществление выпускного режима за маломерными судами;
- постоянную связь со спасательными подразделениями, органами внутренних дел, медицинскими учреждениями, ГИМС МЧС России по Нижегородской области.
12.7. Плавучие причалы и понтоны на судоходных реках должны нести огни в соответствии с требованиями Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, а именно при длине менее 50 м один белый круговой огонь, при длине 50 м и более - белый круговой огонь через каждые 50 м на высоте не менее 2 м от настила, видимые по дуге горизонта в 360°, на расстоянии не менее 1,85 км. При этом не должны выставляться другие огни, которые могут быть ошибочно приняты за предписанные Правилами плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, ухудшать их видимость или служить помехой для наблюдения. Требования, относящиеся к огням, должны соблюдаться от захода до восхода солнца (ночью).
Стационарные причалы и пирсы на судоходных реках должны быть освещены, при этом наружное освещение, устанавливаемое на причале, должно быть оборудовано со стороны судового хода защитными устройствами, исключающими создание помех судоводителям.
12.8. Затопленные в половодье (паводок) защитные устройства баз, а также иные препятствия, представляющие угрозу безопасности плавания судов, должны ограждаться соответствующими знаками судоходной (навигационной) обстановки.
12.9. Причалы и пирсы, используемые для швартовки и стоянки судов, должны иметь:
- прочно закрепленные швартовые устройства (кнехты, битенги, утки, рымы и др.) для надежного крепления судов при максимально неблагоприятных гидрометеоусловиях для данного района;
- привальные брусья, кранцы и прочие приспособления, исключающие повреждения корпусов судов при их швартовке и стоянке;
- надежное леерное ограждение высотой не менее 90 см при расстоянии между стойками не более 1,5 м и между леерами - не более 45 см;
- спасательный леер (по наружному периметру), закрепленный на расстоянии 10 - 15 см от уровня воды с интервалом между точками крепления не более 1,5 м;
- комплект из огнетушителя, ящика с песком и лопатой, кошмы и спасательного круга (конца Александрова) на каждые 50 м причальной линии, но не менее одного комплекса на причал или пирс;
- трапы, сходни, мостки для сообщения с берегом и между собой, обеспечивающие по ширине одновременный проход не менее двух человек и имеющие сплошной настил и леерное ограждение.
12.10. Эксплуатация базы разрешается при наличии акта технического освидетельствования; акта с результатами испытаний сплошного настила на пирсах, трапах, сходнях, мостках; журнала учета выхода (прихода) судов.
13. Рекомендации по оборудованию купален на водных объектах для массового купания людей в зимний период
13.1. При оборудовании купален для массового купания людей в зимний период необходимо:
- провести водолазное обследование дна купален;
- провести замеры толщины льда с проведением исследования его структуры;
- обеспечить наличие пункта оказания первой медицинской помощи;
- обеспечить наличие спасательного поста, укомплектованного спасателями, владеющими приемами оказания помощи терпящим бедствие на льду, с инвентарем: спасательные круги, страховочная веревка длиной 15 - 20 метров, спасательные доски, шест, лестница, используемые для оказания помощи людям при проломе льда;
- организовать освещение купальни;
- обеспечить проведение лабораторного контроля качества воды водного объекта по санитарно-химическим и микробиологическим показателям;
- согласовать организацию купальни с ГИМС МЧС России по Нижегородской области.
13.2. Купальни, отведенные для купания со льда, рекомендуется организовывать:
- при оборудовании места раздевания на берегу;
- при оборудовании деревянных сходней для спуска в воду и выхода из воды;
- при толщине льда не менее 25 см;
- при глубине в купальне не более 1,5 м.
13.3. Купальни, отведенные для купания с берега, рекомендуется организовывать:
- в пляжной зоне;
- при оборудовании деревянных сходней, дающих возможность входа в воду и выхода из воды;
- при максимальной глубине не более 1,5 м;
- при обозначении границ купальни.
13.4. При купании со льда необходимо организовать количество людей на льду из расчета 3 человека на 1 м2 при толщине льда 25 см.
13.5. В местах организации купален запрещается:
- въезд автотранспорта на лед;
- скопление людей по периметру купальни, не оборудованной для схода в воду и выхода из воды людей;
- выход людей на лед при толщине льда менее 12 см.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 6 ноября 2013 г. N 813 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение 1
к Правилам охраны жизни людей
на воде в Нижегородской области
Полные и сокращенные наименования
администрации бассейнов внутренних водных путей, органов технического надзора и классификации судов на внутреннем водном транспорте, органов надзора за безопасностью судоходства в соответствии с зонами ответственности на судоходных реках и водохранилищах Нижегородской области
6 ноября 2013 г.
Таблица 1
Наименование органа, используемое в тексте настоящих Правил |
Территориальные границы деятельности на судоходных реках и водохранилищах Нижегородской области |
|
Волга, Ока (от устья до канала Сейма (0 - 58,2 км)), Сура, Ветлуга, Горьковское и Чебоксарское водохранилища |
Ока (выше 58,2 км), Клязьма |
|
Администрация бассейна внутренних водных путей |
Федеральное бюджетное учреждение "Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей" 603950, г. Н.Новгород, ул. Рождественская, 23 тел. (831) 431-33-00, 439-71-40 факс (831) 430-36-69 |
Федеральное казённое учреждение "Речная администрация Московского бассейна" 125195, г. Москва, Ленинградское шоссе,53 тел. (495) 626-90-18 (499) 642-84-47 |
Таблица 2
Наименование органа, используемое в тексте настоящих Правил |
Территориальные границы деятельности на судоходных реках и водохранилищах Нижегородской области |
||
Волга, Ока (от устья до канала Сейма (0 - 58,2 км)), Горьковское и Чебоксарское водохранилища, р. Унжа |
Ока (выше 58,2 км), Клязьма |
Сура, Ветлуга |
|
Соответствующий район водных путей и судоходства (РВПС) |
Нижегородский район водных путей и судоходства - филиал федерального бюджетного учреждения "Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей" 603163, г. Н.Новгород, наб. Гребного канала, 8 тел. (831) 431-38-28 факс (831) 431-38-23 |
Муромский район водных путей - филиал федерального государственного унитарного предприятия "Канал имени Москвы" 602200, Владимирская обл., г. Муром, ул. Губкина, 13 тел. (49234) 2-12-39, 2-28-97 факс (49234) 2-26-27 |
Ветлужский район водных путей и судоходства - филиал федерального бюджетного учреждения "Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей" 606724, Нижегородская обл., Краснобаковский р-он, п. Затон, ул. Береговая, 19 тел. (83156) 2-54-42, 2-54-41 факс (83156) 2-54-42 |
Таблица 3
Наименование органа, используемое в тексте настоящих Правил |
Ока (ниже г. Дзержинска, а также в районе г. Навашино), Волга, Сура, Ветлуга, Горьковское и Чебоксарское водохранилища |
Ока (г. Дзержинск и выше, исключая район г. Навашино), Клязьма |
Соответствующий филиал Российского речного регистра (ФРРР) |
Верхне-Волжский филиал федерального автономного учреждения "Российский Речной Регистр" 603001, г. Н.Новгород, ул. Рождественская, 38в тел. (831) 434-02-93 факс (831) 431-32-41 |
Московский филиал федерального автономного учреждения "Российский речной регистр" 125195, г. Москва, Ленинградское шоссе, 59 тел. (495) 626-13-38 факс (495) 457-94-79 |
Таблица 4
Наименование органа, используемое в тексте настоящих Правил |
Ока (от устья до 28 км), Волга, Сура, Ветлуга, Горьковское и Чебоксарское водохранилища |
Ока (выше 28 км), Клязьма |
Соответствующий территориальный орган морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Госморречнадзор) (ТОМиРНФСНвСТ) |
Волжское управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта 603001, г. Н.Новгород, ул. Рождественская, 21е тел. (831) 431-33-96, 431-35-17 факс (831) 433-31-42 |
Центральное управление государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта 125195, г. Москва, Ленинградское шоссе, 57 тел. (495) 626-12-70, 626-95-23 факс(495)459-60-58 |
Постановлением Правительства Нижегородской области от 6 ноября 2013 г. N 813 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 2
к Правилам охраны жизни людей
на воде в Нижегородской области
Перечень имущества, необходимого
для обеспечения спасательного поста
20 января 2006 г., 6 ноября 2013 г.
N п/п |
Наименование имущества | Ед. изм. |
Пляж 1 разряда |
Пляж 2 разряда |
Пляж 3 разряда |
Срок службы (в годах) |
1 | Шлюпка | шт | - | - | 1 | 5 |
2 | Подвесной лодочный мотор | шт | - | - | - | - |
3 | Круги спасательные | шт | 2 | 3 | 4 | 5 |
4 | Нагрудники спасательные (жилеты спасательные) |
шт | - | - | 1 | 5 |
5 | Санитарные сумки с медикаментами |
шт | 1 | 1 | 1 | б/с |
6 | Медицинский инструмент (языкодержатели, роторасширители, шины и т.д.) |
набор | 1 | 1 | 1 | б/с |
7 | Электоромегафон# | шт | - | - | 1 | |
8 | Сигнальные пистолеты (ракетницы) |
шт | - | - | - | - |
9 | Бинокль | шт | - | - | 1 | б/с |
10 | Огнетушитель | шт | 1 | 1 | 1 | б/с |
11 | Хозяйственный инвентарь (топор, лом) |
к-т | 1 | 1 | 1 | б/с |
Примечание:
Пляжи в зависимости от площади поверхности водного зеркала подразделяются на следующие разряды:
пляж 1 разряда - с поверхностью водного зеркала до 500 кв. м;
пляж 2 разряда - с поверхностью водного зеркала от 500 до 1500 кв. м;
пляж 3 разряда - с поверхностью водного зеркала свыше 1500 кв. м.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 6 ноября 2013 г. N 813 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение 3
к Правилам охраны жизни людей
на воде в Нижегородской области
Перечень
организаций, при которых действуют маршрутно-квалификационные комиссии
6 ноября 2013 г.
N п/п |
Организации, при которых существуют МКК |
Телефон |
Адрес |
Ф.И.О. директора |
1. |
Центр детского и юношеского туризма и экскурсий Нижегородской области |
т. (831) 421-14-67, 428-25-31 ф. (831) 428-24-41 |
603005, г. Нижний Новгород, ул. Алексеевская, 22а |
Горбунов Геннадий Александрович |
2. |
Центр внешкольной работы |
(83147) 6-27-87 |
607220, г. Арзамас, ул. Зеленая, 34 |
Андронов Алексей Владимирович |
3. |
Центр детского и юношеского туризма и экскурсий |
(83159) 6-22-45 |
606443, г. Бор, ул. Коммунистическая, 5 |
Бычкова Наталья Альбертовна |
4. |
МОУ ДОД "Центр детского и юношеского туризма и экскурсий" |
(83144) 6-52-65 |
606400, г. Балахна, ул. Свердлова, 32 |
Кузнецова Ирина Витальевна |
5. |
Станция юных туристов |
(83177) 3-12-43 |
607060, г. Выкса, ул. Красных Зорь, 30б |
Карпунина Светлана Николаевна |
6. |
Центр внешкольной работы "Радуга" |
(83161) 9-19-87 |
606500, г. Городец, ул. Невского, 6 |
Марова Наталья Вениаминовна |
7. |
Нижегородский областной туристский клуб |
т. (831) 278-42-72 ф. (831) 434-38-49 |
603005, г. Нижний Новгород, ул. Алексеевская, 24в |
Колчанов Юрий Александрович |
8. |
Центр детского и юношеского туризма и экскурсий |
(83176) 5-17-79 |
607010, г. Кулебаки, ул. Степана Разина, 76 |
Сысуева Наталья Николаевна |
9. |
Лукояновская детско-юношеская спортивная школа |
(83196) 4-15-57 |
607800, г. Лукоянов, ул. Калинина, 50б |
Володин Дмитрий Андреевич |
10. |
Станция юных туристов |
(83171) 6-17-76 |
606130, г. Павлово, ул. Куйбышева, 45, каб. 24 |
Логинов Василий Порфирьевич |
11. |
Туристический клуб "Странник" |
(8313) 22-34-26 |
606000, г. Дзержинск, пр. Дзержинского, 1 |
Клоц Владимир Яковлевич |
12. |
Детско-юношеский центр |
(83130) 5-27-92, 5-27-75 |
60700, г. Саров, ул. Юности, 15 |
Сашков Александр Семёнович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Нижегородской области от 14 мая 2005 г. N 120 "Об утверждении правил охраны жизни людей на водных объектах в Нижегородской области"
Текст постановления опубликован в газете "Нижегородские новости", N 97 от 1 июня, N 100 от 4 июня 2005 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Нижегородской области от 16 июня 2017 г. N 434
Постановление Правительства Нижегородской области от 26 августа 2016 г. N 576
Изменения вступают в силу со дня подписания названного постановления
Постановление Правительства Нижегородской области от 4 апреля 2014 г. N 211
Постановление Правительства Нижегородской области от 6 ноября 2013 г. N 813
Постановление Правительства Нижегородской области от 14 января 2009 г. N 1
Постановление Правительства Нижегородской области от 11 апреля 2008 г. N 132
Постановление Правительства Нижегородской области от 12 февраля 2008 г. N 30
Постановление Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2007 г. N 494
Постановление Правительства Нижегородской области от 3 сентября 2007 г. N 324
Постановление Правительства Нижегородской области от 7 марта 2007 г. N 65
Постановление Правительства Нижегородской области от 26 января 2007 г. N 26
Постановление Правительства Нижегородской области от 20 января 2006 г. N 13